Ставка на игру

07.04.200300:00

Рынок настольных игр для детей переполнен. Но 43-летний предприниматель Игорь Кривченко уверен, что сможет найти на нем свою собственную нишу. Ради нового дела он готов даже отказаться от более масштабного бизнеса – торговли полиграфическим оборудованием.

 

Игорь Кривченко родился в Донецке в семье строителей. Родители его часто переезжали – работали на Украине, в Казахстане, за Полярным кругом, пока однажды не осели в Москве. Окончив школу, Игорь решил пойти по их стопам и поступил в МИСИ, но ушел с четвертого курса – захотелось найти занятие поинтереснее – такое, «где он мог бы применить свои творческие способности».

До начала перестройки будущий предприниматель сменил не одну профессию – устраивал дискотеки в московских ДК, работал барменом, фотографом, пробовал себя в ювелирном деле. «Мне всегда нравилось осваивать что-то новое, совершенно незнакомое, – объясняет он. – Но постепенно я терял интерес к этому делу и начинал все сначала».

Впрочем, одна страсть – к компьютерам – пережила остальные. Как рассказывает бизнесмен, первый персональный компьютер Commodore 64, позволявший работать с видеоизображением, появился у него еще 1985 году. К началу 1990-х хобби переросло в стабильный источник заработка. Зарегистрировав фирму В.А.М., Игорь Кривченко занялся видеографикой и стал делать компьютерные видеоролики для корпоративных клиентов, политиков и телеведущих. В 1995 году, когда предпринимателя еще не вытеснили с этого рынка более современные компьютерные студии, открывшиеся при телевизионных каналах, оборот полудомашней видеолаборатории Кривченко достигал $5000 – 6000 в месяц.

Когда услуги компьютерной студии Кривченко перестали пользоваться спросом, он решил сосредоточить усилия в новой, сравнительно свободной нише. Еще в 1992 году Игорь приобрел в Австрии несколько полиграфических станков для изготовления визиток и бланков. Теперь же бизнесмен зарегистрировал компанию «Внештехимпорт» (под этим названием он работает до сих пор), арендовал склад и начал торговать недорогим подержанным оборудованием для типографий (от $1500 до $50 000 за станок). Начал Кривченко с покупки пяти станков общей стоимостью около $20 000, а всего за пять лет он реализовал около 200 типографских машин. К 2001 году ежегодный оборот «Внештехимпорта», по оценкам «Ко», достиг $500 000.

Когда бизнес окреп, предприниматель решил заняться и сервисным обслуживанием печатников, потратил около $40 000 на покупку нового оборудования и сам начал изготавливать детали. Тогда же Кривченко решил на базе старого дела выстроить новое. Тем более что накопленный опыт работы в полиграфии и имеющийся парк оборудования позволяли сделать это без серьезных затрат.

 

Умные «бродилки»

Идею освоить производство настольных игр подал Игорю его старый приятель Вадим Ринский – глава оптовой компании «Юнитойс», торгующей детскими играми и игрушками.

Осенью 2001 года друзья встретились в Москве с Вольфгангом Пернером, владельцем австрийской фирмы Peri – одного из поставщиков «Юнитойса». Замысел россиян был прост: начать в России производство трехмерных настольных игр, которые делали австрийцы. «Эти игры стоили бы в рознице $20 – 25, если их импортировать, – говорит Вадим Ринский. И поскольку они были достаточно сложными, а главное новыми для российского рынка, необходимо было сделать их русскоязычную версию. Мы хотели заключить с Peri лицензионное соглашение, согласно которому моя компания взяла бы на себя выплату роялти и вопросы сбыта, а Игорь – производство. Эта схема позволяла снизить конечную стоимость игр как минимум в два раза».

Необходимого оборудования у Кривченко не нашлось – пришлось потратить около $150 000 на закупку нового. Однако проект так и не был реализован – потенциальные партнеры не смогли договориться о дополнительных инвестициях.

Впрочем, Кривченко не стал отказываться от идеи производства настольных игр и решил действовать самостоятельно. Вместе со своими знакомыми он провел небольшое маркетинговое исследование: изучил конкурентную ситуацию, сегментировал ассортимент московских магазинов, торгующих детскими товарами, выяснил у продавцов, какие именно игры пользуются большей популярностью.

Оказалось, что на рынке представлено довольно много развивающих настольных игр из бумаги и картона. Это подтверждает и Елена Романченко, старший консультант сети магазинов «Маленький гений». Из 15 000 товарных наименований сети более 500 – настольные игры. «Эта ниша сейчас самая насыщенная – настольные игры пользуются повышенным спросом, – говорит Романченко. – Три года назад, когда мы открывали первый магазин, в России такую продукцию делали всего три компании – «Русский стиль», «Московская мозаика» и «Московский комбинат игрушек». Сейчас фирм, работающих в этом направлении, не менее десяти».

Людмила Рублева, начальник отдела сбыта кировской фабрики «Радуга», выпускающей недорогие настольные игры, также говорит об ужесточении конкуренции. «Мы начали выпуск игр пять лет назад, – рассказывает она, – а сейчас многие из наших бывших оптовиков сами стали их делать. Для этого достаточно всего лишь с небольшими вариациями скопировать готовую игру, а заказ на печать можно разместить в любой типографии».

Но Кривченко это, похоже, не смущает. Он утверждает, что для его игр место на рынке найдется. Продукция российских фирм, рассуждает предприниматель, однообразна и зачастую выполнена в блеклых тонах, что недопустимо для такого вида товаров. Так же считает и Романченко. «Российские фирмы часто либо делают похожие и скучные по сюжету «ходилки» и «бродилки», либо заменяют отсутствие интересного содержания слишком сложными, запутанными правилами, – говорит консультант «Маленького гения». – В первом случае ребенок играет в такую игру один-два раза, а потом она ему надоедает. Во втором – пока ребенок разбирается с этими правилами, он постепенно теряет к ней интерес».

 

Детский багаж

Сегментировав рынок на две категории, – оригинальные и броские игры, с одной стороны, и банальные и невзрачные, с другой – Игорь Кривченко решил делать качественные, красочные, но при этом простые игры из бумаги, розничная цена которых колебалась бы в районе $5 за штуку (настольные игры отечественного производства стоят сейчас в среднем от $1 до $10, в то время как импортные продаются примерно за $20 – 25).

Не исключено, что именно эта ниша сейчас достаточно привлекательна. «Родители стали гораздо больше тратить на воспитание и образование ребенка, так что этот рынок постоянно растет, – отмечает Людмила Рублева из «Радуги». – Причем отечественные компании начинают осваивать более сложные технологии, работать на более качественном и дорогом сырье, так что в обозримом будущем они могут потеснить иностранных конкурентов». Вадим Ринский из «Юнитойс» оценивает объем продаж только импортных настольных игр примерно в $5 млн в год, а с учетом продукции российских фирм эта цифра может быть и втрое больше.

Придумывает игры Кривченко самостоятельно, вместе с женой Анной, руководствуясь известным принципом – «все новое – это хорошо забытое старое». «В детстве ведь мы все играли в разные настольные игры, это колоссальный багаж, – рассуждает предприниматель, – сейчас у меня огромное количество идей, я просто не успеваю воплощать их в жизнь». К ноябрю прошлого года супруги придумали шесть игр под маркой «Попугай тойс» («Горячо – холодно», «Кто первый», «Замок дракона», «Математическое лото», «Домино-аквариум», «Угадай слово») и начали производство. До конца года Кривченко планирует расширить ассортимент как минимум до 20 позиций.

Организацию сбыта Кривченко доверил все той же «Юнитойс». Объем первой поставки составил 10 000 штук – примерно столько бизнесмен рассчитывает продавать ежемесячно (для сравнения: «Радуга» производит ежемесячно 150 000 – 200 000 штук). «Пока мы больше движемся интуитивно, но уже после первых продаж сможем начать более детальное планирование производства», – говорит предприниматель. По расчетам, за год Кривченко собирается выйти на объем продаж примерно в $300 000, что вполне сопоставимо с объемами его полиграфического бизнеса.