Ставка не сыграла: укреплением рубля займутся экспортеры

17.08.202315:15

Повышение ключевой ставки до 12% не принесло должной крепости рублю. Теперь его относительно добровольно поддержат экспортеры, которые начнут активнее продавать вырученную валюту. Власти должны были взять этот процесс под контроль намного раньше, считают эксперты.

О том, что российские власти обсуждают с бизнесом ужесточение валютного контроля, Bloomberg и «Интерфакс» со ссылкой на источники написали еще 15 августа. Сразу после публикаций курс слабевшего весь день рубля начал укрепляться. Второе дыхание нацвалюта получила после материала Financial Times, в котором журналисты назвали дату экстренного совещания президента с правительством — 16 августа.

Источники утверждали, что первое заседание прошло в понедельник. Тогда Минфин предложил обязать российских экспортеров продавать до 80% своей выручки в иностранной валюте в течение 90 дней после поставки. Тех, кто не выполнит требования, планировалось лишать госсубсидий.

Также в списке предложений Минфина были:

На заседании в понедельник только один человек выступил за усиление валютного контроля — глава Минфина Антон Силуанов, отмечал источник Financial Times. Такую меру власти уже применяли в феврале 2022-го на фоне обвала рубля — тогда президентский указ обязал экспортеров продавать 80% выручки в валюте, потом норму снизили до 50%, а летом прошлого года и вовсе отменили.

Между тем участники встречи президента Владимира Путина с членами правительства и главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной согласились с тем, что ужесточение валютного контроля — крайняя мера, способная лишь временно повлиять на курс, маскируя фундаментальные причины ослабления валюты, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники.

Если ситуация не изменится, к обязательной продаже экспортной выручки добавят и рост фискальной нагрузки. Впрочем, мера может быть введена «в любой момент», отмечает высокопоставленный источник Reuters.

Правительство смогло неформально договориться с экспортерами об увеличении продажи валютной выручки, поэтому пока все ограничивается наблюдением за их действиями, пишут «Ведомости». Собеседник Reuters уточняет, что экспортеры должны будут представлять отчеты властям каждую неделю. При этом речь идет не совсем о «добровольной» продаже выручки, а скорее о неформальных «рекомендациях», отмечает Forbes.

Любопытно, что экспортеры и без требования финблока продают 80% валютной выручки и более. Из данных ЦБ следует, что, например, в мае этого года показатель составил 88%, а в июне — 84%. При этом в июле глава ЦБ Эльвира Набиуллина утверждала, что экспортеры оставляют на зарубежных счетах примерно 1% от выручки. По данным регулятора, в июле крупнейшие экспортеры продали на бирже минимальные с февраля прошлого года $6,9 млрд — это на 60% меньше показателя августа 2022-го.

Новые Корейко

Один из источников Reuters описывал схему неполного возвращения валютной выручки на примере нефтяников. По его словам, экспортеры нефти отгружают ее дешевле, чем впоследствии продают. «Разница списывается якобы на логистику, но, сколько при этом оседает на счетах новых Корейко, никто не знает. Видимо, много», — говорил собеседник агентства.

При этом сами экспортеры в штыки восприняли информацию об увеличении продажи валюты. «Натворило бед правительство, а за последствия всех этих решений и действий заплатит бизнес. Можно, конечно, задоить до смерти, но, когда корова помрет, кого доить начнут?» — возмущался источник агентства в одной из компаний-экспортеров.

По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, нефтяники действительно зарабатывают на разнице цен, владея «собственными трейдерскими структурами». Между тем принцип «купить дешевле, а продать дороже» — нормальная практика бизнеса, характерная для многих отраслей промышленности, напоминает он. Основная проблема — не в самой схеме заработка, а в том, где в итоге оседают деньги от сделок, подчеркивает Хазанов.

Еще один источник Reuters отмечал, что экспортеры стараются приберечь валюту про запас, ведь «неизвестно еще, как долго вообще будут покупать российскую нефть».

«Мертвому припарка»

Главным фактором снижения курса рубля стала мягкая денежная политика, которая привела к переизбытку денежной массы, признали участники встречи, пишут «Ведомости». По словам Набиуллиной, регулятор повысил ключевую ставку не столько из-за нацвалюты, сколько из-за усилившихся инфляционных рисков. Правительству для охлаждения спроса на импорт, который стал одной из причин ослабления рубля, стоит подумать о повышении ввозных пошлин, считает глава ЦБ.

Повышение ключевой ставки — это «мертвому припарка», полагает экономист Валентин Катасонов. Он уверен, что возвращать контроль над движением валюты нужно было раньше, поскольку лишь эта мера способна вернуть силы рублю.

Валютный контроль — это попытка бороться с последствиями, а не с причиной, соглашается финансовый аналитик Ян Мелкумов. По его словам, повышение ключевой ставки все же принесло эффект, хоть и краткосрочный. Вместо дополнительных мер по валюте следовало бы продолжать повышать ставку «на пару процентов», пока рубль не поддастся.