Top.Mail.Ru
мнения

Стоит ли покупать готовый бизнес в 2020 году

РИА Новости РИА Новости

В мире есть три варианта получить бизнес, если говорить о законных способах: создать его, взять франшизу или купить уже готовый. Первый вариант — самый популярный, а вот с покупкой знакомы далеко не все. Давайте разберем, какие подводные камни могут встретиться на этом пути.

Чем отличается готовый бизнес от франшизы? Чтобы стало понятнее, приведу пример. Допустим, есть франшиза студии шугаринга и готовый салон красоты в конкретном городе. И то, и другое можно купить, причем франшиза по цене выглядит гораздо привлекательнее. При покупке франшизы предприниматель получает все маркетинговые инструменты (логотип, рекламные материалы, расчеты по рекламным капаниям, брендбук и многое другое) и право работать под общим брендом. Иногда в договор входит обучение и помощь с открытием. Но все затраты на открытие лежат на покупателе франшизы: помещение, оборудование, вывески, рекламные материалы и так далее. А еще придется платить паушальный взнос за использование бренда, каждый месяц. Причем он может быть фиксированным или составлять процент от прибыли.

В случае с готовой студией, или готовым бизнесом, покупатель получает помещение, ремонт, оборудование, обученных сотрудников, какую-то систему ведения бизнеса, клиентов и зачастую еще и поддержку бывшего владельца первые пару месяцев. Расходы на рекламу, зарплату и все материалы и в первом, и во втором случае — на покупателе.

Таким образом, франшиза должна еще выйти на точку безубыточности и отбить вложения, а готовый бизнес уже приносит прибыль. Но и стоит дороже.

Причины продажи бизнеса

Одна из самых частых причин — хочется чего-то другого. Современные предприниматели редко выбирают дело всей жизни и часто запускают проект с целью продать его через пару лет. С такими продавцами общаться проще всего. Они настраивают всю систему на автономную работу с самого начала, точно знают цены на рынке и дорожат своей репутацией. Но получить помощь в дальнейшем будет непросто.

Другая причина — вынужденная. Тут возможны финансовые уступки, но есть шанс получить проект, завязанный на личном присутствии руководителя.

Ну и третья причина, тщательно скрываемая: не идет! Низкая прибыль, проблемы с поставщиками, текучка в коллективе или еще какие-то трудности, с которыми предыдущий владелец не справился или не захотел справляться. Такие проекты тоже продаются и покупаются, но у потенциального владельца должно быть четкое понимание ситуации и ресурсы, чтобы ее исправить, если возможно. Новичкам не стоит связываться с убыточным или проблемным бизнесом, на рынке всегда можно найти более безопасный вариант.

Но, чтобы узнать реальную причину продажи, нужно проверить бизнес с помощью профессионалов.

Проверка и еще раз проверка

Обычно это делается по пяти основным направлениям, самостоятельно или с привлечением специалистов по оценке бизнеса.

Операционная проверка, в ходе которой можно узнать, как бизнес живет, как дышит. История создания, организационная структура, эффективность и уровень навыков сотрудников.

Далее или параллельно с операционной проводится юридическая проверка. Тут стоит просмотреть все договоры, начиная от соглашения об аренде, заканчивая всеми документами на поставку оборудования, материалов и расходников. Тут без юристов будет сложно обойтись, пусть специалисты вычитывают сотни бумаг и дают свою оценку юридической стороне вопроса. Важный момент — проверяем наличие обременений, права собственности, учредительные документы, чтобы не получить сюрприз после сделки. Если продавец снимает помещение у друга, нужно это знать, если оборудование оформлено как собственность тестя, то это может стать проблемой после.

Налоговая проверка позволит выявить, нет ли долгов по налогам, историю взаимодействия с налоговой системой, опасность проверок и другие аспекты деятельности компании. В идеале — когда продавец предоставляет все декларации и выписки об уплаченных налогах.

В ходе финансовой проверки выявляются операционная, чистая прибыль, расходы и доходы, себестоимость производства, возможные издержки и другие показатели. Обязательно смотрим выплаты в ФОТ, сколько получает руководитель. Может, заявленная прибыль в 200 тыс. являлась зарплатой для предыдущего руководителя. И если нанять директора, то по итогам месяца компания уйдет в минус. Долги поставщикам, банкам и другим компаниям — это важный финансовый показатель. Проверка выявит, требует ли бизнес вложений, когда подходит срок замены оборудования, или требуется ли ремонт помещения. Любые из этих причин могут легко побудить собственника продать свой бизнес, а новому — принесут проблемы и значительные потери в прибыли.

Ну и заключительное направление проверки — это маркетинговое исследование, когда производится оценка положения компании на рынке, ее перспектив, конкурентных преимуществ, имеющихся маркетинговых инструментов и прочих важных моментов. Именно эти данные покажут, есть ли смысл покупки ради развития или имеющиеся цифры — это потолок возможностей.

Часть информации покупателю предоставит продавец, остальное придется собирать самостоятельно. Не стоит полностью полагаться на данные от собственника — сайт судебных приставов или выписка или ЕГРН зачастую дадут более точную информацию.

Устойчивые и перспективные направления

Мобильные приложения, сервисы и игры стали значительно популярнее, поэтому сфера IT-технологий и всего, что связано с программированием и тестированием, также стала пользоваться спросом. Сюда же можно отнести и интернет-магазины, причем продавать через Интернет можно практически любые товары. Были бы спрос и бесперебойные поставки.

Еще одной сферой, которая легко ушла в онлайн, стало образование. Сегодня научиться можно практически чему угодно удаленно. Поэтому курсы, консультации, онлайн-школы и различные мастер-классы прекрасно себя чувствуют, работают и приносят своим владельцам неплохую прибыль. Аутсорс растет буйным цветом: юридические, бухгалтерские, даже клининговые компании. Можно сократить большую часть штата и заказывать услуги разово.

Еда — это товар первой необходимости, какие бы кризисы ни наступили. Производство продуктов питания, их перевозки, продажа — отличный беспроигрышный вариант. Сюда же можно отнести и доставку готовых блюд, создание и доставку меню на неделю, специализированные продукты для веганов, спортсменов. В противовес этому идут кафе и рестораны. На них наложили практически самые жесткие ограничения, но и тут можно выкрутиться. Например, организация доставки еды или торговля навынос. Никуда не делось и сельское хозяйство, а также все, что с ним связано.

Людям нужно как-то развлекаться и чем-то занимать детей. Отсюда активно появляются онлайн-кинотеатры, няни, удаленные детские лагеря, школы и кружки по интересам. Компьютерные игры, Zoom-встречи и прочие удовольствия.

Продажа любых товаров с доставкой на дом, если есть свой завод или производство. Можно реализовывать продукцию удаленно и доставлять ее клиентам на дом, без посещения шоурумов и магазинов.

Приведу три примера готового бизнеса на 2020 год, которые можно запускать и не бояться кризиса.

Пример № 1. Интернет-магазин — например, постельного белья. В принципе, подойдет любой товар, который не нужно примерять. Должны быть раскрученная инстаграм-страница, широкая клиентская база, рост продаж за период пандемии, а также удобный сайт и его мобильная версия, желательно еще и приложение. Кроме финансовых показателей следует обратить внимание на логистику и причину продажи интернет-магазина. Допустим, есть поставщик, есть покупатели, есть проверенные каналы продаж. Интернет-проекты хороши уже тем, что нет физического склада, не нужно хранить товары, постоянных расходов практически нет, прибыль ограничена только объемом рынка. Тут минимум сложностей, достаточно оформить ИП и забрать все доступы. Отлично подходит новичкам. Перед покупкой стоит также проверить долги перед поставщиками, репутацию среди клиентов, прибыль, стоимость привлечения новых клиентов и маркетинговые расходы.

Пример № 2. Кафе быстрого питания с доставкой. Проверять нужно широту ассортимента, зону доставки, логистику, всех поваров и других сотрудников, а также количество ежедневных онлайн-заказов. Несмотря на то, что многие кафе уже работают, есть летняя терраса, а люди, засидевшиеся дома на самоизоляции, пытаются компенсировать несколько месяцев, проведенных дома, посиделками в кафешках, особой прибыли бизнес все равно не ждет. Более того, речь вообще не идет о деньгах, которые могут перекрыть несколько месяцев убытков. Это, кстати, может и быть причиной продажи, владелец больше не тянет своими деньгами свое дело и, к сожалению, вынужден его продавать, что вам может пойти на руку при приобретении раскрученного бизнеса с онлайн-доставкой. Тут новичку будет немного сложнее: придется разобраться в управлении персоналом, производстве продуктов питания, в работе с различными поставщиками и в процессе осуществления доставки. В общепите есть постоянные и переменные расходы, более сложные налоги, ФОТ, затраты на операционную деятельность и многое другое. И проверять тут стоит более тщательно, кроме очевидных показателей, могут оказаться и незаметные проблемы, по типу чокнутой соседки, пишущей заявления в различные инстанции, или плохо работающей канализации. Тут стоит познакомиться с бизнесом изнутри, можно даже там поработать какое-то время.

Пример №3. Салон красоты, что я упоминал в начале. В том случае, если вы обратили внимание на покупку готового бизнеса, а не франшизы, стоит узнать причину продажи. Возможно, ситуация аналогична той, что в примере № 2, ведь несмотря на то, что салоны красоты открылись гораздо раньше кафе, всё равно понесли убытки. Более того, мастера, которые ушли на домашний формат работы, переманили часть клиентской базы. Но многим всё равно важнее получить услуги в квалифицированном центре, нежели у знакомого мастера дома. В случае с покупкой салона красоты также не забывайте про проверку финансовой отчетности и всех показателей, юридической чистоты бизнеса, наличия клиентской базы. Особенно важным моментом в проверке должен быть анализ сайта и Instagram-аккаунта. На сайте должна быть удобная навигация, а страница должна быть хорошо раскручена.

В любом случае новичкам лучше брать что-то попроще, либо то, что хорошо знакомо. На первых порах не всегда можно надеяться даже на профессионального и надежного управляющего.

Этапы покупки готового бизнеса:

— Если есть готовый вариант, то проверяем его по всем параметрам или нанимаем специалиста для оценки.

— Если нет определенности с проектом, то дотошно изучаем рынок и конкурентов. И только после этого отправляемся искать бизнес для покупки, проводим переговоры и находим несколько вариантов для более тщательного анализа. Не зацикливаемся на выбранной нише, расширяем сферу деятельности — например, рассматриваем не только кондитерские, а все кафе и булочные города.

— Проводим детальный анализ, запрашиваем все данные у продавца, проверяем юридическую сторону сделки. Потом оформляем юридическое лицо и переоформляем бизнес на себя. От момента идеи до покупки может пройти не один месяц, такие сделки не проводятся быстро.

— И самое главное, на всех этапах необходимо консультироваться со специалистами, чтобы заранее узнать все нюансы и тонкости выбранного бизнеса.

прочитать весь текст

Еще по теме