Статья за криптообмен: Верховный суд приравнял к отмыванию перевод биткоинов в рубли

29.06.202320:49

Верховный суд разрешил считать отмыванием доходов конвертацию биткоинов в рубли и их последующий разброс по чужим банковским картам и счетам, что стало прецедентом для российского права. Решение высшей инстанции остается на уровне рекомендации, пока экономический блок правительства борется за статус криптовалют в финансовой жизни страны. Уголовные последствия при конвертации биткоинов в рубли ждут только тех, кто получил монеты преступным путем, объяснила руководитель практики FinTech & Crypto юридической фирмы DRC Юлия Привалова. «Компания» вместе с ней разобралась, добавит ли безопасности двойная или даже тройная конвертация и коснется ли ЦФА решение Верховного суда.

О прецеденте, который может стать основной усиления контроля над криптовалютными операциями, рассказало РАПСИ. Так, перед судом первой инстанции предстал фигурант, который хранил наркотические прекурсоры, из которых производил мефедрон. Деньги от покупателей он получал в криптовалюте, далее конвертировал ее в рубли и переводил на счета и карты дочери своей сожительницы. Суд признал его виновным в незаконном обороте наркотических средств, но оправдал по обвинению в легализации денежных средств. Суд первой инстанции счел, что преобразованные из биткоинов средства без введения их в экономический оборот не говорят об отмывании.

Прокуратура с такой позицией не согласилась. Ведомство уточнило, что обвиняемый целенаправленно переводил деньги с виртуального счета на банковские карты, соответственно, таким образом он ввел в легальный оборот 8,2 млн рублей.

Суд апелляционный инстанции согласился с судом первой инстанции, но Верховный суд обратил внимание на «крайне противоречивые суждения». Там пояснили, что для состава преступления по ст.174.1 УК РФ («Отмывание денежных средств, полученных преступным путем») не нужно обязательного вовлечения сконвертированных из криптовалюты средств в экономический оборот — ответственность по статье наступает при установлении самого факта совершение финопераций с целью придания правомерного вида владению. И именно этим занимался обвиняемый, по мнению Верховного суда, поскольку переводом на не принадлежащие ему счета пытался избежать банковского контроля и идентификации.

Высшая инстанция решила, что вынесенный приговор незаконный и необоснованный. Уголовное дело направили в Рязанский областной суд.

Вывод Верховного суда был закономерный, поскольку еще в 2019 году высшая инстанция постановила, что ст.174 и 174.1 УК РФ должны распространяться и на криптовалюту. Однако Верховный суд впервые вынес определение об отмывании биткоинов, заметило РАПСИ.

Конвертация — не отмывание

Процесс внедрения криптовалют в финансовую жизнь России движется довольно медленно и вызывает противостояния между экономическим блоком правительства. Основным игроком на стороне жестких противников легализации криптовалют стал Центробанк. Он, «как броня, стена стоит насмерть, не хочет, чтобы крипта входила в наш оборот», жаловался глава Минфина Антон Силуанов. Сам министр находится по другую сторону баррикад. По его словам, «крипта — это данность», однако «лучше все-таки иметь правовое регулирование, чем его отсутствие».

ЦБ же призывает не допускать «заражения» криптовалютами финансовой системы страны и не поощрять стремление людей иметь такие «суррогаты». ЦБ был, есть и остается против того, чтобы вообще хоть как-то допускать использование криптовалют внутри России и стимулировать его, говорила первый зампред Банка России Ксения Юдаева.

Между тем Госдума с ноября 2022-го пытается рассмотреть хотя бы в первом чтении законопроект о регулировании майнинга криптовалют и ее последующей продажи. Нижняя палата парламента хотела принять законопроект до завершения весенней сессии, 30 июля, но в конце мая рассмотрение было отложено «до обсуждения рисков». Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в разговоре с «Компанией» не исключал, что до конца 2023-го криптовалюта войдет в правовое поле страны.

Согласно законопроекту, требования к физическим и юридическим лицам будет вводить ЦБ. Вполне вероятно, что Центробанк станет и регулятором крипторынка. По словам Аксакова, ЦБ на это «напрашивается», поскольку видит рисков в этом рынке больше остальных. Еще один кандидат — Федеральная налоговая служба. Но крипторегулятора утвердят только после принятия законопроекта.

Сама по себе конвертация биткоинов или любой другой криптовалюты в рубли не является отмыванием, объяснила руководитель практики FinTech & Crypto юридической фирмы DRC Юлия Привалова. Важным для этой квалификации является тот факт, что криптовалюта или любое другое имущество должны быть приобретены преступным путем на территории России или за ее пределами.

Это касается любой криптовалюты, включая цифровые финансовые активы (ЦФА), добавила юрист.

Пленум Верховного суда в 2015 году постановил, что под финансовыми операциями для целей статей 174 и 174.1 УК РФ «понимаются любые операции с денежными средствами, в том числе наличные и безналичные расчеты, кассовые операции».

В редакции 2019 года прописано: «предметом легализации (отмывания) могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате совершения преступления».

прочитать весь текст

Соответственно, в ст.174 УК ПФ под легализацией доходов, полученных преступным путем, понимается совершение действий с доходами от криминальной деятельности таким образом, чтобы источники этих доходов казались законными, а равно действий, направленных на сокрытие незаконного происхождения таких денег, пояснила Привалова. И «заведомость» здесь означает, что правонарушителю достоверно известно, что он использует средства или другое имущество, полученное в виде дохода от преступной деятельности.

Попытка применить более сложную схему конвертации (например, из биткоина в доллары, а из долларов в рубли) хоть может усложнить доказательство факта отмывания, «но не исключает возможности привлечения к ответственности», добавила Светлана Мкртчян, руководитель отдела продаж юридической компании «Turov Invest», специализирующейся на криптоконсалтинге.

За легальностью денежных средств внимательно следят банки, поэтому даже в случае конвертации биткоина в рубли придется показать всю цепочку денежных средств, включая этапы перевода в доллары или другие валюты, отметила Привалова. «Сейчас почти все операции с криптовалютой банки блокируют как подозрительные, и до сих пор при упоминании криптовалюты предпочитают закрыть счет и не разбираться», — указала она, отметив, что государству стоит присмотреться к 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) и адаптировать его к криптовалютным операциям.