Ставка на практичность
Ленинский завет «Учиться, учиться и еще раз учиться», как никогда, актуален в 2015-м. Те, кто столкнулся с угрозой увольнения – а кризис не щадит ни топ-менеджеров, ни рядовых – все чаще готовы инвестировать в собственное развитие. Чем отвечает на спрос рынок бизнес-образования и насколько он сам стрессоустойчив?
Образовательный рынок не является четко сегментированным, нет и строгих законодательных требований к статусу «бизнес-школа». «Множество учебных центров, консалтинговых компаний и даже отдельных экспертов проводят обучение по бизнес-тематике, – утверждает руководитель направления «Качество. Инновации» Русской школы управления Константин Тютюнов. – И многие из них применяют для продвижения наименование «бизнес-школа». Общее количество сколько-нибудь активных игроков на рынке мы оцениваем примерно в 150–200. Однако число наших прямых конкурентов, которых мы реально рассматриваем для принятия решений, мы оцениваем примерно в десяток». Согласен с оценкой и Григорий Аветов, директор школы бизнеса «Синергия»: «Мы предполагаем, что в России средних и крупных игроков не более 150, а общий объем рынка не превышает 50 млрд руб. в год».
Перезагрузка
В разных сегментах и регионах рынок бизнес-образования чувствует себя по-разному, но участники отмечают общую тенденцию сокращения. Пока полноценного кризиса не ощущается. Скорее, не оправдываются надежды на обычные темпы роста. «По косвенным признакам можно судить о некотором снижении количества проводимых мероприятий, – говорит Константин Тютюнов. – Многие игроки усилили рекламное давление, увеличили количество проводимых акций. Преподавательский состав активизировался в поиске новых мест занятости. Но пока нет индикаторов чего-то чрезвычайного».
Больше повезло в условиях «шторма» игрокам, задолго до кризиса начавшим перестраивать образовательную модель под получение практикоориентированнных навыков. Традиционно популярны языковые курсы. Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы английского Skyeng, отмечает: «На фоне кризиса мы быстро растем. За пять последних месяцев у нас случился наплыв учеников: количество обучающихся увеличилось с 1000 до 1700 человек. Основной процент наших учеников – это «белые воротнички» (53% от общего числа учеников), проживающие в Москве».
Большой спрос также на тренинги по открытию бизнеса. «В условиях кризиса данный сегмент не только не сократился, но и начал существенно расти, причем чуть ли не единственный из всех в бизнес-образовании, – уверен Олег Карнаух, бизнес-эксперт, основатель образовательного проекта «Бизнес – это просто!» – Сейчас на такие тренинги идут представители ранее практически не охваченной целевой аудитории – топ-менеджеры и сотрудники крупных корпораций. До кризиса они не могли даже думать о своем бизнесе, им психологически мешала кажущаяся стабильность их компании, которая парализовывала все самостоятельные действия».
Остановить потенциального студента может только падение покупательской способности. «С одной стороны, стало сложнее работать с той частью аудитории, для которой стоимость обучения в бизнес-школе была достаточно обременительной и до кризиса, но она была готова сделать такую долгосрочную инвестицию в собственное развитие, используя различные кредитные механизмы и приемлемый курс евро. Сегодня им уже труднее себе это позволить, – рассуждает Максим Фельдман, руководитель отдела по работе с клиентами Московской школы управления «Сколково». – С другой стороны, экономический кризис подтолкнул к нам слушателей, для которых финансовая составляющая не столь существенна, но у них есть четкое понимание, что они хотят учиться здесь и сейчас». Этих людей сама ситуация побуждает к тому, чтобы использовать турбулентное время для интеллектуальной перезагрузки и саморазвития.
Оптимизация
Некоторые решаются на кардинальные профессиональные перемены. Снижения количества студентов в бизнес-школе RMA, предлагающей услуги по последипломному образованию в сфере шоу-бизнеса, ресторанной индустрии или спортивного менеджмента, не замечают и надеются пережить очередной кризис так же, как все прошлые. В 2000 г. выпускник ВГИКа и режиссер Кирилл Кулаков и двое американских продюссеров открыли детскую творческую школу с собственной студией звукозаписи; занимались ивентами, концертной деятельностью. Со временем поняли, что талантливой молодежи много, а менеджеров проектов не хватает. В 2002 г. совместно с Государственным университетом управления запустили программу подготовки продюссеров шоу-бизнеса, причем практические дисциплины преподавали сами продюсеры, руководители рекорд-компаний, программные директора. Постепенно RMA переквалифицировалась с творческого на бизнес-образование.
«Частное образование, если его правильно вести – инновационными методами, с красивыми идеями – может быть рентабельным», – утверждает Кирилл Кулаков. Сегодня оборот школы составляет 1 млн евро, в прошлом году он был в два раза больше из-за разницы курса валют. При этом в школе отмечают, что деньги в системе образования, даже в системе бизнес-образования, это всегда копейки: позволить себе платить большие гонорары преподавателям не может ни одно образовательное учреждение. Спикеров мотивирует именно возможность поделиться собственными знаниями, престиж преподавания, кто-то подбирает себе стажеров или персонал, ищет свежие идеи.
Бизнес-школы в кризис пытаются оптимизироваться, запуская онлайн-практикумы и короткосрочные программы. «Участники рынка отмечают: при перспективе увольнения у руководителя есть всего три месяца, чтобы зарекомендовать себя и добиться значимых, с точки зрения генерального директора и акционеров, результата, – говорит Михаил Лукашевич, партнер CFO-Russia. – Поэтому в кризис главные тренды бизнес-образования – практичность, оперативность и сфокусированность. Это значит, что знания можно сразу же применить для реализации какого-то проекта, который приведет либо к оптимизации издержек, либо к повышению эффективности бизнес-процессов, либо к повышению качества». Выигрышная стратегия в бизнес-образовании сегодня, по мнению Григория Аветова, «предлагать конкретному клиенту с конкретным оборотом решения, которые увеличат эффективность в пределе одного квартала». Это не очень соответствует классической «высокомерной» модели обучения, позаимствованной из-за рубежа, но лучше отвечает текущим российским условиям.
Кроме того, кризис вновь становится поводом к импортозамещению. Российские компании на образовательном рынке имеют все шансы обогнать западных конкурентов, держащих цены на услуги в долларах и евро.