Top.Mail.Ru
архив

Страшное дело


история бизнеса, ХэллоуинИндустрия октябрьского страха, присутствующая на американском рынке, так сказать, в активной стадии только с конца августа по начало ноября, приносит своим владельцам совокупную прибыль в $500 млн ежегодно. Именно в США, как водится, на неформальном празднике сделали вполне законный и многогранный бизнес.

Для европейцев Хэллоуин (Helloween) знаменовал окончательный приход зимы, во многих культурах ассоциировавшейся со смертью. 2000 лет назад кельты, населявшие территории нынешней Великобритании, Ирландии и Северной Франции, верили в то, что 31 октября властелин смерти Самайн созывает души умерших за год людей для препровождения их в загробный мир. Считалось, что накануне ноября границы между двумя мирами стираются, и в надежде сойти за "своих" язычники надевали маски пострашнее и шли парадом, уводя духов из города. Друиды жгли костры, приносили в жертву животных и зерно, дабы задобрить повелителя мертвых. В начале тысячелетия на исходе октября начали отмечать день ведьм германцы, жившие на землях Шварцвальда. У римлян, завоевавших Британские острова, тоже было заведено чествовать мертвых в последнюю ночь октября. От них, кстати, пришло и название праздника - канун Дня всех святых.

Хэллоуин как Рождество

Но, несмотря на звучание, у Хэллоуина не было ничего общего с христианством, и церковь относилась к нему непримиримо в течение нескольких столетий. И при этом, как ни странно, у истории распространения праздника нечистой силы имелось много общего с распространением празднования Рождества. В Соединенных Штатах, например, где с момента основания царили пуританские нравы, Хэллоуин был под запретом, как и рождественская елка. Все изменилось только после наплыва 2 миллионов эмигрантов из Ирландии в 1850-е. Ирландцы сохранили немало полуязыческих традиций, и Хэллоуин с его маскарадами и хождением ряженых по домам был одним из них (известная присказка "угости или пожалеешь" - trick or treat - впервые появилась только в 1950 г., после публикации в газете The Baltimore Sun стихотворения о Хэллоуине).

Символ Хэллоуина - светящаяся тыква - обязан своим появлением ирландскому преданию о Джеке-Фонаре, который дважды обманул дьявола, но не попал ни в рай, ни в ад и был обречен вечно скитаться, освещая себе дорогу тыквой с тлеющими внутри углями. Кстати, на родине ирландцы использовали турнепс, но, переселившись за океан, перешли на тыквы - они росли на новой родине в изобилии и лучше подходили для вырезания страшных гримас.

У шотландцев тоже имелась своя версия Хэллоуина, и волна шотландской эмиграции в США 1870-е поддержала традицию праздника. Но окончательно на тамошней почве Хэллоуину удалось укрепиться лишь в конце XIX века, и тоже, как и в случае с Рождеством, в связи с развитием индустрии открыток. Благодаря предприимчивости производителей на рынке появились открытки с тематикой Хэллоуина, которые одновременно синтезировали символику и формировали общеамериканскую культуру празднования, по крайней мере у среднего класса и аристократии - малообеспеченное население в то время не покупало открытки. То же самое касалось и Рождества. Викторианские альманахи стали с удовольствием писать на тему Дня всех святых, но были склонны к романтизации страшного. Ужас ради ужаса в то время не был в моде. А когда состоятельные американцы, следуя советам массовых периодических изданий вроде The Ladies' Home Journal, начали устраивать тематические вечеринки, посвященные Хэллоуину, праздник потерял свой зловещий смысл и стал восприниматься, с одной стороны, как романтическая ночь любовных гаданий и салонных игр, а с другой - как увеселение для детей.

Dolce Vita

Дети навсегда остались целевой группой для Хэллоуина, особенно после того, как другие участники рынка, в частности производители конфет, поняли коммерческую выгоду праздника. Кондитеры подогревали идею сладостей как стандартного "откупа" от ряженых в ночь Хэллоуина. На желейных конфетах Ze Jumbo уже в 1920-е писали "Останавливает шутников во время Хэллоуина". Примерно тогда же Хэллоуин превратился в по-настоящему национальный праздник, и вечеринки 31 октября начали проводиться в общественных местах - школах, колледжах, ротари-клубах и т.д. В период Второй мировой войны именно из-за дефицита сахара, а соответственно и конфет, многие в США отменяли свои увеселения на Хэллоуин. Но уже в 1950-е поставки сахара возобновились, и бизнес Хэллоуина пошел в рост вровень с американской экономикой. Еще через десять лет у Хэллоуина появился характерный коммерческий оттенок, когда оранжево-черно-фиолетовая атрибутика стала узнаваемой приметой осени. Оранжевый символизировал тыквы, фиолетовый - колдовство, а черный - нечистую силу в целом. То есть теперь американцы придумали, как зарабатывать на страхе, не забывая, впрочем, и про сладости.

Чтобы все дрожали

история бизнеса, ХэллоуинКлассикой запугивания и практически обязательным пунктом программы празднования Хэллоуина стали американские "дома с привидениями". Первый подобный аттракцион появился в Диснейленде в 1969 г. На развитие концепции "Особняка с привидениями", к которому прилагались еще церковь и кладбище, предположительно ушло 20 лет - "долгострой" был связан со смертью Уолта Диснея в 1966 г. Но основным пионером в деле развития "домов с привидениями" считается неправительственная организация для молодых бизнес-лидеров "Молодежная палата США". Ее принято называть "Джей Си" - от Junior Chamber. В конце 1960-х и начале 1970-х, мотивируемые интересом к растущей индустрии фильмов ужасов, представители "Джей Си" на Среднем Западе поставили палатки с добровольцами, которые собирали деньги на открытие музеев в якобы настоящих домах с привидениями. Кроме непосредственно "домов с привидениями", появились "школы", "больницы", "фабрики" и т.д. Если вначале гостям предлагалось просто посетить заброшенные места, где, предположительно, обитали духи умерших, то позже "дома с привидениями" стали сложными аттракционами и задействовали в своих представлениях профессиональных сценаристов, гримеров и специалистов по спецэффектам. По оценке профильного журнала Haunted Attractions, в 2005 г. таких аттракционов в США было около 5000, билеты на них стоили от $20 до $30, но из желающих пощекотать нервы в таком доме во время сезона Хэллоуина выстраиваются очереди. Настоящий бум аттракционов ужасов начался в США в 1980-х. Жуткие лабиринты в кукурузных полях, прогулки по ночному лесу и фермам, поездки по катакомбам в вагонетках в полной темноте стали сезонными источниками доходов для владельцев бизнеса, связанного с Хэллоуином. Разумеется, главным критерием качества таких предприятий был уровень испуга, гарантировавшийся аттракционами. В этом смысле выдающимися считаются дома Аллена Гловера из штата Джорджия, с детства любившего пугать одноклассников в подвале собственного дома.

В 1984 г. он, еще учась в младших классах, придумал и при помощи родителей построил одни из самых знаменитых и пугающих аттракционов ужасов в США: тропу Horror Hill Haunted Trails и дом с привидениями 13 Stories Haunted House (здание, имеющее 13 скрытых подземных этажей) - оба в штате Джорджия. География в таком деле - половина успеха. Скажем, городок Салем в штате Массачусетс привлекает толпы посетителей благодаря состоявшемуся здесь в 1692 г. судебному процессу над салемскими ведьмами и казни женщин, обвиненных в колдовстве. Природные ландшафты тоже могут играть на руку владельцам аттракционов уже из-за кинематографических ассоциаций: заброшенный пруд - "Пятница, 13-е", сельская глухомань - "Техасская резня бензопилой" и т.д. Американские фермеры, переживающие не лучшие времена в связи с экономическим кризисом последних лет, приспосабливают свои хозяйства под агритейнмент - комбинацию сельского хозяйства и развлечений для получения дополнительной прибыли в сезон Хэллоуина. Набор развлечений, кроме традиционной покупки тыквы, зависит от фантазии и финансового положения фермы - от людей, переодетых в зомби, и "всадников без головы" до 3D-инсталляций с героями фильмов ужасов, вращающегося водоворота в пруду и аппарата, стреляющего гигантскими головами людей и животных. По данным The Haunted House Association, то есть Ассоциации домов с привидениями, в США сейчас насчитывается не меньше 500 ферм, предлагающих хэллоуиновский агритейнмент.

Учитывая высокую стоимость страховок, затраты на оборудование для аттракционов, рабочую силу и сезонный характер бизнеса, пугать людей гораздо проще, чем зарабатывать на этом деньги. И все же бизнес Хэллоуина в западных странах не сходит на нет. И прежде всего это касается ритейла. Тыквы и конфеты остаются главными пунктами расходов. Но люди также покупают и огромное количество карнавальных костюмов, декораций и мелких сувениров. В США, если верить Национальной федерации ритейла, потребители потратили на товары к празднику $5,8 млрд в 2009 г. и $ 4,96 млрд в 2006 г. В Канаде, по данным Statistics Canada, в 2009 г. только на конфеты в сезон Хэллоуина население израсходовало $331 млн.

Впрочем, канун Дня всех святых давно перестал быть только детским праздником. По выражению Келли Дэвида из компании Spirit Halloween, одного из крупнейших ритейлеров сезона, и для взрослых это побег из реальности хотя бы на один день - от работы, испорченной экономики и других проблем.


Еще по теме