Top.Mail.Ru
бизнес

Ставка на транспорт

Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»
В Москве 81 земельный участок общей площадью почти 70 гектаров выделены под возведение транспортных объектов с начала 2021 года. Строительство путепроводов, транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) реконструкция набережных пройдет за счет столичного бюджета, в рамках адресной инвестпрограммы.

Город инвестирует в дороги

По сообщению столичного правительства, участки были выделены застройщикам в бесплатное пользование — на них появятся несколько путепроводов, в том числе, эстакады над железнодорожными путями на Горьковском, Казанском и Курском направлениях МЖД. Предусматривается реконструкция улиц Боженко, Кубинки, Крылатской, Ярцевской, Краснобогатырской и Донецкой, Волгоградского проспекта и модернизации развязок на пересечении МКАД с улицами Верхние Поля и Липецкой. В 2021 году определены площадки для возведения объектов транспортной инфраструктуры на дублерах Кутузовского проспекта, Северо-Восточной хорде и других магистралях. Кроме того, предполагается развитие разных систем общественного транспорта, их будут объединять ТПУ.

Реализация этих проектов пойдет за счет бюджетных средств, предусмотренных адресной инвестпрограммой. Она была принята в столице в ноябре 2020 года. Документ предусматривает выделение на развитие городской среды более 2 трлн рублей. Средства пойдут на строительство социальных и транспортных объектов.

По данным московской мэрии, всего в течение 3,5-4 лет появятся 740 новых объектов. При этом, на развитие транспортной системы придется 70% средств АИП и более половины их этого объема — 38,5% — будет потрачено на строительство метро. Подземке добавят 25 новых станций.

Для развития системы экологичного транспорта столица первой из российских регионов выходит на рынок заимствований с зеленым облигационным займом.

Учитывая надежность и высокий рейтинг Москвы как эмитента, интерес к зеленым облигациям будет высоким, - прогнозируют эксперты. Основными покупателями видятся крупные банки и инвестиционные фонды, как российские, так и зарубежные, которые в рамках стратегии устойчивого развития внедряют принципы ESG. Данные бумаги будут также интересны частным инвесторам благодаря меньшим рискам, а также на фоне низкой доходности банковских вкладов.

«Москва идет по пути сокращения отрицательного воздействия на окружающую среду, сохранение природных ресурсов, повышение энергоэффективности. Мы прекрасно знаем, что Москва инвестирует много средств в парки, строительство метро, покупку электробусов и другие проекты. При прочих равных инвесторы наверняка отдадут предпочтение именно таким заемщикам, — отмечает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Евгений Жорнист. — В РФ рынок зеленых облигаций пока развит очень плохо и при принятии инвестиционного решения мы в первую очередь ориентируемся на качество заемщика и на доходность облигации». А Москва отвечает этим качествам в полной мере.

Три тренда транспортной инфраструктуры

Развитие транспортной системы столицы идет по пути «интеграции рельсов», сегодня это основная тенденция развития транспортных систем любого мегаполиса.

Как отмечает Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, в крупных городах обычно действует сразу несколько систем рельсового транспорта, в том числе трамваи, метро, электрички, все они соединяют части города друг с другом, а также обеспечивают пассажиропоток из пригорода и обратно.

Как отметил Блинкин, удобно объединить эти виды транспорта и остается задачей для власти, создав тем самым транспортный «каркас» мегаполиса.

Личный транспорт для мегаполисов должен становиться все менее востребованным, по крайне мере для ежедневных поездок. Альтернативой, кстати, не обязательно становится транспорт общественный, все чаще горожане делают выбор в пользу шеринговых средств передвижения — от автомобиля до велосипеда и самоката. И данный тренд также остается в числе магистральных для развития транспортной экосистемы мегаполисов.

Тем более, что общественный транспорт в столице обещает со временем становится все более экологичным. Так, в столице планируют начать обкатывать первый водородный электробус, благодаря чему вместо выхлопов в окружающую среду будут попадать только тепло и пар. Таким образом, транспорт на водородном топливе должен быть в 10 раз экологичнее дизельного.

Активное развитие систем общественного транспорта — это еще и вынужденная необходимость вследствие растущей «автомобилизации» населения страны. Как подчеркивают эксперты, в условиях пандемии интерес к личному транспорту у москвичей вырос, однако с ее завершением тренд станет обратным, горожане будут чаще пользоваться транспортом общественным.

«Когда пандемия пойдет на спад, я продолжу ездить на работу на автобусе. Это намного удобнее», — отмечает Блинкин.

И третий заметный тренд — ставка на развитие пешеходных пространств.

Еще по теме