Top.Mail.Ru
архив

Странная валюта

Рост курса евро по отношению к доллару привел к увеличению стоимости турпакетов на массовых направлениях на 25%. Во многом этим вызвано падение интереса к европейским курортам. Вывести отрасль выездного туризма из стагнации может либо резкое удешевление евро, либо рост доходов россиян.

 

Структура летнего спроса по сравнению с прошлым годом едва ли сильно изменится. По предварительным прогнозам ведущих туроператоров массовых направлений, на отдых в Турцию отправятся около 900 000 человек (вместе с шоп-турами), Испания примет около 200 000 человек. Далее в списке Кипр и Болгария – около 100 000, а замыкать четверку лидеров будет Хорватия – около 60 000 человек.

Рост курса евро не стал роковым для российского туристического рынка, однако свое влияние на состояние спроса, разумеется, оказал. В целом выездной рынок довольно стабилен. На протяжении нескольких лет ежегодный объем турпотока остается стабильным и составляет от 1,5 млн до 1,8 млн человек. По мнению заместителя гендиректора компании «Натали Турс» Татьяны Чувилкиной, только при серьезном росте благосостояния и при увеличении потока выезжающих можно говорить о переводе на серьезные массовые объемы таких популярных на Западе направлений, как Карибы, Мадейра, Австралия. «Пока же российский средний класс отдыхает на относительно недорогих европейских курортах», – замечает Чувилкина.

В свою очередь, иностранные туристы продолжают интересоваться российской историей и культурой. Несмотря на многочисленные визовые проблемы и отсутствие налаженной инфраструктуры во многих российских городах, рост въездного турпотока составит до 25%.

 

По ту сторону Босфора

 

С начала 2003 года цены всех путевок номинированы в евро. На сегодняшний день стоимость европейской валюты по отношению к доллару выросла на 25 – 26% (по сравнению с началом 2001 года, когда она была введена в обращение). И если учесть, что большинство операторов в своих каталогах на этот год под обозначением у.е. стали подразумевать не доллар, а евро, то средняя цена туров увеличилась примерно на 25 – 30%.

Практически не ощущают влияния евро на спрос операторы по Греции. В начале этого года греческое правительство призывало владельцев отелей, транспортников, рестораторов и других представителей туриндустрии если не снижать цены на свои услуги, то хотя бы не повышать их. В результате отели выставили весьма разумные цены, избежав тем самым падения спроса на свои услуги.

Интересная ситуация сложилась на итальянском направлении. Небольшое падение спроса (3 – 5%) отмечено при продажах дешевых путевок. Но чем дороже туры, в частности экскурсионные, тем менее клиенты чувствительны к цене. К тому же Италия выгодно отличается от других стран Шенгенской зоны тем, что визы туда оформляются в течение трех дней.

Стабильно растет спрос на Хорватию, несмотря на то что эта страна цены российским партнерам выставляет в евро, да еще и отели подняли стоимость услуг. В общей сложности цены на туры в Хорватию по сравнению с прошлым годом повысились на 25%, но зато на этом направлении можно сэкономить на визах. Однако для поездки в Хорватию бронировать туры нужно уже сейчас. «К середине июля все путевки в любые мало-мальски приличные отели будут выкуплены немцами. Перед началом сезона немецкие туроператоры сделали ставку на эту страну как на альтернативу прифронтовым Турции и Египту. В результате уже сейчас российские фирмы практически распродали путевки в Хорватию до конца лета», – говорит генеральный директор «Асент тревел» Борис Бурыкин.

В число стран традиционно почитаемых немецкими туристами входит и Болгария. В этом году цены на турпутевки выставлены в двух вариантах: некоторые отели предпочли работать с европейской валютой, другие выбрали доллары. Однако болгарский лев традиционно привязывается к евро, и как следствие внутренние цены на все услуги в Болгарии растут. Тем не менее спрос на это направление по сравнению с прошлым годом увеличился на 15 – 20%. К визам туристы уже привыкли, болгарские гостиницы за последние годы резко повысили уровень сервиса, на курортах построено много новых отелей, к тому же в этой стране все еще говорят по-русски. «Путевки с размещением в приличных болгарских гостиницах закончатся к 15 июля,– прогнозирует генеральный директор турфирмы «Солвекс» Ирина Петрова. – Туры на август уже распроданы на 70%».

Впрочем, для поклонников индивидуального туризма, куда бы они ни ехали, заплатить дополнительно $100 – 150 особого труда не составляет. Поэтому стабильно хорошо идут продажи туров в Австрию, во Францию и в Германию.

 

Такая дешевая Азия…

 

Резкое повышение удельной стоимости туров отрицательно сказалось на имидже европейских курортов. В числе стран, особо пострадавших от усиления евро, эксперты называют Испанию, Кипр и Португалию. Особенно заметно упал спрос на Испанию (на 30 – 40%). Напомним, что в прошлом году на этом направлении тоже было зафиксировано 30-процентное падение продаж. Так что российские компании, работающие с Испанией, сейчас переживают не лучшие времена. Некоторые из них неимоверными усилиями пытаются сохранить хотя бы прошлогодний уровень, но большинство, не желая работать себе в убыток, «сокращаются» вместе с рынком. Стараясь удержать потенциальных клиентов, операторы не включают в стоимость тура 2% на конвертацию рубля и таким образом несут дополнительные потери. Получив с клиента деньги в рублях по курсу евро на день оплаты, они берут на себя разницу в момент расчетов с партнерами, если евро снова подрос.

Однако те клиенты, которые все же едут на отдых в Испанию, чаще всего выбирают трехзвездочные отели. Снизился спрос на Португалию. В прошлом году в пик августовского спроса самый дешевый двухнедельный тур в эту страну стоил $900 (в пересчете с евро), а в этом – $1100. По мнению Татьяны Чувилкиной, Кипр в этом году явно недоберет около 15% своих туристов. «О нем как-то забыли, его продвижение явно проигрывает Турции и Египту», – считает Чувилкина.

По итогам года лидерство Турции будет бесспорным. Одной из приоритетных задач туристических властей этой страны стало увеличение числа российских туристов до 1 млн человек. Несмотря на то что война в Ираке отпугнула европейских, и в первую очередь немецких, туристов от Турции, этим летом гостиницы Антальи, похоже, не намерены снижать цены. «Турецкие отели просто не в состоянии опустить цены ниже, чем в прошлом году», – считает глава компании «Тез-тур» Александр Синигибский.

По его мнению, турки отказались от повышения цен, чтобы компенсировать отток туристов в связи с войной в Ираке. Рассчитывать на их снижение в разгар сезона тоже не следует. «У европейских, и прежде всего немецких, фирм в турецких отелях забронированы значительные квоты мест. Когда к концу июля выяснится, что большая их часть все еще не израсходована, эти туроператоры начнут усиленно отправлять своих клиентов на турецкие пляжи», – говорит Синигибский. По его расчетам, в высокий сезон средняя стоимость недельного отдыха в Турции составит от $70 – 100 в сутки при размещении в пятизвездочном отеле и до $40 – 70 – в четырехзвездочном. Вряд ли назовешь неожиданным рост спроса на еще одну жаркую страну – Египет, который постепенно становится по-настоящему круглогодичным направлением. Если раньше пик продаж турпакетов в эту африканскую страну приходился на период с ноября по май, то в последние два года число желающих отдохнуть там растет и летом. Выезд российских туристов с апреля по май 2002 года составил около 82 000 человек, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 41,3%.

Начиная с 1997 года число туристов из России, решивших отдохнуть на египетских курортах постоянно росло. По данным министерства туризма Египта, в 2002 году страну пирамид посетили 450 000 человек из России и СНГ, при этом рост турпотока составил 84%. «У нас рост летнего турпотока по сравнению с предыдущим годом составил около 600%», – заявляет глава компании «Тез-тур» (входит в число лидеров по Турции и Египту) Александр Синигибский. Основными козырями Египта остаются цены, культурные памятники, великолепное море и необычайно сухой климат, позволяющий сравнительно легко переносить жаркую погоду.

Для любителей горящих путевок летний сезон обещает только неприятные сюрпризы. «Колебания цен на горящие путевки стали гораздо меньше, – отмечает председатель совета директоров сети «Магазин горящих путевок» Андрей Озолинь. – В прошлом году за неделю до вылета тур мог подешеветь на 40%. Сейчас этот показатель не превышает 20%».

Единственной альтернативой зарубежным курортам для россиян остается отдых на родине. Спрос на среднюю полосу России после существенного взлета в 1999 году стабилизировался и понемногу продолжает расти. Хитом сезона вновь стало Подмосковье. Сейчас все подмосковные здравницы забиты до отказа. С другой стороны, спрос на южные российские направления (Краснодарский и Ставропольский край, Северный Кавказ) несколько снижается из-за высоких цен, которые часто соизмеримы с ценами в некоторых зарубежных странах, а то и превосходят их. При этом качество сервиса растет не так стремительно. Тем не менее поворот россиян в сторону внутреннего туризма произошел окончательно и, скорее всего, надолго. По некоторым данным, число наших соотечественников, отдыхающих внутри страны, составляет около 6 млн человек.

 

По кольцу по Золотому…

 

Для многих турфирм, специализирующихся на приеме иностранных туристов, прошлый сезон сложился удачно. «Бывали периоды, когда приходилось встречать по 40 групп в неделю. Некоторые компании, работающие «на въезд», даже позволили себе увеличить штат сотрудников в надежде, что и в сезоне-2003 скучать не придется. Однако на сегодняшний день представители большинства фирм отмечают спад турпотока на Москву и Санкт-Петербург», – говорит Марина Левченко, генеральный директор «Тари тур». По словам Левченко, иностранных туристов стало меньше почти на 70%. Причины, вызвавшие такой отток, очевидны. Сначала мир замер в ожидании войны в Ираке и ее последствий. Следом пришла еще одна беда – атипичная пневмония, притормозившая путешественников из Китая и стран Юго-Восточной Азии, которые составляют значительную долю во въездном потоке в Россию. Например, компания «Камос-сервис», как рассказала ее генеральный директор Нина Линник, в прошлом году принимала по три группы в неделю, а в этом не приняла ни одной. Причиной спада турпотока стало и празднование 300-летия Санкт-Петербурга. «Иностранцы, как правило, предпочитают за одну поездку посетить обе столицы. А Петербург в этом году, как известно, отказывал фирмам в приеме групп в связи с юбилейными торжествами, наплывом VIP-персон и официальных делегаций», – объясняет Юрий Кальчев, коммерческий директор компании «Пан турс». Каждое из перечисленных обстоятельств изменило национальный состав въездного потока. Уменьшилось число туристов из США и Великобритании. А вот европейцы в Россию едут. По словам Кальчева, с прошлого года ситуация не изменилась. «Число туристов из европейских стран увеличится на 10 – 15%», – прогнозирует он.

Между тем Россия начала выделять значительные средства с целью улучшения своей узнаваемости за рубежом. Общие рекламные затраты на создание имиджа России (включая рекламу от регионов и отдельных туркомпаний) в 2002 году, по оценкам департамента туризма Минэкономразвития, превысили $12 млн. При этом доля федерального бюджета составила около $1 млн. В этом году, по словам руководителя департамента Натэлы Шенгелия, бюджетная доля повышена до условных $3 млн. Дело в том, что эти самые $3 млн предназначались для организации выставки ЭКСПО-2010, а право на ее проведение выиграл Китай. Деньги же заморозили на счетах.

По сравнению с бюджетами мировых туристических лидеров эта сумма кажется мизерной. Так, Испания (второе место в мировой Табели о рангах) тратит на промоушн $50 млн – $70 млн, затраты Израиля приближаются к $25 млн, а Турция обходится $10 млн.

К тому же, по мнению ведущих туроператоров, отечественная имиджевая реклама за рубежом чаще всего остается незамеченной. «Реклама такой большой страны, как Россия, должна быть агрессивной и яркой», – заметил один из представителей крупной компании.

Впрочем, в Российском союзе туриндустрии считают, что проблемы нашего въездного туризма не в отсутствии рекламы, а в отсутствии туристического продукта. «Нам просто нечего рекламировать. За пределами Москвы, Санкт-Петербурга и «Золотого кольца» просто нет гостиниц и интересных туристических программ, которые могли бы привлечь иностранных туристов», – говорит президент РСТ Сергей Шпилько.

Еще по теме