Страховка от «Рогов и копыт»
Доверие всегда было дефицитом на отечественном рынке: товарные кредиты российским контрагентам западные компании продолжают расценивать как однозначно «плохие». Не слишком доверяют друг другу и российские компании. Между тем страховщики не горят желанием страховать их финансовые риски, считая их, со своей стороны, слишком «рискованными».
Если для западных компаний страховка «плохих» российских кредитов является непременным условием чистоты их бухгалтерского баланса, то наши компании часто хотят застраховать свои риски либо по требованию партнеров, либо просто отдавая дань моде.
В классическом понимании финансовый риск связан с невозвратом банковского кредита. Однако на российском рынке банки стараются сами оценивать надежность своих заемщиков, не доверяя столь тонкую работу страховому сектору. К страховщикам, как правило, обращаются компании, желающие обезопасить себя в случае неисполнения их партнерами договорных обязательств. Например, это может быть товаропроизводитель, который хотел бы застраховать своевременность своих финансовых расчетов с дистрибуторами, опасаясь просрочки или отказа в платеже с их стороны.
Спрос опережает предложение
По словам начальника управления страхования крупных проектов компании «АльфаСтрахование» Натальи Карповой, запросов по таким видам рисков очень много, потенциальные клиенты звонят по 3 – 4 раза в день. Однако, по ее мнению, «реально этот вид страхования не работает на российском рынке: это либо очень маленькие суммы – на собственном удержании не больше $200 000 – $300 000, либо – схемы». По оценке Илана Рубина из «Объединенной финансовой группы», в страховании финансовых рисков действительно широко используются финансовые схемы (как перевод денег, так и обналичивание). Официальный размер сборов по финансовым рискам в 2002 году составил $138 млн, при этом размеры реального рынка – не более $12 млн. По его мнению, основная рыночная услуга в этом секторе – страхование от неполучения (просрочки) экспортной выручки, и здесь традиционно лидирует «Ингосстрах».
Что же касается рисков на внутреннем рынке, то к ним страховщики относятся с большой осторожностью. Начальник управления имущественного страхования СК «КапиталЪ Страхование» Дмитрий Боткин считает, что страхование финансовых рисков – достаточно трудоемкое дело, требующее высокопрофессионального подхода, связанного с проведением предварительной экспертизы принимаемых в страхование рисков. «Обычно такого рода договоры мы заключаем с нашими основными клиентами, с которыми у нас накоплен длительный опыт сотрудничества», – объясняет Боткин.
Западные перестраховщики еще более осторожны и, за редким исключением, не принимают в перестрахование финансовые риски от российских компаний. Причина – частые нарушения деловых договоренностей в нашем бизнес-сообществе. По мнению западных перестраховщиков, для адекватной оценки величины подобных рисков наши страховщики нуждаются в некоем подобии банковского «кредитного комитета», в крайнем случае – в специальном управлении по страхованию исключительно финансовых рисков.
Опасные связи
Для того чтобы пересчитать страховые компании, занимающиеся реальным (не схемным) страхованием финансовых рисков, достаточно пальцев одной руки. Это неудивительно: грамотный андеррайтинг финансовых рисков может быть основан лишь на серьезном анализе статистики (а данных пока недостаточно). В противном случае начинается игра в рулетку.
По словам Натальи Карповой, компания «АльфаСтрахование» пока не готова страховать подобные риски. По ее мнению, для того чтобы страхование финансовых рисков получило широкое распространение на российском рынке, необходимы значительные изменения в законодательстве, и прежде всего, в законе о банкротстве. Сегодня в России все еще можно преднамеренно обанкротить практически любую компанию. Более того, если фирма не в состоянии исполнить свои обязательства по договорам, она может достаточно просто инициировать свое же собственное банкротство, предоставив страховщику своего партнера платить по счетам. С банкрота, как говорится, взятки гладки. Смущает страховщиков и обилие на нашем рынке контор типа ООО «Рога и копыта». С их точки зрения неизвестно, что хуже: когда сами «Рога…» интересуются страхованием финансовых рисков, либо когда они же выступают в роли контрагентов обычной компании, желающей на всякий случай застраховаться.
Между тем довольно часто можно говорить не о боязни сговора или банкротства, а об элементарной защите от просрочки платежа: с помощью страхования компании рассчитывают сберечь свои собственные оборотные средства. Ведь у их контрагента могут быть вполне объективные причины задержки платежа, и в таком случае за него заплатит страховщик, которому неплательщик возместит расходы, но – несколько позже. Подобная схема отчасти напоминает факторинг или скупку долга, и страховщики не без оснований считают, что ее востребованность весьма велика.
Встречается и «святая наивность». Страховщики рассказывают, как один весьма известный в Москве строительный холдинг, состоящий из 6 – 7 компаний, обратился к не менее известному страховщику с просьбой застраховать неисполнение обязательств фактически перед самим собой (контрагентами были входящие в состав холдинга компании), сославшись на требования одного из клиентов. При этом финансовые схемы их не интересовали. Тем не менее страховщик отказался от довольно большой премии, сознавая, что не вполне «наивный» холдинг мог в любой момент обанкротить одну из компаний, предварительно переведя туда все деньги. Заметим, что на Западе первое правило, которое неукоснительно соблюдается при страховании финансовых рисков, говорит о том, что «контрагент ни в коем случае не должен знать, что связанный с ним риск застрахован».
Кстати, величина тарифов по страхованию финансовых рисков подчеркивает их схожесть с банковскими кредитами: при страховании товарных поставок страховщик берет от 3% до 15% (бывает и 25%) от стоимости поставки. Так что плата за страховку сравнима по величине с платой за кредит (то есть с величиной процента по банковскому кредиту). Именно высокими тарифами можно объяснить широкую распространенность «схемотехники» в этом виде страхования. Схем было бы еще больше, если бы взносы по этому виду страхования относили на себестоимость продукции.
Продукт альянса
В течение последних двух лет финансовыми рисками, связанными с товарными кредитами, занимается компания РОСНО. Клиенты – исключительно западные компании, в большинстве своем из фармацевтического сектора. По словам заместителя генерального директора РОСНО Виктора Станкевича, все началось с того, что группа Allianz AG, в состав которой входят немецкая Hermes AG и французская EULER (вместе они занимают 36,7% мирового рынка финансовых рисков), два года назад стала акционером компании. Опираясь на технологию своего акционера, в РОСНО разработали специальный продукт по страхованию товарных кредитов для клиентов с большим количеством контрагентов.
Обязательное условие страховщика: клиент должен полностью застраховать свой товарооборот. Только в этом случае возможна какая-то статистическая оценка. Исходя из того, что, по статистике, в России банкротами становятся 3,5% компаний, тарифы РОСНО меняются в пределах от 1,5% до 8% от суммы товарооборота страхователя. При этом годовой сбор премии составляет около $3,5 млн. Благодаря участию Allianz компания РОСНО смогла получить западную перестраховочную защиту – облигатор с достаточно широким покрытием (лимит на одного партнера – $10 млн). С учетом того, что большая часть премии отдается в перестрахование, прибыльность страхования финансовых рисков в РОСНО оценивают в 10 – 13%. Были и выплаты: например, в прошлом году на фармацевтическом рынке обанкротился один крупный дистрибутор. Но проблема сбора статистики в любом случае остается: по 10 – 12 случаям получить обоснованную оценку возможных рисков довольно трудно.
Компании РОСНО принадлежит и первый опыт страхования брокера на фондовом рынке, а именно ИК «Атон» была застрахована РОСНО от потерь, вызванных задержками в поставке контрагентами ценных бумаг. Страховой случай не замедлил наступить прошедшей весной в связи с банкротством ИК «Пролог». Впрочем, «Атон» потерял не очень много – порядка $30 000, которые по сведениям «Ко», пока ему не выплачены. Главное условие для брокеров – непременно застраховать весь свой оборот при том, что на каждого игрока фондового рынка выставляется «агрегированный» лимит, отражающий его надежность (а как ее разумно рассчитать – большая загадка даже для ведущих риск-менеджеров нашего фондового рынка). Между тем, по словам Виктора Станкевича, на очереди еще один новый продукт РОСНО, связанный с развитием потребительского кредитования: банкам предложено застраховаться от невозврата потребительских кредитов.
По информации, полученной из других страховщиков, пока от многих потенциальных клиентов, желающих застраховать свои финансовые риски и при этом не принадлежащих к фармацевтическому сектору, в РОСНО отказываются. Методика методикой, а необходимая осторожность соблюдается – Allianz требует.
Возможно, что эта же осторожность мешает РОСНО откликнуться на призывы других страховщиков объединить усилия в деле страхования финансовых рисков на российском рынке. Предложения компаний «Гута- Страхование» и «АльфаСтрахование» обсудить возможность создания «финансового пула» страховщиков, аналогичного «антитеррористическому пулу», пока остаются без ответа.
Индивидуальный подход
Кроме рисков, связанных с поставками в кредит, со временем на российском рынке может быть востребовано страхование и других видов финансовых рисков. Один из них – это недополучение прибыли предприятием в результате перерыва в производстве в связи с непредвиденными обстоятельствами. Этот вид страхования обычно предлагается корпоративному клиенту в одном пакете с имущественным, при этом тариф по этому виду на 30% выше. По словам руководителя управления страхования имущества ответственности компании «Гута-Страхование» Ирины Рыжаковой, тормозит развитие этого вида страхования традиционная непрозрачность наших предприятий, которые не стремятся показывать свою реальную прибыль, – нельзя застраховать то, чего нет.
Страховщики начинают предлагать своим клиентам и страхование финансовых рисков по договорам лизинга – на срок действия договора. А также так называемое титульное страхование физических лиц – как страхование риска утраты права собственности на приобретенное имущество. Для нашей страны это особенно актуально, поскольку из-за частых случаев мошенничества при продажах квартир трудно гарантировать чистоту сделок на вторичном рынке жилья. Но здесь уже идет речь о существенно меньших финансовых рисках, чем в случае товарных поставок или перерывов в производстве.