Странная модернизация

02.07.201200:00

18 июня этого года президент РФ Владимир Путин своим указом создал Совет по модернизации экономики и инновационному развитию и возглавил его. Документ прошел практически незамеченным, что огорчительно: за скобками новостных лент остались хронологические совпадения, подведение итогов деятельности упраздненной тем же актом медведевской Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, а также персональный состав новых/старых главных отечественных модернизаторов.


Прежде всего о хронологии. Три года назад, 18 июня 2009 г., президент РФ Дмитрий Медведев провел первое заседание своей комиссии, на котором перечислил ключевые направления модернизационного прорыва: энергоэффективность и энергосбережение, в том числе, вопросы разработки новых видов топлива; ядерные технологии; космические технологии; медицинские технологии с охватом диагностического оборудования, а также лекарственных средств; наконец, стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.

Чем по прошествии трех лет может гордиться медведевская комиссия? Ответ неутешителен - ничем. Не относить же к достоинствам подзабытый ныне проект по внедрению энергосберегающих ламп, участившиеся в последнее время происшествия с российскими космическими аппаратами или коррупционные скандалы вокруг административного насаждения "чудодейственных" медпрепаратов. Модернизации не случилось, да ее и быть не могло: патетическая риторика и информационный дискурс подменили собой скоординированные действия органов власти, реального сектора экономики и общества в целом, направленные на повышение благосостояния населения посредством институциональных, технологических, социальных преобразований, а также на эффективное использование страновых конкурентных преимуществ.
Россия, по мысли Макса Вебера, вновь, как и век назад, не нашла "такую формулу реформы, которая имела бы местные "исторические" корни и была бы при этом жизнеспособной". Смогут ли новые/старые члены совета найти верный для страны модернизационный алгоритм, покажет ближайшее время.

Кстати, о персоналиях совета. В него опять вошли в основном люди-функции: годами кочующие из одного совещательного органа в другой вице-премьеры, министры, руководители госкорпораций и госкомпаний, региональные чиновники, думские функционеры. Представительство науки, бизнеса и общества минимально, институциональных специалистов, ментально чувствующих сущностные аспекты модернизационных процессов, в совете де-факто нет. Как, впрочем, фактически нет и тех, кто не на словах, а на деле проводил модернизационные преобразования, получив при этом неоценимый в современных российских условиях опыт.

Не станем акцентироваться на малом и среднем предпринимательстве - его модернизационные устремления направлены прежде всего на выстраивание специфических взаимоотношений с представителями государства. Поговорим о бизнесе крупном, имеющем и ресурсы, и возможности для проведения модернизационных преобразований.

Вхождение в совет главы совета директоров ООО "Евразхолдинг" Александра Абрамова не выглядит неожиданным: только за последние два года совокупный объем капитальных вложений в модернизацию и техническое перевооружение мощностей компании составил $1,2 млрд. В числе приоритетных инвестиционных проектов: реконструкция рельсопрокатных станов (суммарный объем инвестиций $545 млн), внедрение технологии вдувания пылеугольного топлива ($320 млн), модернизация колесобандажного производства ($40 млн). Все это позволяет "Евразу" удерживать лидирующие позиции на российских рынках железнодорожных рельсов (90% рынка), балок (86%), швеллеров (56%), арматуры (22%) и других металлических изделий.

Представляется, что в круг обязанностей совета должна входить не только популяризация прогрессивного модернизационного опыта, но и "разбор полетов" тех горе-модернизаторов, которые, выделяя огромные ресурсы на осуществление нововведений, впоследствии конвертируют их преимущественно в личную выгоду и тем самым вводят в заблуждение и собственников, и работников, и общество в целом. Одним из таких примеров, без сомнения, должна стать компания "Русал".

Анализ корпоративной отчетности "Русала" позволяет утверждать, что в 2008-2011 гг. компания инвестировала в модернизацию и техническое перевооружение порядка $1 млрд. О том, насколько эффективны были вложения, говорят следующие оценки: за период с 2007 г. по 2011 г. расходы сырья при производстве алюминия практически не изменились (порядка 1930-1935 кг/т), затраты электроэнергии также были стабильными (примерно 15 500 кВтч/т), а потребление бокситов даже выросло на 2,2%. В чем же заключалась "модернизация по-русаловски"? Уж не в постоянных ли требованиях к другим успешным компаниям минимизировать их производственные издержки?

Есть и другая, не менее интересная информация, характеризующая модернизационные потуги алюминиевого монополиста. Если в 2007 г. "Русал" был абсолютным лидером среди крупнейших мировых металлургических компаний по эффективности управления издержками, то по итогам 2011 г. он так нарастил расходы, что оказался лишь пятым, пропустив вперед BHP Billiton, Alcan, Alcoa и Norsk Hydro. Более того, как следует из русаловской отчетности за I квартал 2012 г., себестоимость на тонну в алюминиевом сегменте составила $1963 (рост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года "всего" на 0,1%), в то время как цены на алюминий на Лондонской бирже металлов по состоянию на 18 июня этого года находились на уровне $1929 за тонну. Иными словами, во II квартале "Русал" стал убыточным, что, по всей вероятности, будет вынужденно зафиксировано в корпоративной отчетности.

Если принять во внимание чистый долг "Русала" на конец I квартала этого года в $11,1 млрд (по другим данным, $12,2 млрд), то скоро нам следует ожидать нового появления Олега Дерипаски с протянутой рукой в кремлевских и правительственных коридорах. Здесь бы совету и заслушать отчет "алюминиевого барона" о модернизационных "успехах", ведь миллиард - сумма немаленькая. Возможно, по итогам слушаний совету следовало бы: Дерипаске рекомендовать начать процедуру санации, а Генпрокуратуре - возбудить уголовное дело по статье "Преднамеренное банкротство". Полномочий на такие рекомендации у совета точно хватит.