Stels въезжает в банкротство
В подмосковный арбитражный суд 12 октября поступило заявление ФНС о признании Кубинского велозавода (принадлежит ООО «Веломоторс») несостоятельным, узнал журнал «Компания». В профильных велогруппах началась оживленная дискуссия: обанкротится ли крупнейший в стране производитель велосипедов, который делает технику под брендом Stels. Опрошенные «Компанией» эксперты уверены, что грядет передел рынка, совокупный объем которого оценивается в 50 млрд рублей. Все это только усугубит велосипедный дефицит в стране, а также приведет к росту цен более чем на треть.
Бюджет собирает недоимки
Как сообщили журналу «Компания» в Минпромторге, по информации профильных отраслевых объединений потребность российского рынка велосипедов составляет в среднем до 4,3 млн единиц в год, из которых от 30 до 34 процентов производятся с различной степенью локализации на российских заводах, а остальные — импортируются (в основном — из стран Юго-Восточной Азии).
Большинство велосипедов везут из Китая, в том числе там производятся и российские бренды. Stels отличало то, что сварка рам для него проводилась в России (речь про стальные конструкции), остальные — поставляли или готовые велосипеды, или собранные узлы.
Что явилось причиной для подачи иска от лица ФНС России МРИ №22 по Московской области, точно неизвестно. По закону, процедура банкротства может быть инициирована, если сумма недоимок превышает 300 тысяч рублей, без учета пеней и штрафов, и не урегулируется бизнесом, несмотря на требования налоговиков. Также, согласно данным СПАРК, 29 сентября решением ФНС у компании были приостановлены операции по счетам.
Компания, в свою очередь, инициировала арбитражный иск, в котором пытается оспорить решения налогового ведомства от декабря 2020 года. Однако заявление оставлено судом без движения из-за нарушения правил подачи документов.
На запрос «Компании» в ФНС ответа не поступило. ООО «Веломоторс», которому принадлежит бренд Stels и Кубинский велозавод, также оставил запрос без комментариев.
Велорынок в стране небольшой, поэтому о проблемах у крупнейшего игрока знают в других компаниях. На условиях анонимности «Компании» игроки рынка рассказали, что налоговые претензии тянутся уже давно. Государство, столкнувшееся с последствиями ковидного года, готово собрать недоимки с бизнеса, чтобы пополнить бюджет. Что и привело к тому, что была инициирована процедура банкротства одного из заводов.
Под удар попало производство, которое находится в Кубинке. При этом к другому производителю Stels — Жуковскому веломотозаводу, который также принадлежит «Веломоторсу» и его основателям — еще недавно были претензии правоохранительных органов. В августе 2021 года было закрыто уголовное дело по обвинению компании ООО «Жуковский веломотозавод» в уклонении от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организации в особо крупном размере. Сотрудники УЭБиПК регионального МВД России смогли доказать нарушения на сумму более 260 млн рублей, совершенные в 2017-2018 годах. Обвиняемые выплатили полный, ущерб, пени и штрафы. Суд учел этот факт, а также то, что преступление было совершено впервые, и прекратил преследование.
Утрата авторитета
Оба завода совокупно выпускают от 800 тысяч до 1 млн велосипедов в год.
К непосредственной угрозе банкротства привела внезапная смерть основателя Александра Начевкина от последствий ковида в январе 2021 года. По признанию людей, которые с ним работали, это личность масштаба Сергея Галицкого или Олега Тинькова*.
«Крайне амбициозен, всегда устанавливал высокую планку себе и окружающим, и сделал многое для формирования российского велосипедного рынка. Был крупный производственник: смог создать и новое производство в Кубинке и поднял из разрухи советское предприятие, где когда-то делали велосипеды “Десна”», — рассказал «Компании» бывший подчиненный Начевкина.
Тот факт, что телеграмму-соболезнование вдове направил лично глава Минпромторга Денис Мантуров, говорит о том, насколько значимую роль играл промышленник. С его смертью у компании исчез административный ресурс, который, как говорят игроки рынка, формировался связями Начевкина с военными (сам он в прошлом танкист). Кроме того, сложный актив перешел наследникам, которые могут не испытывать тяги к этому виду бизнеса. Он — как и в случаях с Natura Siberica, Ростагроэкспортом или «Аллтеком» — мог оказаться под угрозой существования после смерти основателя.По словам игроков отрасли, складывается впечатление об отсутствии согласованной позиции у наследников Начевкина: непонятно, собираются ли они как-то реструктурировать долги. Сообщалось о том, что в Сети появлялись объявления о продаже земельного участка, где находится велозавод. Гектары с ангарами и коммуникациями, находящиеся в 40 км по Минскому и Киевскому шоссе, предлагались за 750 млн рублей.
Кроме того, бизнес столкнулся с серьезными общеэкономическими трудностями.
Велоотрасль подсчитывает убытки
Рассчитывать на то, что кто-то заинтересуется покупкой готового производства не приходится, уверены опрошенные «Компанией» эксперты. Во-первых, изделия специфические: велосипед требователен к условиям хранения, перевозки и при этом дешев, если пересчитать стоимость на килограмм или кубический метр. Во-вторых, нет кадров, так как учиться и проходить практику будущим сотрудникам просто негде, отмечает директор по продукту велопроизводителя «Форвард» Игорь Губарев.
«Успешные предприниматели, рассматривающие велосипедный бизнес в качестве объекта для инвестиций, узнав специфику, отказываются от планов. А профильных игроков совсем мало, и свои мощности у них и так уже есть, поэтому забирать целую линию еще и с нерешенными вопросами с государством желающие вряд ли найдутся. Хотя если государство на аукционе предложит — подумаем», — говорит Губарев.
Освободившееся место с удовольствием займут другие игроки рынка, считают опрошенные «Компанией» представители веломагазинов. Однако, по мнению владельца веломагазинов Вадима Антюхова, нельзя утверждать, что уйти с рынка компанию вынуждают конкуренты: сложная рыночная ситуация добивает в первую очередь крупных производителей. У тех, кто содержит большие производства, сильно выросли издержки из-за ковидных ограничений. Только стоимость контейнерной доставки подорожала с почти $2 тыс. до $15 тыс.
Кроме того, они столкнулись с ростом цен на комплектующие из-за увеличения стоимости металла на мировом сырьевом рынке, задержками поставок. Все вместе дало негативный эффект, и в следующем году ситуация ситуация может быть еще более сложной.
«В целом рынок достаточно стабильный, но он “засахарился”: есть позитивный прирост, но он небольшой — около 5%. Тренд на ЗОЖ, Wellness и Fitness — удел плотного, крепкого, но очень малого фейсбучного сообщества. В этой аудитории все рыночные показатели подрастают, независимо от года, но на больших цифрах это не очень отражается — итоговые показатели укладываются в обычные закономерности», — говорит Игорь Губарев.
Спросу не хватает стабильности
«Увеличение спроса на спорттовары — иллюзия. Лето, когда сидели “закрытыми”, было неплохим, но прошедший сезон был провальным. Во многом это результат падения покупательской способности населения. По нашим ожиданиям, в следующем году велосипед подорожает сильнее прогнозных 30% — самый простой будет стоить около 50 тысяч рублей. Это при том, что за три года розничная цена велосипеда практически удвоилась», — говорит Вадим Антюхов.
Пессимистичные оценки вполне подтверждаются финансовыми показателями «Кубинского велозавода». По данным СПАРК, выручка предприятия по итогам 2019 года упала на 97,9% — с 2 млрд 139 млн рублей до 44 млн. В 2020 году и эта цифра сократилась более чем вдвое — до 17 млн рублей. Коммерческие и управленческие расходы при этом показывают рост на 90% к выручке.
Даже перспективы резкого роста цен на велосипеды не гарантируют, что дефицита не будет. Как заявил «Компании» представитель сети магазинов велотехники Alienbike, угроза дефицита на велорынке в ближайшем сезоне сохранится во всем мире. На отечественном рынке уход крупнейшего производителя только ухудшит ситуацию. В настоящее время завершается предзаказ на 2022-2023 годы — основные производственные программы уже сверстаны. Если сейчас крупный игрок собирает деньги на предзаказ, а потом не сможет выполнить свои обязательства, это создаст риск потери значительной части средств рынком.
Усугубляет ситуацию то, что пандемия изменила порядок финансовых расчетов между партнерами. Если раньше продавцы работали на отсрочках от поставщиков и от логистики, теперь за все нужно платить вперед. Если деньги застрянут, товара привезут меньше и дефицит на рынке усугубится.
В перспективе трех лет, отмечают опрошенные «Компанией» эксперты, произойдет перераспределение на рынке: часть предпринимателей выберут другие объекты для инвестиций. Остальные вложатся в те марки, которые уже продаются в России, или попытают удачу в самостоятельном привозе новых брендов на российский рынок.
По данным Минпромторга, сегодня до 1 млн велосипедов завозится нелегально (преимущественно из стран Азии). Такие велосипеды декларируются недобросовестно или не декларируются вовсе.
Для борьбы с серым импортом, министерство решило ввести обязательную маркировку велосипедов и велосипедных рам. Первоначально старт обязательной маркировки был запланирован на 1 сентября этого года, по позднее его перенесли на 1 марта 2022 года.
Как сообщили в Минпромторге, в настоящее время порядка 1000 компаний-участников оборота велотоваров уже зарегистрированы в информационной системе маркировки.
В профильном министерстве отечественным производителям обещают поддержку — в рамках льготного заемного финансирования, предоставляемого Фондом развития промышленности, и субсидирования затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Пока в министерстве решают, кого из производителей относить к российским. Будет ли в этом числе «Кубинский велозавод», зависит от итогов разбирательства дела о банкротстве и налоговых претензиях.
* признан в России иноагентом.