Top.Mail.Ru
рынки

Страховщики нашли способ «прописать» иностранные самолеты в России

Фото: Leonid Faerberg / Transport Photo Images / Global Look Press Фото: Leonid Faerberg / Transport Photo Images / Global Look Press

Очередной пакет санкций ЕС таит в себе не только многочисленные ограничения, но и некоторые возможности, считают юристы. По их словам, новые меры фактически открывают российским страховщикам возможность «выкупа» у лизингодателей воздушных судов, де-факто оставшихся в России. Эксперты, опрошенные «Компанией», видят в этом законный механизм перехода прав на воздушные суда от иностранных собственников к отечественным. Но для страховщиков сдача в лизинг — не профильный бизнес, поэтому в дальнейшем права на самолеты могут выкупить, к примеру, «СберЛизинг» или ГТЛК, рассуждают они.

Послабления девятого пакета

Санкции, введенные в 2022 году против российской авиации, открывают российским страховщикам доступ к крупнейшим авиационным судам. Заметка с соответствующим содержанием в понедельник, 6 февраля, появилась в Telegram-канале «Страховой случай».

Авторы канала ссылаются на девятый пакет санкций ЕС, авторы которого не только ввели новые ограничения против России, но и предусмотрели некоторые поблажки. Так, в декабрьском пакете ограничительных мер Евросоюз смягчил условия в части запрета продажи в Россию самолетов и прекращения их лизинга.

Национальные органы членов ЕС до 30 сентября 2023 года могут разрешить продажу, поставку или передачу подсанкционных товаров (включая самолеты), следует из очередного пакета мер. Условие, которое ставится при этом — если данные сделки «строго необходимы для продажи активов в РФ или прекращения деятельности компании в стране».

Второй пункт делает возможным страхование и перестрахование воздушных судов — в случае, если оно предоставляется в интересах нероссийского собственника судна.

Толкование юристов

Юристы Vinson & Elkins увидели в новых условиях возможность передачи ряда самолетов российским страховщикам — в рамках получения западными компаниями страхового возмещения. Они написали небольшую заметку с разъяснениями для JD Supra — зарубежного издания, охватывающего вопросы корпоративного и частного права различных юрисдикций.

По словам авторов заметки, в ЕС подтвердили: в случае «утерянного воздушного судна» (а Россия, напомним, отказалась возвращать самолеты лизингодателям) его нероссийскому владельцу не будет запрещено производить страховой расчет с организацией из России. Речь идет о расчете, «ведущем к выплате рыночной стоимости потерянного воздушного судна», уточняется в статье.

При этом получить выкуп можно будет при соблюдении нескольких условий: «потерянное» воздушное судно оставалось в России до 28 марта прошлого года, причем на основании контракта, который был заключен до 26 февраля.

Второе условие гласит, что подписка на соответствующий страховой полис предшествует введенным санкциям. В других пунктах речь идет о том, чтобы в сделках не участвовали лица, находящиеся в черном списке ЕС; невозможность возврата воздушного судна была доказанной; а «дополнительные товары» для использования в РФ благодаря сделке не предоставлялись.

Юристы полагают, что после страхового урегулирования ситуации с иностранными контрагентами российская компания-страховщик сможет предъявить фактически кредиторские требования к авиакомпании, чьи самолеты она как бы «выкупит». Дальнейшее развитие событий — останутся ли самолеты у страховщика или право собственности выкупит авиаперевозчик — будут ясны позднее. Важнее сам открывшийся факт возможности передачи прав на авиасуда в Россию.

Возможности «Альфастрахования»

По данным Reuters, на поправках в условиях санкций настаивала SMBC, одна из крупнейших мировых лизинговых компаний в авиационной сфере. Источники агентства сообщили, что компания ссылалась на просьбу российского страховщика — фирмы «Альфастрахование» (является основным страховщиком «Аэрофлота»). Якобы та обратилась в SMBC с предложением о выкупе из лизинга 17 самолетов, предложив заплатить за это 644,2 миллиона долларов.

В «Альфастраховании» подтвердили получение запроса от «Компании», однако к моменту публикации ответ не был получен.

В самой SMBC убыток от потери контроля над 34 судами, оставшимися в России, оценивали в 1,6 миллиарда долларов. О списании такой суммы с баланса компания заявила еще летом прошлого года. Возможность «когда-либо вернуть самолеты» здесь ставили под сомнение. Однако в то же время компания прогнозировала, что за счет крупного страхового покрытия сможет возместить «существенную сумму списаний».

В декабре 2022-го сообщалось также, что в SMBC, помимо «Аэрофлота» и «Альфастрахования» обратились авиакомпания S7 и страховой брокер «Эльбрус» — тоже с предложением о выкупе.

Что говорят в России

«Механизм может выглядеть примерно так: если “Альфастрахование” страховала эти лизинговые самолеты в интересах иностранного владельца до 26 февраля 2022 года, теперь этот владелец может прийти к ней за страховым возмещением по утере, т.к. покидает страну. Страховая выплатит возмещение и получает на руки "годные остатки", а потом придет к авиакомпаниям, которые брали эти самолеты в лизинг, с предложением выкупа», — разъяснила возможный сценарий в разговоре с «Компанией» Елена Балицкая, представитель страхового брокера «Оптимум».

Вполне реальным выкуп самолетов российской страховой компанией называет и адвокат МКА «Клишин и партнеры» Александр Малахов. «Договор лизинга может предусматривать возможность выкупа лизингового имущества лизингополучателем. Это вполне допустимо. Если санкции в данной части перестанут действовать, то такой выкуп станет возможным», — поясняет он.

Российская страховая компания может выплатить иностранному владельцу страховую премию по утрате судна, согласно договору, — отмечает Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru. — А дальше страховая находит это имущество в России, забирает его себе — по остаточной стоимости — и становится его собственником».

Однако лизинг воздушных судов — совсем не профильный вид деятельности страховых фирм, подчеркивает Гусаров. Поэтому в дальнейшем события могут развиваться по одному из следующих сценариев: страховая компания может предложить авиаперевозчику выкупить воздушные суда, компенсировав таким образом свои затраты. Либо она может выставить самолеты на торги. В свою очередь, победитель аукциона имеет право заключить договор лизинга с авиакомпанией. По мнению эксперта, на участие в таком аукционе (по выкупу прав собственности у страховой фирмы) может заявиться какой-нибудь крупный банк или лизинговая компания.

«В России их достаточно: СберЛизинг, ВТБ Лизинг, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Самой авиакомпании не обязательно иметь самолеты в собственности, ей выгоднее их арендовать, то есть, брать в лизинг. Поэтому выкупать, скорее всего, будет одна из специализированных компаний. И через этот механизм самолеты могут на законных основаниях перейти от иностранного собственника к российскому», — заключил авиаэксперт.