Стив Джобс: как вам наши яблочки?

21.06.199900:00

«Он позаботился о наших деньгах. Он вложил их в какую-то фруктовую компанию, а потом позвонил и сказал, что о деньгах нам больше нечего беспокоиться» 
(из фильма Forrest Gump).

Компьютерный мир переваривает свежайший слух. На прошлой неделе он возник в интернетовских недрах. Якобы Стив Джобс, основатель и живой талисман Apple Computer, готовит свое детище к продаже. Авторы этой неофициальной информации ссылаются на «источники, близкие к Джобсу». Передать в чужие руки главное дело жизни - это одновременно так похоже и так непохоже на 44-летнего менеджера, которого многие всерьез считают гением.

Apple - это не игрушки?

Согласно этим источникам, в Apple уже проведена «предпродажная подготовка». Компания реорганизована таким образом, чтобы принять наиболее товарный вид. В гиганте компьютерной индустрии установлен более жесткий контроль над расходами, переиначена система сбыта, сокращен персонал, в том числе руководящий. Сообщаются и другие подробности.

На мысль о продаже Джобса будто бы навели следующие факты. Доля компьютеров Apple на мировом рынке занимает 7%, и это кажется пределом возможного. Компания не имеет сильных позиций на рынке корпоративных продаж, за исключением издательского и образовательного секторов. Зато неплохо умеет работать с индивидуальными потребителями. Если уж такова рыночная ниша фирмы, то нужно заработать на ней как можно больше. Стив Джобс хочет превратить домашний компьютер в суперигрушку XXI века, этакий вечный блокбастер на столе вашего ребенка.

Сейчас на рынке компьютерных игрушек властвует Sony с ee Playstation, известной любому подростку. Ее продвижение на рынок происходило не без помощи Apple.

Обойти японцев Стивен Пол Джобс (так звучит его полное имя) якобы задумал, объединив усилия с одной из компаний, умеющих зарабатывать на детских фантазиях. А успешнее всего делают такой бизнес, как известно, три корпорации: Walt Disney, Time-Warner и Viacom.

Если торговую марку Apple, дизайнерскую изобретательность и технологическую находчивость Джобса и его команды удастся соединить с бездонными запасами развлекательных сюжетов и знаменитых персонажей одной из названных корпораций, то может получиться штука посильнее Doom'а. А может и не получиться. Никто ведь еще не подтвердил официально, что у Стива Джобса есть такие намерения.

Неправдоподобным в этих слухах выглядит то, что Apple может так вдруг изменить свое рыночное позиционирование и имидж. То есть из «нормального» производителя дорогих компьютеров для серьезных людей превратиться в «детскую» фирму. Правда, что такие неординарные решения абсолютно в духе Стива Джобса. Тем он и знаменит.

Соблазнение Евы

«В народе», если так можно назвать рядовых обитателей американских офисов, Стива Джоба любят куда больше, чем Билла Гейтса. Конечно, основатель Microsoft - самый богатый в мире self-made man и вообще воплощение американской мечты, но какое-то уж очень скучное. Родился в зажиточной семье, окончил Гарвард - у родителей денег хватило. Были у Билла приличные стартовые условия, он и сумел ими воспользоваться. И ошибок больших никогда не совершал, а если и совершал, то умел их скрыть. Короче, слишком правильный.

Стив Джобс персонаж куда более колоритный. Происхождение - проще некуда, высшее образование пытался получить в заурядном колледже в Портленде. Причем добровольно покинул его после первого же семестра. Его ошибки, стоившие компании Apple многих миллионов, становились достоянием общественности. Его волевые решения, не одобряемые никем, приводили тот же Apple к новым вершинам. Право слово, харизматик.

В России таких «неправильных» натур, которые все делают другим наперекор, среди топ-персон бизнеса процентов 80%. В Америке - единицы, и на общем фоне они выглядят особенно эффектно.

«Сумасшедшие, которые считают, что они могут изменить мир, в конце концов его и меняют» - эту фразу из последнего рекламного текста Apple рекламисты явно сочинили в угоду своему боссу. Как и слоган Think different («Думай иначе»).

Легенда о Джобсе, поддерживаемая в Apple много лет, рисует его именно таким человеком.

Первое «сумасшествие» осенило Джобса в 1976-м. Поработав годик на компанию Atari, молодой недоучка решил создавать собственный персональный компьютер. Пикантность ситуации заключалась в том, что самого понятия «ПК» тогда еще не существовало и человечество прекрасно обходилось без него. Огромные и казавшиеся очень умными ЭВМ занимали обширные помещения всевозможных исследовательских центров.

Что имел к тому времени этот калифорнийский мечтатель? Отцовский гараж, друга-единомышленника Стива Возняка и несколько свободных часов каждый вечер. Покидать основную работу ни Джобс, ни Возняк, трудившийся в Hewlett-Packard, не решались.

Стив Возняк и третий компаньон - Поль Вейн неплохо разбирались в высоких технологиях той поры. Джобс был менее сведущ, но крайне энергичен, поэтому стал вожаком в этой компании. Фирма Apple Computer была зарегистрирована 1 апреля. На первом товарном знаке, который разработал Поль Вейн, красовалась довольно навороченная картинка: Змей-искуситель соблазнял Еву, свисая с Древа Познания Добра и Зла. Наглые калифорнийские парни таким образом сразу и доходчиво объясняли миссию своей фирмы: производить нечто такое, чего человечество еще не отведало, но что может перевернуть весь мир.

Поль Террел, владелец магазина в городке Маунтин Вью - малой родине Джобса, - пообещал новоявленным производителям купить 50 первых машин оптом за $25 тыс., если, конечно, друзьям удастся их собрать.

Необходимые для запуска гаражного производства комплектующие стоили $20 тыс. Глава Apple взял эту сумму взаймы. Полсотни компьютеров были собраны за месяц. Первая прибыль компании, таким образом, составила $5 тыс.

Стив Джобс сотоварищи тут же забыли о наполеоновских планах, уготованных фирме Apple, и попытались продать идею персонального компьютера своим основным работодателям. Ни Atari, ни Hewlett-Packard гаражным новаторством не заинтересовались. (Очень хочется добавить: «Вот дураки!»)

Тогда Джобс нашел инвестора. Армас Клифф Маркула, сколотивший капитал на удачных спекуляциях с акциями Intel и Fairchild Semiconductor, вложил в Apple собственные $92 тыс. и устроил компании кредитную линию на $250 тыс. в Bank of America. Он не прогадал.

Маркула большого бизнеса

Пять лет подряд компания Apple непрерывно росла, наращивая мощь. Одновременно крепла уверенность Джобса в его «инаковости» и складывался миф о его гениальности.

В 1978-м на рынок была выпущена вторая модель персоналки, названная Apple II. На этой модели компания заработала $139 млн. Джобс бросил клич среди независимых программистов, предложив им писать программы под Apple, и так на свет появились 16 тыс. программных продуктов. Вслед за революцией на рынке компьютеров Стив Джобс устроил революцию в производстве программного обеспечения.

Доходы компании росли от 35% до 150% каждый год, и в 1980 году Apple разместила акции на Уолл-стрит. В первый же день продаж цена выпущенных бумаг выросла с $22 до $29 за штуку. Капитализация всей фирмы таким образом составила $1,2 млрд. Стиву Джобсу было 25 лет, и около 10% акций принадлежали ему.

Разработку нового компьютера Apple III он, поверив в свою непогрешимость, возглавил лично. Первые две модели создавал Возняк, теперь же Джобс нанял группу новых инженеров.

За проект свежеиспеченный мультимиллионер взялся со свойственным ему рвением. Не всем инженерам была по душе сверхактивность Стива Джоба. Он фонтанировал идеями и нередко начинал рабочий день с формулирования новых требований, прямо противоположных вчерашним.

Выход Apple III переносился несколько раз: сначала с весны 1980-го на лето, а потом с лета на октябрь. В ноябре модель была еще сырой, но Джобс приказал запускать ее в серию: он не мог себе позволить пропустить традиционный декабрьский пик продаж.

К марту выяснилось, что каждая пятая машина Apple III прибывает к потребителю в неисправном виде. Многие компьютеры, которые удавалось включить, ломались после нескольких часов работы. Микросхемы просто вываливались из машин из-за перегрева, при том что лично Джобс настоял на отсутствии в новой модели вентилятора.

После многократных «доводок» и улучшений за три года компании удалось продать лишь 75 тыс. машин против 1 300 000 компьютеров предыдущей модели Apple II.

Вслед за первым промахом Джобс совершал новые ошибки. В 1983 году он сорвал еще одну революцию на рынке, которую сам же и подготовил. Модель Lisa могла бы стать суперхитом продаж - это был первый в мире компьютер, управляемый «мышью». Все испортила цена: платить за новинку $10 тыс. желающих оказалось немного.

Еще одним упущением Стива Джобса была несовместимость операционных систем каждой новой модели Apple со всеми предыдущими. Это создавало массу неудобств при покупке нового компьютера, так как общеупотребительных систем типа Windows мир тогда еще не знал.

Все это были ошибки поправимые: положение фактического монополиста на рынке ПК давало компании возможность исправлять ляпы своего шефа. Но в 1983 году производство персоналок освоила гигантская IBM.

Председатель совета директоров Apple Computer Армас Маркула (тот самый первый инвестор) содействовал появлению на посту президента компании Джона Скалли, за два десятка выросшего в PepsiCo до должности вице-президента по маркетингу. Вскоре после своего прихода в Apple Скалли фактически повел кампанию по вытеснению Джобса. Ветеран менеджмента больше ценил организованность, чем полет фантазии.

При Скалли гениальный Джобс принес компании еще один громкий успех. «Подсмотрев» кое-какие идеи в лаборатории Rank Xerox, он создал компьютер Macintosh с его знаменитой операционной системой. Той самой, которую, как считают многие, «содрал» Билл Гейтс при создании Windows. Интеллектуальная собственность - штука скользкая.

Тем не менее в 1985 году Стив Джобс после двухлетних склок с Джоном Скалли подал в отставку. В свои 30 лет он мог бы просто уйти на пенсию, так как деньги на всю оставшуюся жизнь уже были заработаны.

Но прекратить мечтать о революциях было не в его характере.

Cледующий шаг

Жизнь без Apple у Джобса не очень сложилась. А Apple без Джобса за несколько лет, того хуже, растеряла чуть ли не все, что имела.

Свою новую компанию он назвал в своем амбициозном стиле - NextStep. Уведя из Apple пять ключевых специалистов, он хотел создать на новом месте персональный компьютер нового поколения. Разумеется, такой, какой «фруктовой компании» и не снился. Но у Джобса ничего не получилось.

Тогда он решил стать акулой рынка программного обеспечения, создав операционную систему. Конечно же снова революционную. Несколько лет работы были потрачены почти впустую: перебить IBM с ее OS/2, не говоря уж о Microsoft, Джобсу не удалось. Не смог он договориться с Hewlett-Packard, Sun и другими китами компьютерной индустрии об оснащении их машин своей системой NextStep. Джобс, рассудили главы этих компаний, слишком хищная рыба, чтобы пускать его на свою территорию.

Apple тем временем теряла позиции на рынке. Большинство фирм поставили на производство IBM-совместимые машины, и Apple стала восприниматься на рынке чуть ли не как изгой. Рыночная доля уменьшалась из года в год и упала ниже отметки 5%.

Им было плохо друг без друга - компании и ее создателю. Наконец в конце 1996-го возникли слухи о том, что Стив Джобс возвращается. Перед самым Новым годом слухи превратились в официальное сообщение. Было заявлено, что Стив Джобс займет в родной фирме кресло CEO (по-нашему - гендиректор). Акции компании в тот день, 20 декабря, выросли на треть.

За два последних года Джобс успел сделать для Apple много хорошего. Во-первых, он просто сохранил компанию и увеличил ее долю на рынке до 7%. Во-вторых, он с успехом вывел на рынок новые компьютеры iMac, G3 и PowerBook. В-третьих, он совершил очередную революцию, придумав выпускать компьютеры в корпусах различного цвета. («Не понимаю, почему раньше меня никто до этого не додумался?»)

Он наладил производство, внедрив принцип нулевых инвентарных запасов. Наконец, он вернул фирме известность при помощи своего коронного приема - организовал промоушн-кампанию Think Different.

Теперь появились слухи, что все это он сделал только для того, чтобы продать Apple Computer новым хозяевам как можно выгоднее. Если это правда, как мог он решиться во второй раз передать свое любимое детище в чужие руки?

Ответ очевиден. При характере Стива Джобса даже такая перемена все же лучше, чем их отсутствие. Прозябать в семипроцентной нише - не его удел.