Top.Mail.Ru
архив

Страховое казино

Судя по тому, какие очереди выстроились у офисов российских страховых компаний в первую неделю обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), к наплыву клиентов страховщики были не готовы. Очереди – это не единственный сюрприз, который готовит «автогражданка» страховщикам.

 

За ближайшие полгода российским страховщикам придется застраховать до 30 млн автовладельцев. Пессимистически настроенные аналитики страхового рынка говорят, что при всем желании страховые компании этого сделать не успеют.

Один из экспертов на условиях анонимности поделился с «Ко» следующими расчетами: «Автогражданкой выгодно заниматься, если компания охватывает не менее 10% этого рынка. Если объем рынка составляет 30 млн полисов, то на каждую компанию, входящую в список десяти крупнейших российских страховщиков, придется по 3 млн полисов. За 130 рабочих дней второго полугодия 2003 года каждой из компаний придется оформлять свыше 20 000 полисов в день. Не уложатся».

Прав или не прав пессимист – покажет время. Пока на вопросы «Ко» сотрудники компаний ответили, что тратят на продажу одного полиса 20 – 30 минут, а что будет дальше, не знают.

 

Три сценария

 

В обязательном страховании нельзя быть «наполовину беременной» – если у страховщика есть соответствующая лицензия, он не имеет права отказать страхователю и тем самым ограничить поток клиентов. Ему придется их «переварить», причем с достаточно непредсказуемыми для себя последствиями. По словам руководителя отдела страхования компании IBS Владимира Водянова (компания занимается системной интеграцией – Прим «Ко»), ситуация может развиваться по трем сценариям.

Одни компании все же попытаются ограничить приток клиентов по «автогражданке». При этом к конкурентам вместе с «автогражданкой» «уплывет» часть клиентов, сотрудничающих с этой компанией по другим видам страхования.

Другие страховщики мобилизуют все ресурсы и смогут справиться с клиентским потоком и через некоторое время начать получать «дивиденды» с новых клиентов.

Третий вариант наиболее печален: компания не справится с большим количеством клиентов, и как следствие произойдут информационный и финансовый коллапс и потеря всего бизнеса.

 

«Китайская армия» агентов

 

Партнер McKinsey Ирина Швакман, специалист по финансовым рынкам, считает, что во избежание «убыточности» компаниям следует мобилизоваться и постараться занять максимально возможный объем рынка «автогражданки». Это нужно для того, чтобы суметь окупить инвестиции в информационные технологии, необходимые для эффективной работы бэк-офиса, занимающегося урегулированием убытков, администрированием полисов и пр. Однако, как считают в McKinsey, сегодня у большинства крупнейших российских компаний агентская и филиальная сети недостаточно развиты, чтобы каждая из них могла претендовать на значительную часть рынка «автогражданки». Единственным исключением является «Росгосстрах», который по историческим причинам уже сейчас работает с миллионами граждан и обладает разветвленной филиальной сетью.

По прогнозам «Росгосстраха», за ближайшие полгода компания реализует 2,5 млн полисов ОСАГО на общую сумму более 4,5 млрд рублей. Полисы продаются в 2346 представительствах, продажами занимаются 3200 офисных сотрудников. Кроме того, к работе уже приступили 45 000 агентов, многие из которых были обучены специально к началу ввода ОСАГО. Статс-секретарь «Росгосстраха» Игорь Игнатьев говорит, что сегодня основная проблема компании – своевременная доставка полисов в отдаленные регионы. У «Росгосстраха» есть 670 мобильных офисов (микроавтобусов, которые могут располагаться в местах скопления автомобилистов) – около центров технического обслуживания, магазинов запчастей и автостоянок.

Компании, не имеющие достаточного количества филиалов, могут придерживаться другой стратегии: по мнению Ирины Швакман, им следует в кратчайшие сроки подготовить «китайскую армию» агентов и направить ее в те регионы, где бизнес будет наиболее прибыльным (то есть можно ожидать максимального превышения премий над выплатами).

Некоторые так и делают. Например «Ингосстрах», не обладая столь мощной филиальной сетью, как «Росгосстрах», рассчитывает привлечь около 400 000 клиентов по ОСАГО, что составляет около 10% данного сегмента рынка. Компания планирует открыть еще 186 стационарных точек продаж в 70 регионах – дополнительно к филиалам. В Москве уже работают семь дополнительных офисов, полисы можно также купить в пяти московских банках, 170 салонах связи «Евросеть», а также у агентов.

 

«Бомба» для 2005 года

 

Ни одна из опрошенных «Ко» страховых компаний не смогла оценить общее число специалистов, которые будут заниматься урегулированием убытков – а ведь это наиболее сложная и затратная часть менеджмента ОСАГО. По-видимому, страховщики не успели подготовить необходимое количество андеррайтеров, поскольку на это требуется больше времени, чем на обучение продавцов.

Тем самым они заложили «бомбу замедленного действия» под собственный бизнес. По опыту стран, имеющих практику ОСАГО, максимум выплат по наступившим страховым случаям наступает через 1 – 2 года после начала действия закона об «автогражданке». В Восточной Европе, Прибалтике и Белоруссии введение ОСАГО привело через два года к банкротству десятков компаний.

Российским страховщикам не удалось пролоббировать более высокие тарифы по ОСАГО. По мнению специалистов IBS, московские тарифы на «автогражданку» занижены более чем в четыре раза по отношению к тем, при которых компании не будут работать себе в убыток.

Существуют и другие риски, связанные с ОСАГО. По мнению главы московского представительства перестраховочного общества GeneralCologneRe Капитолины Турбиной, для того чтобы без финансового риска заниматься ОСАГО, российским компаниям прежде всего надо увеличить собственные средства.

Расчет простой. Поскольку на страховой рынок придет $1 млрд дополнительных поступлений, необходимый рост капитализации страховых компаний должен составить 20% от этой суммы, то есть $200 млн. Эти деньги необходимо будет инвестировать в отрасль в самое ближайшее время, чтобы обеспечить платежеспособность страховщиков, у которых уставные капиталы и страховые резервы находятся, по мнению Турбиной, «на пределе».

Страховщики, осознающие эти риски, не спешат «прыгать в омут». Например, компания РОСНО сообщила «Ко», что намерена «крайне осторожно участвовать в реализации ОСАГО с тем, чтобы защитить существующих клиентов». Как пояснил «Ко» руководитель службы по связям с общественностью РОСНО Владимир Клейменов, «мы – системообразующая компания и поэтому будем обязательно оказывать эту услугу, но при этом мы не планируем – в отличие от других компаний – проводить агрессивную рекламную кампанию в связи с ОСАГО».

 

Информационный шок

 

Еще одна опасность, подстерегающая компании, занявшиеся ОСАГО – неконтролируемый рост объемов информации. Владимир Водянов из IBS говорит, что «в автостраховании без надежного IT-решения делать нечего». Действительно, если у бэк-офиса страховой компании нет связи с единой федеральной базой данных по страховым случаям, то страховая компания рискует стать жертвой мошенничества. Страховщики считают, что его объемы могут составлять до 10 – 15% премии по ОСАГО.

Директор департамента корпоративных решений для страхового рынка компании «Парус» Юрий Зеленин считает, что ОСАГО привлечет «массу нелояльных к страховому бизнесу клиентов (поскольку будет не добровольным, а обязательным), которые не станут стоять в очередях и работа с которыми может быть успешной только при наличии современного фронт-офиса.

Для разработки «с нуля» полноценной информационной системы для страхового рынка требуется год работы группы консультантов и от $1 млн до $10 млн инвестиций. Кроме того, необходимо постоянно содержать некоторое количество консультантов, чтобы подстраивать программное обеспечение под изменяющееся законодательство.

 

Столы на тротуаре

 

Все нерешенные проблемы с филиалами, агентами, компьютерными сетями обострятся в конце декабря, когда автовладельцы (накануне введения штрафных санкций за отсутствие полисов ОСАГО) побегут в офисы страховых компаний. Три года назад, когда ОСАГО вводилось в Белоруссии, корреспондент «Ко» наблюдал в Минске, как за два дня до наступления «часа икс» страховщики, чтобы справиться с потоком клиентов, выносили столы прямо на улицу и почти круглосуточно «штамповали» полисы.

Еще по теме