Top.Mail.Ru
архив

Страхи позади

Отечественный страховой рынок стоит на пороге больших перемен. Рост платежеспособного спроса резко расширил бизнес страховых компаний. Одновременно на рынок начинают активно выходить западные компании. В результате потребитель получит то, чем уже несколько лет пользуются в Восточной Европе, – страховые услуги западного уровня. В России появился еще один быстроразвивающийся и очень конкурентный рынок.

 

Таких резких перемен, как в течение последнего года, российский страховой рынок не испытывал, пожалуй, на протяжении всего своего четырнадцатилетнего существования. Прежде всего обозначился исключительный интерес к страховому бизнесу со стороны крупнейших финансово-промышленных групп. В течение последних полутора-двух лет произошло несколько крупных поглощений, причем пик скупок страховых компаний пришелся именно на несколько последних месяцев.

«Рынок набирает обороты, и именно сейчас определяются его основные игроки на перспективу, – полагает заместитель генерального директора компании «Гута-Страхование» Евгений Кочубей. – Поэтому крупные компании перешли к агрессивной стратегии: они активно выходят в регионы, развернулась жесткая конкурентная борьба за клиента в центре. В результате основными тенденциями прошлого года стали капитализация компаний, усиление процесса слияний, консолидации банковского и страхового капиталов – меры, направленные на наращивание ресурсной базы в условиях обострения конкуренции и предстоящего вступления в ВТО».

 

Долгожданные олигархи

На страховом рынке сегодня присутствуют практически все олигархи, в руки которых перешел контроль над крупнейшими и наиболее успешными страховыми компаниями. Это группа «Альфа», которая приобрела страховую компанию ВЕСтА и сформировала на ее основе холдинг «АльфаСтрахование»; это «Интеррос», преобразовавший кэптивную, но достаточно мощную компанию «Интеррос-Согласие» в рыночно ориентированную группу «Согласие»; это «Сибирский алюминий», купивший «Ингосстрах» (правда, права собственности пока оспариваются); это «НИКойл», формирующий финансовую империю с помощью своего приобретения – Промышленно-страховой компании.

Очевидным следствием появления у страховых компаний новых мощных акционеров стало увеличение их капитализации. Самый большой уставный капитал среди страховых компаний (1 млрд руб.) сегодня имеет «АльфаСтрахование». А общая капитализация российского страхового рынка увеличилась за год почти вдвое и достигла 27,3 млрд руб. В свою очередь, концентрация капитала на страховом рынке приводит и к увеличению влияния этого сектора на экономику страны. Динамика объемов сбора страховых премий сопоставима с изменением ВВП, и, несмотря на рост этого показателя в последние годы, корреляция сохраняется (см. график). Так, в 1999 году объем собранной страховщиками премии составил 0,02% ВВП, таким же этот показатель был и в 2000 году, а по итогам 2001 года вырос до 0,3%.

«Прошлый год ознаменовался устойчивым ростом интереса к страхованию со стороны потенциальных клиентов, в первую очередь физических лиц и представителей мелкого и среднего бизнеса, – считает генеральный директор компании «Ренессанс Страхование» Илья Михайленко. – Россияне начали понимать, что страхование является надежным механизмом защиты бизнеса, а также личного имущества, жизни и здоровья застрахованного. Поэтому неудивительно, что объем собранных страховщиками премий из года в год растет».

Помимо процессов смены собственности, наращивания капитала и появления стратегических инвесторов рынок расширяется и административными способами. Принятие недавно закона «О страховании автогражданской ответственности владельцев автотранспортных средств» фактически не только создает беспрецедентный спрос на страховые услуги, но и заставляет компании в обязательном порядке расширять границы своей деятельности. Для страховщиков это новый рынок сбыта – по оценкам специалистов, обязательное страхование автогражданской ответственности принесет около 1 млрд руб. и десятки миллионов новых клиентов. Но те, кто захочет вступить в игру, вынуждены будут либо открыть представительства во всех субъектах Федерации, либо присоединиться к другим компаниям, чтобы достичь желаемого результата. 7 мая началась процедура получения лицензии на страхование обязательной автогражданской ответственности.

Многие страховщики уже давно начали расширять сеть представительств, рассчитывая не только на «автогражданку», но и на развитие других видов страхования для частных клиентов или малого бизнеса, то есть требующих присутствия в различных регионах. За последний год наиболее успешно развивала региональную сеть Военно-страховая компания, число отделений которой перевалило за сто.

 

Новое поколение выбирает

Ситуацию, которая разворачивается сейчас на страховом рынке России, можно считать классическим примером повышения стоимости развивающегося рынка. Первый этап предполагает полную закрытость рынка, создание тепличных условий для работающих на нем компаний. Затем следует его расширение, появление новых игроков, ужесточение конкуренции и условий работы. Ведь хотя российскому страхованию уже целых 14 лет, только сейчас компании начали активную борьбу за потребителя. Объясняется это очень просто. Если вспомнить историю нашего рынка, то станет понятно, что, несмотря на растущие объемы страховых взносов (в течение последних лет на 150 – 200% в год), по-настоящему только теперь в России начал появляться реальный платежеспособный спрос на страховые услуги. «Главным качественным сдвигом на страховом рынке можно считать появление нового поколения собственников и профессиональных менеджеров, воспринимающих страхование не как финансовый инструмент для минимизации налоговых платежей, а как неотъемлемую часть системы риск-менеджмента, без которой невозможно планирование производства, – говорит Сергей Цикалюк, генеральный директор Военно-страховой компании. – Об этом свидетельствует рост спроса на имущественное страхование. За последний год объем страховой премии, собранной ВСК по страхованию имущества юридических лиц, увеличился в 1,7 раза».

Страховые компании сразу же отреагировали на эту тенденцию увеличением тарифных ставок. Сегодня тарифы на страхование в отечественных страховых компаниях приблизились к уровню западных. Например, тарифы на страхование новых автомобилей зарубежного производства составляют сегодня 8 – 12% от их розничной цены, как, например, во Франции.

По мнению специалистов, снижение тарифов на страхование в ближайшее время вряд ли возможно. После кризиса 1998 года, пытаясь удержать клиентов, страховщики снизили тарифы до критической для успешного ведения бизнеса отметки. Поэтому сейчас, когда экономика России достаточно стабильна, тарифы будут расти. В страховании транспорта тарифы уже начали постепенно повышаться, это объективная тенденция, поскольку до последнего времени тарифы были слишком низкими. На этом уровне, по мнению специалистов, невозможно было эффективно работать. Тарифы по договорам страхования имущества, грузоперевозок, на потребительские виды страхования будут повышаться из-за удорожания западной перестраховочной защиты.

Однако это неизбежная тенденция, которая свидетельствует о зрелости рынка. Ведь в первые годы работы страховых компаний стоимость страхования была исключительно низка как раз из-за отсутствия реального спроса. Не секрет, что большинство компаний было нацелено на оказание финансовых услуг предприятиям по оптимизации налогообложения. В 1991 – 1995 годах ежемесячно появлялись сотни новых страховых компаний, подавляющее большинство которых занималось не классическим рисковым страхованием, а финансовыми операциями – такими, как страхование риска непогашения кредита, – и построением финансовых пирамид. Теперь из них выжили только те, кто сделал ставку на постепенное развитие традиционных видов страховых технологий, совершенствование обслуживания клиентов.

Второй период, продолжавшийся с 1995 по 1998 год, можно охарактеризовать как период стабильного роста страхового рынка. С одной стороны, развивается классическое страхование, в особенности имущественное, растут активы страховых компаний, увеличивается объем сборов страховой премии; с другой – благосостояние страхового рынка во многом базируется на псевдостраховых схемах, помогающих предприятиям минимизировать непомерные налоги. Более 80% премий по страхованию жизни в тот период, по оценкам специалистов, приходились на так называемые зарплатные схемы. «Несмотря на то что примерно половина собираемых российскими страховщиками премий – это по-прежнему сборы по страхованию жизни, то есть все те же зарплатные схемы, рынок реально рыночного страхования серьезно вырос: более чем на 60%», – полагает Евгений Кочубей.

Сегодня страховой рынок вступает в третий этап развития. Он становится все более структурированным, происходит концентрация бизнеса: из 2500 компаний, существовавших в 1996 году, сегодня осталось немногим более тысячи. Правда, крупных банкротств на страховом рынке не было (если не считать разорение компаний АСКО и НАЛКО). По мнению специалистов, процесс концентрации и укрупнения бизнеса будет продолжаться и в ближайшем будущем. «На мой взгляд, тенденция укрупнения, покупок и слияний продолжится и в текущем году: страховой рынок стал достаточно привлекательным для стратегических инвесторов, они будут проявлять к нему интерес и в дальнейшем», – отмечает Михайленко из «Ренессанс Страхования».

 

Они приходят как хозяева

Стратегическими инвесторами для российского рынка могут стать не только олигархи, но и крупнейшие международные страховщики, которые в последнее время проявляют исключительный интерес к России. Это компании AIG, Allianz, MunichRe. Самой значительной сделкой прошлого года стало приобретение Allianz крупного пакета акций РОСНО. Руководитель AIG Морис Гринберг также заявлял о намерении купить одну из российских страховых компаний. Гринберг явно присматривает объект для инвестиций и даже приезжал недавно в Москву.

Визит Гринберга обострил старую и болезненную проблему, которая уже много лет является камнем преткновения на российском страховом рынке, – проблему допуска иностранных компаний. Достаточно жесткие протекционистские меры были введены государством еще на начальном этапе развития российского страхового рынка, однако дальше так продолжаться не может.

Российские страховщики стремятся оттянуть вторжение иностранцев, приводя в пример Восточную Европу, где местные компании после открытия финансовых границ контролируют не более 10% рынка. Правительство, наоборот, все больше склоняется в сторону либерализации страхового рынка: это соответствует условиям вступления в ВТО.

Представитель первой позиции – новый президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль. В письме, которое он написал недавно премьер-министру Михаилу Касьянову, содержатся весьма жесткие требования: не только прекратить всяческие сдвиги в сторону либерализации рынка, но и еще больше ужесточить условия работы страховых компаний с иностранным участием. По мнению Коваля, даже если процент иностранного участия в компании совсем небольшой, таких страховщиков нельзя допускать, например, к обязательному страхованию или к страхованию жизни. Как выяснилось, Александр Коваль не выражает единой позиции членов ВСС.

«Я считаю, что такие обращения нельзя направлять к председателю правительства без широкого обсуждения с членами ВСС, так как оно выражает позицию не всех страховых компаний», – полагает Евгений Кургин, генеральный директор страховой компании РОСНО.

По мнению эксперта ТАСИС, пожелавшего остаться неназванным, вполне естественно, что российские компании на какой-то период хотят себе оставить льготные условия развития. «Это вполне здравая позиция, если бы при этом не страдали клиенты, – говорит эксперт ТАСИС. – Западный рынок приносит несколько факторов, выгодных для потребителя. Во-первых, это взвешенная тарифная политика; во-вторых, прозрачность страховых компаний; в-третьих, ответственность за свои финансовые обязательства».

Впрочем, по мнению специалистов российского рынка, некоторые ограничения все же следует сохранить. «Нельзя допускать, чтобы российский страховой рынок совсем загнулся. Если его сегодня бросить в свободную конкуренцию, он ее не выдержит. Надо брать все хорошее на западном рынке, но при этом защитить местный рынок, – говорит Евгений Кургин. – Я считаю, что иностранцам надо разрешить создавать свои компании, но они должны подчиняться российским законам, платить местные налоги. Кроме того, главный бухгалтер и генеральный директор должны быть гражданами России, а значит, нести за свои действия не только гражданскую ответственность, но и уголовную».

С другой стороны, многие специалисты считают, что, хотя российские компании и не могут конкурировать с Allianz или AIG, например, в области страхования жизни, допуск на рынок иностранных компаний все же необходимо разрешить, так как это принесет огромную пользу потребителю.

«Эти противоречия надо пережить, – говорит президент компании «Цюрих-Русь» Михаил Сафронов. – Иностранцы придут со своим ноу-хау, со своими наработками. Это хорошо для клиента, но сразу выяснится, что многие компании вне игры». Действительно, в одном из секторов рынка – страховании жизни – российские компании неспособны пока составить достойную конкуренцию иностранцам. В то же время (по данным опроса, проведенного «Ко» среди крупнейших компаний с иностранным участием, работающих в России) иностранцев прежде всего интересует рынок страхования жизни. По разным оценкам, в нашей стране население накопило около $60 млрд. За эти деньги иностранные страховые компании намерены серьезно бороться. Для потенциальных клиентов страховых компаний это значит, что в России появится уникальный инструмент для инвестирования – накопительное страхование жизни (подробнее о накопительном страховании жизни см. статью «Что еще нужно для спокойной старости…»).

 

Еще по теме