Top.Mail.Ru
архив

Страховой перелом

Уже три года страховщики говорят о том, что ОСАГО скоро станет убыточным, но признаков наступающего кризиса так и не видно. Величина сборов продолжает значительно превышать размеры выплат, а стабилизационный резерв вырос до 61 млрд руб. Свободные деньги Минфин предлагает направить на увеличение выплат по компенсации ущерба здоровью пострадавших в ДТП.

 

Трех лет существования рынка обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев оказалось достаточно, чтобы государство решилось его реформировать. Объектом реформирования могут стать все важнейшие элементы системы страхования: тарифы, суммы выплат, территориальные коэффициенты и правила оформления ДТП. Однако прежде всего в поле зрения министров попадут размеры страхового возмещения, поскольку, увеличивая их, можно извлечь наибольшие политические дивиденды накануне выборов. И что особенно приятно, не за счет госбюджета, а за счет страховщиков, которые, по подсчетам чиновников, уже смогли накопить достаточные резервы.

 

Самое масштабное изменение

 

В октябре правительство рассмотрит возможность внесения изменений в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). За прошедшие три года с момента введения ОСАГО накоплен достаточный объем информации для пересмотра ряда положений закона. «В ближайшие год – полтора близким к критическому уровень выплат по ОСАГО не станет», говорится в докладе Минфина, подготовленном к заседанию правительства. Поэтому часть вырученных страховыми компаниями средств чиновники предлагают направить на увеличение выплат по компенсации ущерба здоровью, которые сейчас составляют 240 000 руб. «В настоящее время правительством готовятся изменения в закон, которые снимут ограничения на сумму возмещения в случае причинения вреда жизни и здоровью нескольким потерпевшим», – рассказывает заместитель начальника управления андеррайтинга и методологии ОАО «КапиталЪ Страхование» Елена Салахетдинова.

Страховщики по-разному относятся к инициативе Минфина. «Снятие существующих ограничений может вызвать рост убыточности, поэтому при введении подобных изменений необходимо параллельно проанализировать вопрос изменения (увеличения) тарифа по ОСАГО», – полагает Салахетдинова. «Говорить об увеличении лимитов ответственности по ОСАГО преждевременно», – соглашается заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами САК «Энергогарант» Дэнис Агамалян.

Рынок еще молодой, выплаты за ущерб жизни и здоровью растут опережающими темпами: если в 2004 году было около 2500 обращений за возмещением ущерба жизни и здоровью, то в прошлом году таких случаев стало уже почти 5000. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) ожидают дальнейшего увеличения выплат по жизни и здоровью, по которым, в отличие от компенсации имущественного ущерба, нет срока давности. Однако эксперты Минфина указывают, что на возмещение вреда здоровью в прошлом году ушло лишь 0,8% всех выплат по ОСАГО. Поэтому говорить о том, что увеличение лимитов по жизни и здоровью подорвет финансовую устойчивость страховых компаний, не приходится.

Далеко не все страховщики согласны со своими коллегами, выступающими против повышения выплат. «Мы, безусловно, поддерживаем идею увеличения компенсационных выплат, – говорит начальник управления автострахования страховой группы РАСО Вадим Повтарев. – Этот шаг способен нивелировать негативное отношение к ОСАГО у большинства россиян».

Если правительство все же примет решение вносить поправки в закон об ОСАГО, то это станет самым масштабным изменением существующей системы автострахования с начала ее работы.

 

 

СПРАВКА

Состояние дел

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности вступил в силу 1 июля 2003 года. Тогда же была установлена действующая до сих пор базовая ставка – 1980 руб., исходя из которой с добавлением различных коэффициентов и рассчитывается конечная сумма страховой премии. Максимальная страховая выплата по ОСАГО сегодня составляет 400 000 руб., из которых 240 000 руб. полагается всем получившим травмы в ДТП, остальные 160 000 руб. страховщик тратит на возмещение ущерба, нанесенного автомобилю. В январе – июле 2006 года страховые компании продали 14,8 млн полисов ОСАГО на сумму 29,7 млрд руб., выплатив при этом лишь 12,4 млрд руб.

КОНЕЦ СПРАВКИ

 

Страховые закрома

 

Из каких средств страховщики будут выплачивать безлимитные страховые компенсации? Большинство экспертов сходятся во мнении, что на эти цели необходимо направить часть средств «финансовой подушки», которую накопили страховщики за последние три года. Напомним, что сумма страховой премии, которую получает страховщик, распределяется следующим образом: 20% идет на административные расходы, 3% аккумулируется в специальном фонде, выплаты из которого производятся в случае, если ДТП произошло по вине незастрахованного, неустановленного водителя или если страховая компания обанкротилась. Остальные средства остаются в распоряжении компании. Если исходить из того, что с 2003 года страховщики ОСАГО собрали 158,4 млрд руб., а на выплаты потерпевшим было направлено 60 млрд руб., то за вычетом административных расходов и 3%-ного сбора у страховщиков осталось более 61 млрд руб.. Но это не прибыль, как думают многие, а страховой резерв, призванный компенсировать расходы в случае увеличения убыточности ОСАГО.

«На сегодняшний день очевиден рост убыточности по данному виду страхования. Вероятно, своего пика он может достичь к 2007 – 2008 году», – говорит Салахетдинова.

Однако данные Минфина дают повод усомниться в том, что бизнес ОСАГО в скором времени станет убыточным: по итогам 2004 года уровень выплат по отношению к собранным премиям составлял 37,5%, в 2005-м он вырос до 48,8%, а за январь – июль 2006 года этот показатель остался практически на прежнем уровне: 48,9%. Тем не менее существует ряд факторов, постепенно снижающих прибыльность ОСАГО. Прежде всего это инфляция – ведь тарифы не менялись последние три года, в то время как стоимость ремонта автомобилей и административные расходы значительно выросли. «Кроме того, ряд регионов уже являются убыточными из-за неверно рассчитанного еще при введении ОСАГО регионального коэффициента», – отмечает Вадим Повтарев из страховой группы РАСО.

К таким регионам страховщики относят Нижний Новгород, Екатеринбург и Ростов-на-Дону. Помимо этого они призывают повысить коэффициенты при страховании общественного транспорта, и прежде всего такси и маршруток.

Одновременно можно снизить коэффициенты в ряде регионов, например, таких как Москва и Санкт-Петербург. Изначально в столицах был введен самый высокий территориальный коэффициент, но со временем оказалось, что страховые выплаты по этим регионам ниже, чем предполагали эксперты компаний.

Рассматривать возможность внесения столь серьезных изменений в законодательство об ОСАГО в правительстве пока не готовы, как не планируют и увеличения размера базовой ставки. «Она не будет повышена как минимум до 2008 года, до выборов нового президента, – пояснил «Ко» на условиях анонимности один из участников рынка. – Величина базовой ставки ОСАГО – это крайне болезненный вопрос для автомобилистов, и ее увеличение может вызвать негативный общественный резонанс в преддверии выборов, тем более, что сами страховщики недавно отрапортовали о двукратном превышении сборов над выплатами».

 

Иностранная угроза

 

Повышение суммы выплат – не единственная неприятность, грозящая страховщикам, работающим в сфере ОСАГО. В июле министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что Россия договорилась с США по вопросу о возможности работы иностранных страховых компаний на местном рынке. Как пояснил министр, в соответствии с предварительными договоренностями, в случае вступления России в ВТО на территории нашей страны будет разрешено работать прямым филиалам иностранных страховых компаний. Страховщики отнеслись к этой новости крайне негативно, заявив, что приход иностранцев на российский рынок может привести к вытеснению отечественных игроков. Они вспомнили и банкиров, которым не было отказано в государственном протекционизме: филиалы иностранных банков после вступления России в ВТО открываться у нас не будут.

Иностранцы, обладая несравнимо большей ресурсной базой, могут демпинговать, отбирая клиентуру у российских страховщиков. Однако, как полагают участники рынка, на сегменте ОСАГО приход иностранцев скажется мало. «Без всякого сомнения, она (рентабельность бизнеса ОСАГО. – Прим. «Ко») будет снижаться. Исходя из опыта других стран, рентабельность может выйти на ноль», – соглашается Дмитрий Климов из СГ «Межрегионгарант».

Кроме того, рынок ОСАГО практически полностью поделен между отечественными игроками, и иностранные компании смогут быстро получить долю на нем только посредством покупки уже работающих российских компаний. Хотя заместитель начальника управления андеррайтинга и методологии ОАО «КапиталЪ Страхование» Елена Салахетдинова не исключает, что иностранные страховщики могут переманить крупных клиентов и оставить российским коллегам только работу с физическими лицами. В первую очередь их конкурентным преимуществом будет известный бренд и европейские технологии, которые они принесут с собой. Однако, учитывая, что доля корпоративных клиентов на рынке ОСАГО не превышает 15%, их уход к иностранцам на прибылях российских игроков скажется мало. «ОСАГО – это жестко регламентированный продукт, не допускающий почти никаких маркетинговых изменений», – говорит начальник управления автострахования страховой группы РАСО Вадим Повтарев. Именно поэтому любые конкурентные преимущества иностранных страховщиков в ОСАГО будут сведены к минимуму.

 

 

Равнение на Европу

 

Споры о тарифах и выплатах еще идут, но параллельно с этим целый ряд важных изменений в ОСАГО, не касающихся размеров выплат и сборов, может вступить в силу уже в ближайшее время, а некоторые уже действуют. Так, в конце августа этого года принята новая редакция устава Российского союза автостраховщиков.

«В уставе изменен порядок осуществления компенсационных выплат со стороны РСА по ОСАГО пострадавшим от клиентов страховых компаний с отозванными лицензиями», – пояснил директор по правовым вопросам РСА Олег Пилипец. Если раньше предполагалось, что союз мог осуществлять компенсационные выплаты только после завершения процедуры банкротства страховщика, то теперь это можно делать сразу после отзыва у компании лицензии. До сих пор не урегулирован вопрос с порядком расчета страховой премии, подлежащей возврату страховщиком страхователю при досрочном прекращении действия договора ОСАГО, отмечает Елена Салахетдинова. Страховщики требуют с клиента целый ряд документов, подтверждающих переход права собственности на автомобиль, и отказываются расторгать договор, если клиент решил воспользоваться услугами другой страховой компании.

«Прежде всего, необходимо внести изменения в процедуру урегулирования убытков с тем, чтобы клиент мог обращаться за выплатой в свою страховую компанию», – добавляет Вадим Повтарев. Он считает необходимым перенимать европейский опыт и в части оформления мелких ДТП, в которых не был причинен вред здоровью, без привлечения сотрудника ГИБДД. «Создание единого клирингового центра и единых критериев оценки стоимости ремонта могло бы существенно облегчить жизнь автовладельцам и страховым компаниям», – отмечает эксперт.

Большинство из перечисленных изменений могут быть введены без переписывания закона об ОСАГО, достаточно внести лишь незначительные коррективы в нормативные документы, против которых не будут выступать даже сами страховщики.

 

Рынок растет

В январе – июне 2006 года страховые компании продали полисов ОСАГО на 1 млн руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Растет парк автомобилей – увеличивается и число проданных страховок, объясняют тенденцию эксперты. В 2005 году в России стало на 5% автомобилей больше, причем существенный прирост продемонстрировали иномарки. Именно из-за роста числа более мощных автомобилей иностранного производства, а также вследствие повышения базового тарифа для юридических лиц средняя стоимость полиса ОСАГО в первом полугодии увеличилась на 148 руб. В январе – июле нынешнего года страхование автогражданской ответственности обходилось автовладельцам в среднем в 2006 руб., а годом ранее средняя цена полиса составляла 1858 руб.

 

 

 

 

Еще по теме