Столица отвязанных устройств

Шведы считают себя прародителями российской телекоммуникационной промышленности. В 1897 году Магнус Эрикссон открыл первый в России завод по производству телефонов, который после революции носил гордое имя «Красная заря» и производил большую часть АТС для СССР.

 

Первенство шведов невозможно оспорить. Международная исследовательская корпорация IDC уже два года подряд называет Швецию лидирующей страной в развитии информационных технологий. В процессе исследования IDC, которое проводится в 55 странах, оцениваются около 25 параметров, в том числе количество компьютеров и Интернет-пользователей, степень развития телекоммуникационной инфраструктуры и уровень образования.

На прошлой неделе в Россию приезжал король Швеции Карл XVI Густав. В его свите были президент компании Telia Мариан Ниверт и Карл Бильд – бывший премьер-министр Швеции, а ныне глава компании Nordic Venture Network. Ниверт и Бильд стали основными докладчиками на конференции IT St. Petersburg, прошедшей в северной российской столице 10 – 11 октября. Им было о чем рассказать.

 

Скандинавский стиль

Считается, что Швеция вырвалась вперед в секторе высоких технологий благодаря правительственной политике. Государство создает на телекоммуникационном рынке конкурентные условия, субсидирует приобретение персональных компьютеров населением и поддерживает строительство магистральных сетей, объединивших все регионы страны. Инвестиции в информационные технологии в 2000 году превысили 8% от валового национального продукта Швеции. Благодаря десяткам различных программ страну удалось в буквальном смысле «накрыть» цифровой сетью. Общедоступные услуги связи и Интернет стали такой же привычной составляющей шведского быта, как водопровод и электричество.

Но на самом деле лидерство Швеции, видимо, все же обусловлено национальной психологией самих шведов и их методами ведения бизнеса. Шведы – традиционные сторонники неиерархической, «плоской» модели управления. Ответственность в компаниях децентрализована и распределена между топ-менеджерами, которые обходятся без секретарш и решают вопросы со своими сотрудниками напрямую, без барьеров.

Тот, кого американцы называют «боссом», а французы – «патроном», у шведов скорее «капитан команды». Минимальная дистанция между владельцем компании и наемным менеджером, культивирование неформальных отношений, общность подходов к бизнесу и важность корпоративных ценностей определяют «скандинавский стиль» менеджмента.

По мнению шведских социологов, статус или занимаемая должность в деловой Швеции не столь важны. Поэтому у сотрудников нет страха перед своими начальниками, никому не нужно «ставить» себя среди коллег, чтобы нормально работать. Отсутствие психологических барьеров при межличностной коммуникации позволяет эффективно решать производственные задачи. Новые технические возможности, экономящие время и сокращающие расстояния, были приняты шведами на ура. Новая инфраструктура телекоммуникаций идеально легла на такой тип отношений.

 

Беспроводная Мекка

В начале XX века в относительно небольшом городе Стокгольме телефонных аппаратов было больше, чем в таких мегаполисах, как Нью-Йорк, Лондон, Париж и Берлин. А в 40-х годах государственная телекоммуникационная компания, носящая сегодня имя Telia, провозгласила революционный лозунг: «Телефон в каждый дом – равные условия для всех». В других странах домашний телефон в то время был атрибутом обеспеченного человека, занятого серьезным бизнесом. Для шведов же телефон стал еще одним проявлением индивидуальной свободы. При этом ландшафт Швеции довольно неудобен для традиционной телефонизации. Швеция занимает четвертое место в Европе по территории, но 8,9 млн населения размещены крайне неравномерно – большинство живет в южной части страны. Средняя плотность населения в стране составляет 19,7 чел. на 1 кв. км. Для сравнения: во Франции на каждом квадратном километре живут 105 чел., в Англии и Германии – около 230, а в Голландии – 369 чел. Телефонизировать в таких условиях всю страну, а не только густонаселенный юг довольно трудно.

То, что Telia не удалось сделать в середине ХХ века, воплотилось в реальность с появлением мобильной связи. В 1993 году в Швеции государство перестало регулировать телефонный рынок, что способствовало падению цен на услуги связи. Сейчас они одни из самых низких в мире. В результате сегодня, по официальным данным, более 70% шведов имеют мобильные телефоны.

 

Парк № 1

Ключевую роль в становлении Швеции как высокотехнологической страны сыграла компания Ericsson. Эту компанию заботило не только собственное благополучие, но и состояние деловой, научной и образовательной среды в стране. В 1976 году Ericsson, IBM и ряд других компаний заложили технопарк в окрестностях Стокгольма – городке Щиста. За прошедшее время этот «наукоград» викингов стал настоящим европейским оазисом для высокотехнологических компаний. В нем прописалось более 350 ведущих мировых технологических компаний. Здесь же работает почти половина всех шведских инженеров и специалистов в этих отраслях – около 90 тыс. человек.

«Америка доминировала до тех пор, пока на переднем крае отрасли были компьютеры. Сегодня в развитии информационного рынка гораздо большую роль играют мобильная связь и Интернет. В будущем пользователей мобильного Интернета будет больше, чем «привязанных» кабелем. Опыт Швеции сделает ее особо привлекательной в глазах международных компаний», – гордятся достижениями своей страны шведские газеты.

Успех Ericsson вдохновил предпринимателей на создание венчурных предприятий в «стокгольмской долине». Она манила инженеров со всего мира, чувствовавших, что у беспроводной связи большое будущее, и желавших принять участие в строительстве технопарка. Стив Боллмер, генеральный директор Microsoft, назвал технопарк Стокгольм-Щиста «Меккой мобильных коммуникаций».

И хотя на созданные в этой долине стандарты – WAP для Интернета и Bluetooth для управления в квартире различными «умными» цифровыми устройствами без помощи проводов и программного обеспечения – обрушился град критики, ценность исследований, проводимых в технопарке, никто не подвергает сомнению.

 

Место гнездования

Районы технопарков, которых теперь в Швеции семь, называют компьютерным термином – «кластеры» (объединение серверов в кластер предпринимается для увеличения общей производительности). В стокгольмском кластере находятся исследовательские центры всех крупнейших мировых компаний. Andersen Consulting инвестирует в разработку WAP-протокола, Cisco совместно с Cap Gemini Ernst & Young ведут совместный проект по мобильным системам 3G. Intel и Compaq имеют собственные центры по развитию электронной коммерции. Hewlett-Packard и Ericsson создали совместное предприятие, которое занимается разработкой программных приложений для телекоммуникационных предприятий и сервис-провайдеров. Компания Halebop, учрежденная Telia и Oracle, разработала комплексные решения для выхода в Интернет и на корпоративные порталы с беспроводных устройств. В этой долине мирно трудятся конкурирующие IBM и Sun, Microsoft и Sybase, Motorola и Nokia. Кризис на рынке заставил их ужаться, но никто из гигантов не покинул это плодородное «пастбище».

Необходимость держать руку на пульсе научно-технических разработок заставляет глобальные компании даже в условиях общего сокращения персонала сохранять научно-исследовательские подразделения и присматриваться к новым предприятия, пока те дешево стоят. А в прошедший, более благоприятный период поглощения в Швеции происходили регулярно. Самыми крупными сделками стали приобретение фирмой ADC Telecommunications компании Altitun за $872 млн, а также покупка компанией Cisco Systems фирмы Qeyton за $800 млн. Microsoft в 1999 году приобрела маленькое шведское предприятие Sendit, разработавшее платформу, позволяющую сотовым операторам становиться провайдерами мобильного доступа в Интернет. Это было первое приобретение Microsoft за пределами США, причем если поделить заплаченную американцами сумму на количество сотрудников Sendit, то получится, что каждый из них обошелся Microsoft в $1,2 млн. На этой базе Microsoft создала свой центр мобильных решений, который решает задачу доставки информации пользователю в любое время, в любую точку Земли и с любого коммуникационного устройства.

 

Век учись

Фактически в Швеции уже создано информационное общество. Есть инфраструктура, технологии, но не менее важно и то обстоятельство, что шведы умеют пользоваться новыми технологиями и с удовольствием это делают. Предполагая не менее динамичное развитие отрасли и в будущем, государство заботится о подготовке соответствующих специалистов. В стокгольмском кластере расположен университет информационных технологий, созданный Королевским технологическим институтом. Согласно плану развития университет к 2010 году должен стать крупнейшим европейским учебным центром отрасли, в котором будут учиться 12 тыс. студентов и работать около 1 тыс. исследователей и 80 профессоров.

Сегодня 78% шведских студентов имеют выход в Интернет в учебных заведениях, а 80% – дома. Еще более удивительно то, что наиболее быстро растущей возрастной группой пользователей Интернета являются люди от 50 до 79 лет. За два года благодаря специальной программе SeniorNet количество пожилых пользователей Интернета в Швеции удвоилось. В нескольких десятках клубов уже прошли обучение около 50 тыс. шведов старшего поколения, желающих догнать своих детей и внуков и разговаривать с ними на одном языке. 

10 стран, лидирующих в области информационных технологий

 

 

2000 г.

2001 г.

1

Швеция

Швеция

2

США

Норвегия

3

Финляндия

Финляндия

4

Норвегия

США

5

Дания

Дания

6

Канада

Великобритания

7

Нидерланды

Швейцария

8

Швейцария

Австралия

9

Австралия

Сингапур

10

Япония

Нидерланды

Источник: IDC