Странно встретились и странно разойдемся?

25.01.199900:00

НЕОЖИДАННЫМ событием было ознаменовано очередное реформирование структуры управления РАО «Газпром». Помимо прочих изменений глава концерна Рем Вяхирев своим приказом упразднил департамент по работе со СМИ. Уведомления об увольнении получили все сотрудники опального департамента, кроме одного человека, который, собственно, и отвечал за его работу.

Речь идет о зампреде правления «Газпрома» Сергее Звереве. Причем, похоже, г-н Зверев, как и его подчиненные, был не совсем готов к такому повороту событий - решение, судя по всему, готовилось без него. Буквально на второй день после возвращения из отпуска он обнаружил, что руководить в «Газпроме» ему больше некем. И хотя сам Сергей Зверев заявил, что продолжает входить в правление «Газпрома» и курирует вопросы, которыми занималась упраздненная структура, не исключено, что его трудовой стаж в газовой отрасли может прерваться.

Учитывая весьма специфический характер профессиональных интересов Сергея Зверева (подробнее см. Ко №1 от 03.12.1997) возникшая вероятность отставки обросла довольно интересными, хотя отчасти и противоречивыми подробностями.

Напомним, что Зверев перешел в «Газпром» семь месяцев назад с поста президента группы «Мост». Тогда появление в РАО известного лоббиста пытались связать с подготовкой кампании экс-премьера Виктора Черномырдина на президентских выборах 2000 года и усилением «пиарного» сектора «Газпрома». Но и «мостовское» прошлое Сергея Зверева со счетов никто не сбрасывал. Хорошие личные отношения Рема Вяхирева и Владимира Гусинского позволяли предполагать, что Зверев делегирован медиа-магнатом в «Газпром» для укрепления связей между акционерами НТВ (напомним, что в 1996 году «Газпрому» пришлось выплатить г-ну Гусинскому $120 млн за 30% акций телеканала, что стало достойной компенсацией усилий «Моста» по поддержке на выборах Бориса Ельцина) и дальнейшего обеспечения интересов группы «Мост».

Работая в «Газпроме», Зверев всячески демонстрировал на публике свою вовлеченность в отраслевые проблемы газового концерна, по возможности избегая разговоров об «общечеловеческих» проблемах. Тем не менее он в значительной степени заменил кадровый состав департамента по работе со СМИ и оттер от активного участия в PR-деятельности старого газпромовца Дмитрия Данкина, ранее возглавлявшего управление развития общественных связей РАО.

Именно реванш ортодоксального окружения Рема Вяхирева - основная версия опалы Сергея Зверева. Он оказался на улице Наметкина не просто чужаком, а человеком с принципиально иным мышлением и иными подходами к решению стоящих перед «Газпромом» задач. Очевидно, что любые самые искренние и прогрессивные начинания г-на Зверева наталкивались на газпромовские традиции, бороться с которыми, судя по всему, было не под силу даже такому умнице и интригану, как Сергей Зверев.

К тому же деятельность г-на Зверева в «Газпроме» не ограничивалась исключительно проблемами концерна. По утверждению некоторых газпромовских работников, Зверев продолжал активно заниматься делами своего бывшего шефа Владимира Гусинского, в том числе и финансовыми. Действительно, за последние полгода компании, входящие в холдинг «Медиа-Мост» получили от газпромовских «дочек» ( в первую очередь Газпромбанка) не менее $80 млн. Не исключено, что целый ряд своих новых медиа-проектов Владимир Гусинский надеялся профинансировать при поддержке «Газпрома». Над реализацией этой задачи мог активно работать Сергей Зверев.

Как образно заметил один из наблюдателей, «Гусинский использовал Зверева как отмычку к сейфу Вяхирева, однако давил слишком сильно; отмычка сломалась, и сработала сигнализация».

Впрочем, в происходящем в «Газпроме» есть еще и политическая подоплека. Не секрет, что РАО является одним из очень и очень немногих источников серьезных финансовых ресурсов, необходимых для предстоящих выборов. Вокруг денег концерна сейчас плетутся самые разнообразные комбинации, вовлеченность в которые приписывают и Евгению Примакову, и Виктору Черномырдину, и Рему Вяхиреву, и Юрию Лужкову, и Борису Березовскому, и коммунистам.

Если Зверева на самом деле ждет отставка, то «Газпром» наверняка не станет ставить эксперименты на собственной пресс-службе и отдаст ее руководство кому-то из своих. Любопытно, что с ликвидацией департамента по работе со СМИ в «Газпроме» стали поговаривать о возможном возвращении к делам Дмитрия Данкина.

Однако изменения вряд ли коснутся общей стратегии «Газпрома» в области внешних связей и СМИ. Холдинг «Газпром-медиа» по-прежнему существует только на бумаге, и тратящая огромные средства на финансирование чужих СМИ крупнейшая российская корпорация вновь будет практически беззащитна перед любой мало-мальски серьезной информационной угрозой.