Сто лет Opel: от Адама до Zafira
История Adam Opel AG началась в 1862 году, когда основатель компании Адам Опель собрал свою первую швейную машинку. Двадцать четыре года спустя на заводе Опеля в Рюссельсхайме освоили производство транспортных средств - велосипедов. В 1899 году за ворота предприятия выкатился первый автомобиль Opel Patent-Motorwagen System Lutzmann. Через 40 лет на машинах Opel ездила вся Европа.
С чужого голоса
К концу XIX века предприятие, основанное Адамом Опелем, превратилось из небольшой ремесленной мастерской в промышленное предприятие со штатом около 600 человек. Однако экономическая ситуация складывалась таким образом, что производство швейных машинок и велосипедов уже не могло приносить достаточную прибыль. Развитие компании требовало новых решений. Их поисками и занялись сыновья Адама: Карл, Вильгельм, Генрих, Фридрих и Людвиг. Внимание братьев привлекла зарождающаяся автомобильная промышленность. Ознакомившись с опытом немногочисленных немецких изготовителей самодвижущихся экипажей, братья приняли решение начать производство в кооперации с одним из них. Выбор пал на Фридриха Лутцмана, владельца автозавода в Дессау, поставлявшего машины членам германской августейшей фамилии. По контракту, заключенному 21 января 1899 года, завод в Рюссельсхайме начал выпуск модели Opel Patent-Motorwagen системы Лутцмана.
Однако бизнес с Лутцманом у братьев, что называется, "не пошел", и в 1901 году они расстались с компаньоном, заключив новое соглашение. На этот раз в поле зрения братьев Опель попал французский автомобилестроитель Александр Даррак. В начале 1902 года в Рюссельсхайме появились первые лицензионные авто, продававшиеся под маркой Opel-Darracq. Параллельно велись активные разработки собственной модели. Первый автомобиль конструкции Opel был представлен уже осенью 1902 года на автосалоне в Гамбурге. Публике показали модель 10/12 PS, оснащенную двухцилиндровым двигателем собственной конструкции.
Крупнейший в Германии
Рынок принял новичков благосклонно. Уже через несколько лет завод Опелей в Рюссельсхайме стал одним из самых успешных автомобилестроительных предприятий Германии. В 1906 году, то есть всего через четыре года после гамбургской премьеры, братья Опель выпустили свой тысячный автомобиль. Расширился и модельный ряд: к первенцу 10/12 PS прибавилась модель 20/22 PS с более мощным четырехцилиндровым двигателем, появились и грузовые версии этих автомобилей. Завод в Рюссельсхайме уже не справлялся с увеличившимися объемами производства, и в том же 1906 году Opel открыл филиал в Берлине.
Но подлинный прорыв компания из Рюссельсхайма совершила лишь три года спустя, выпустив на рынок свой первый бестселлер - легендарный Opel 4/8 PS Doktorwagen. Машина, ничем не уступавшая конкурентам по качеству и степени оснащения, предлагалась всего за 3950 марок - вдвое дешевле своих аналогов. Фактически Doktorwagen вполне мог претендовать на лавры первого в Германии "народного автомобиля".
Как бы там ни было, серьезный рыночный успех новинки в сочетании с принятой годом позже модульной системой производства, позволившей комплектовать "полуфабрикаты" автомобильных кузовов различными типами шасси и двигателей, сыграли существенную роль в развитии компании. В 1912 году суммарный объем производства переваливает за 10 тыс. авто, и к 1914 году, обойдя всех конкурентов, Opel становится крупнейшим немецким автомобилестроителем.
Успешное развитие бизнеса позволило компании расширить сферу деятельности. В предвоенные годы инженеры Opel активно работали над широким кругом "непрофильных" тем: от сельскохозяйственного мотокультиватора до пожарного насоса. Тогда же были предприняты и первые попытки производства авиационных двигателей. Моторами Opel комплектовались бипланы Euler.
В поисках партнера
Жесточайший экономический кризис 20-х годов поставил немецкую автомобильную промышленность на грань выживания. В разоренной войной Германии автомобиль вновь превратился в недоступную роскошь. Спасти положение могло лишь по-настоящему массовое производство машин с предельно низкой себестоимостью, то есть конвейерная сборка.
Первый в Германии конвейер заработал в 1924 году в Рюссельсхайме. Модернизация производства обошлась в 1 млн золотых марок, но игра стоила свеч: за шесть лет отпускная цена Opel 4/12 PS Laubfrosch (модели, положившей начало конвейерной сборке) снизилась с 4,5 тыс. марок до 1,99 тыс. "Древесная лягушка" (именно так переводится на русский название машины) вернула немцам уверенность в завтрашнем дне, а автомобилю - статус общедоступного средства передвижения.
Однако, даже вновь завоевав лавры лидера германской автомобильной промышленности (в 1928 году на долю Opel приходилось 37,5% рынка, а общий объем продаж приближался к 43 тыс. автомобилей), компания остро нуждалась в поддержке. Преобразовав бизнес в открытое акционерное общество, братья Опель занялись поисками сильного партнера. Помощь пришла из-за океана: немецким автогигантом всерьез заинтересовалась General Motors. В марте 1929 года наследники Адама Опеля передали GM контрольный пакет (80%) акций компании, сохранив по условиям соглашения "полную независимость во всех сферах".
Войдя в империю GM, Opel получила широкий доступ на международный рынок. В начале 30-х компания закрепляется в Японии, Китае и Латинской Америке. Существенно упрочились позиции Opel и у себя дома: в 1935 году с конвейеров Opel сошло свыше 100 тыс. легковых и грузовых автомобилей - рекордный по тем временам годовой объем производства.
Растущий спрос на грузовики поставил компанию перед необходимостью переноса их производства на отдельное предприятие. В том же 1935-м начал работу завод в Бранденбурге мощностью 25 тыс. автомобилей в год. Производство в Бранденбурге было ориентировано на выпуск малотоннажных Opel Blitz, дебютировавших на конвейере в 1931 году и быстро завоевавших огромную популярность в Германии и за ее пределами. Кстати, именно этому полуторатонному грузовичку концерн Adam Opel AG обязан своей сегодняшней эмблемой - молнией, делящей окружность пополам. Впервые изображение серебряной молнии появилось именно на Opel Blitz.
Революция, однако...
Не забывали братья Опель и о "народных" легковушках. В 1935 году с конвейера в Рюссельcхайме сошел первый немецкий автомобиль с несущим кузовом - Opel Olympia. "Олимпия" выгодно отличалась малым весом, улучшенной пассивной безопасностью и прекрасной аэродинамикой. Но главное, новая концепция позволила изготавливать кузов отдельно от механических деталей - двигателя, трансмиссии и элементов подвески, объединяя их лишь на конечном этапе. Подобная методика сборки практикуется на автозаводах по сей день, но тогда это была настоящая революция.
Годом позже Рюссельcхайм порадовал немцев премьерой компактной малолитражки, продержавшейся на конвейере 55 лет. Речь идет о неувядающем Opel Kadett, чьи "наследники" в четвертом и пятом поколениях (Kadett D и E) до сих пор колесят по дорогам всего мира. Сходный по конструкции и внешности с "Олимпией" легкий автомобильчик стал подлинным бестселлером: за неполные четыре года производства было продано 107 608 "Кадетов" первого поколения.
Основательно укрепив позиции в компакт-классе, Opel вступил в борьбу за верхний сегмент рынка. Взыскательным клиентам Рюссельсхайм предложил сразу две "люксовые" модели с мощными 6-цилиндровыми двигателями: Super 6 и Admiral. Два года спустя Super 6 уступит место последней предвоенной новинке - Opel Kapitan, а пока, в мирном 1936-м, братья Опель возносятся на вершину славы: с годовым объемом выпуска в 120 293 автомобиля компания становится абсолютным европейским лидером.
Под ружьем
Впрочем, пальма первенства в Рюссельсхайме не задержалась. В Европе началась война. Милитаризованной экономике частный автотранспорт был ни к чему, и в октябре 1940 года директивой нацистского руководства производство легковых автомобилей на Opel было свернуто. В Бранденбурге, правда, продолжался выпуск "полуторок" Blitz (в полноприводном варианте и даже на гусеничном ходу) для армейских нужд. Однако главные силы компании были мобилизованы для выполнения задач, далеких от автомобилестроения. Припомнив былые заслуги Opel перед авиапромом, завод в Рюссельсхайме переориентировали на производство авиационных шасси, пилотских кабин и пуленепробиваемых топливных баков.
К концу войны от былого могущества Opel не осталось и следа. В 1944 году заводы компании превратились в прах под бомбами союзников (интересно, были ли среди пилотов акционеры GM?), а годом позже хозяевам предприятия пришлось распрощаться с одной из своих лучших моделей: оборудование, техническая документация и все имевшиеся в наличии комплектующие для производства Opel Kadett были вывезены в СССР в качестве военных репараций.
Возрождение
Выпуск "Кадета", известного российским автолюбителям как "Москвич-401", продолжался на Заводе малолитражных автомобилей (ныне АО "Москвич") до середины 50-х годов. Кстати, на том же "Москвиче" в середине 70-х годов планировалось освоить сборку Opel модели Ascona, но проект не получил поддержки американцев.
Сами же немцы вернулись к малолитражкам лишь в 1962 году (после восстановления производства в начале 50-х компания сконцентрировалась на дорогих моделях). Для производства Opel Kadett A был открыт новый завод в Бохуме. "Кадет" второго поколения роднили с предшественником разве что название да народная любовь: менее чем за четыре года число выпущенных Kadett A перевалило за миллион. Компактный "Кадет" оказался наиболее популярной моделью компании. К 1991 году, когда место ветерана на рынке малолитражек заняла Astra, по всему миру было продано около 11 млн этих автомобилей.
С начала 70-х Рюссельсхайм занимает твердые позиции практически во всех основных сегментах рынка. В среднем классе честь компании отстаивали Opel Rekord и Ascona, спортивные традиции поддерживало купе Manta. В 1972 году Opel вновь стал национальным лидером. На долю компании приходилось 20,4% немецкого авторынка. Ранние 80-е добавили в линейку Opel седан Senator представительского класса и созданное на его базе купе Monza. На построенном в Испании заводе началось производство малолитражной Corsa (позднее модельный ряд завода в Сарагосе пополнила собой Tigra).
Со второй половины 80-х модельный ряд Opel приобретает современные черты. В 1986 году Record уступил место Omega, а двумя годами позже на смену Ascona пришла Vectra. Для полноты картины не хватало лишь внедорожников и минивэнов. Они появились уже в 90-е. Наладив в 1991 году сборку внедорожников Isuzu под собственной маркой (модель Frontera), Opel без особого труда стал их основным европейским поставщиком. На руку компании, видимо, сыграли два фактора: невысокая конкуренция (в Старом Свете этот вид транспорта не пользуется особой популярностью) и американская принадлежность Opel (японская Isuzu также входит в GM).
На рынке минивэнов позиции Opel не столь бесспорны, хотя в последние годы компания прилагает в этом сегменте наиболее заметные усилия. Дебютировавшую в 1996 году Sintra в прошлом году дополнила Zafira. Кстати, в скором времени должно начаться производство следующего поколения этого минивэна (концепты Zafira Snowtrekker и Zafira Fuel Cell демонстрировались на последнем автосалоне в Женеве). Там же - но уже в качестве серийной модели - был представлен и компактный микровэн Opel Agila.
Жертва режима
Тем не менее золотые времена рюссельсхаймского концерна остались в прошлом. Будучи европейским лидером в предвоенные годы, Opel имел все шансы не только сохранить этот титул, но и существенно упрочить свои позиции на мировом рынке. Динамичное развитие Adam Opel AG могла остановить только катастрофа, и компании фатально не повезло - началась война...
Ценой невероятных усилий производство удалось восстановить (уже к середине 50-х его объемы сравнялись с довоенными), однако реалии рынка к этому времени значительно изменились. У Рюссельсхайма появился серьезный конкурент. Стремительно набиравший обороты Volkswagen серьезно потеснил Opel в традиционном для концерна сегменте недорогих "народных автомобилей". Попытки вернуть былое величие увенчались успехом лишь в 1972 году, когда Opel вновь стал самым крупным игроком национального рынка. Создание же Volkswagen Group окончательно лишило Рюссельсхайм шансов на европейское господство.
Впрочем, у наследников столетних традиций Opel и без того достаточно причин для гордости за свою марку. Ну кто, кроме специалистов, помнит сегодня, к примеру, про "Хорьх" или "Майбах"? А машины с серебряной молнией на фальшрадиаторной решетке продолжают колесить по дорогам всего мира и поныне.