Top.Mail.Ru
архив

Страхование больших доходов

Представитель правительства в Государственной думе Андрей Логинов сообщил, что правительство не намерено пересматривать тарифы ОСАГО в связи с тем, что пока нет соответствующей статистики для принятия подобного решения.

Действительно, если не считать кадры, то статистика в России решает все. Потому что удивительным образом соответствует современному пониманию того, как государство должно информировать общество (если вообще сочтет нужным его информировать). Здесь, правда, стоит разделять статистику идеологических задач и задач экономических. Например, когда речь идет о численных характеристиках операций в Чечне (сколько окружили, а сколько не окружили, каковы реальные потери федеральных сил), или о рейтинге сами знаете кого, или о том, за сколько дней, часов и минут, наконец, будет досрочно удвоен ВВП – это цифры политического обеспечения, и потому их реальное номинальное значение не так важно. Когда же речь идет о нормальной экономической статистике – если допустить, что таковая все еще возможна, – номинальные показали более чем существенны. Так вот, по оценкам самих страховщиков, за девять месяцев по ОСАГО будет собрано примерно $1,4 млрд долларов. И сумма вырастет в ближайшие годы примерно до $2 млрд. В то же время объемы выплат составили около $140 млн. То есть премия на порядок превышает выплаты. При этом г-н Логинов, выступая в Госдуме, почему-то посчитал, что публиковать эти данные для общественности «рано».

Представитель правительства прав. Потому хотя бы, что тогда с помощью простого арифметического действия можно будет подсчитать норму прибыли страховых компаний. Таким образом, пересмотр тарифов откладывается не потому, что нет достаточной статистики, а потому, что не время еще прекращать столь выгодный бизнес, который, понятное дело, не чужой не только страховщикам, но и их лоббистам и добровольным помощникам. Все это не отменяет, разумеется, необходимости «автогражданки» как вполне современной и цивилизованной нормы, но вызывает сомнения – не слишком ли дорого дается каждый шаг? Понятно, что любое посредничество, в том числе и при переходе на западные стандарты автомобильной жизни, должно оплачиваться. Но, как говорится, в пределах разумного. Радует пока одно: разговоры о том, что теневой лоббизм уходит в прошлое, пока не находят полного подтверждения. Спасибо финикийцам – вместе с деньгами они дали миру и бессмертную мотивацию.

Помимо собственно размеров тарифов в страховании «автогражданки» есть еще одна любопытная штука – чем дороже авто, тем выше стоимость его страховки, и наоборот, чем машина ближе к российскому стандарту, тем страховка дешевле. Но ведь любой ремонт иномарки существенно дороже, чем ремонт отечественных металлоизделий, а страховка предполагает компенсацию пострадавшему от имени виновного в происшествии. То есть, нанося сравнительно больший урон, владелец, скажем, «жигулей», платит за свою страховку меньше, чем хозяин иномарки, хотя его машина не только дешевле в жизни и ремонте, но и менее безопасна с точки зрения технических характеристик.

Объяснить это можно, исходя из нового экономического подхода, складывающегося в последние годы в России. Государство формирует бюджет за счет налогов, а потом организует работу так, что часть адресных бюджетных отчислений доплачивают те же самые платежеспособные граждане, которые своими налогами бюджет и сформировали. Это плата, которую можно называть и взяткой, скажем, врачам в бюджетных медицинских учреждениях, учителям и преподавателям, инспекторам ГАИ и т.п. В более широком смысле те, кто согласен платить установленные налоги, тут же вынуждены платить и различные неустановленные налоги. Вместо государства обеспечивать тех, кто в этом объективно (и не очень) нуждается и кому само государство доплачивать до внятного прожиточного минимума пока не собирается. В нашем случае владельцы иномарок, отдавшие существенно большие деньги за страховку, фактически доплачивают за малоимущих владельцев дешевых автомобилей. Но это, повторимся, лишь частный случай новой экономической политики.

Еще по теме