Стратегия «город в городе»

Децентрализация — один из главных приоритетов современного мегаполиса. Освоение промзон, изменение стандартов комплексной застройки и стимулирование вывода офисов за пределы центра города — все это позволяет не только повысить качество жизни жителей, решить проблему маятниковой миграции, которая в мировых мегаполисах уже выходит из моды, но и создать дополнительные точки роста городской экономики.
Город в городе
По словам директора федеральной компании «Этажи» Ильдара Хусаинова, чрезмерная централизация — это проблема большинства российских городов, когда все основные офисы и крупные компании сосредоточены в центральных частях городов, из-за чего и возникает перегруженность центральных магистралей, которые, как правило, застроены зданиями, имеющими историческую и культурную ценность, а следовательно, провести так какую-то кардинальную реконструкции фактически нереально.
«Для больших городов вполне оправдана стратегия развития “город в городе’, когда на отдельных территориях новой застройки создаются профильные экономические зоны, в этом случае не исключено в том числе и выделение особых экономических зон для стимулирования развития какого-то определенного направления», — отмечает Ильдар Хусаинов.
«При фокусе на децентрализацию пристальное внимание уделяется развитию транспортной инфраструктуры, организации транспортно-пересадочных узлов и транзитно-ориентированному девелопменту — созданию многофункциональных зон с отличной доступностью общественного транспорта, — отмечает директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова. — В целом идея сочетания жилой и различных коммерческих составляющих актуальна для Москвы — это обеспечивает необходимую децентрализацию. Организация новых кластеров с развитой деловой активностью вблизи места жительства делает город комфортным и привлекательным для жизни».
Маятниковая миграция выходит из моды
Необходимо создавать точки приложения рабочей силы ближе к месту жительства, чтобы снизить маятниковую миграцию.
«Классическая промышленность в Москве вряд ли возможна, приоритетом становится создание высокотехнологичных производств: только оно может приносить прибыль в условиях налогового и арендного бремени по московским расценкам, — отмечает Дмитрий Журавлев. — Это уже происходит: на “проплешинах” промзон и недостроев начато создание высокотехнологичного производства завтрашнего дня. Власть должна способствовать созданию центров притяжения рабочей силы в виде производств, поддерживать продвижение высокотехнологичной продукции на внутреннем и внешнем рынках».
Поскольку в каждом микрорайоне невозможно построить по заводу, даже сверхсовременному, стимулировать необходимо и сектору услуг — и все это желательно в единой логике и стройной системе, и здесь необходимо системное планирование.
Как замечает руководитель Аналитического центра ЦИАН Алексей Попов, документ, который в отечественной традиции принято называть генпланом, ориентированный на то, чтобы дать сущностные ориентиры для развития города на длительный период (как правило, на 10–20 лет), не имеет прямых зарубежных аналогов.
«В большинстве крупных агломераций отказались от планирования на столь длительные временные горизонты и перешли к работе над мастер-планами отдельных территорий. Де-факто в Москве градостроительный процесс так и был построен: на “устаревший” документ, созданный до присоединения Новой Москвы, программы реновации и массового редевелопмента промзон, застройщики и органы исполнительной власти не всегда обращали приоритетное внимание», — отмечает эксперт.
Алексей Попов полагает, что новый генплан должен учитывать новейшие экономические тренды: увеличение роли удаленной занятости, активное развитие служб доставки, шеринговой экономики. Кроме того, в нем должна найти отражение более тесная увязка развития Москвы и Московской области, составляющих единую агломерацию.
Эксперты сходятся во мнении, что реализовать в российской столице проект «Город 15 минут» по примеру Парижа можно только при усилении роли городских властей. Им необходимо взять на себя создание условий для его возникновения. Например, городские власти должны отследить, чтобы децентрализация реализовывалась не только на бумаге. Чтобы коворкингов и гибких офисов в периферийных районах становилось больше; чтобы гостиницы и административные здания не превращались де-факто в апартаменты для проживания... Только в этом случае возможна реализация концепции экономически устойчивого и комфортного города.
Еще по теме

