Top.Mail.Ru
рынки

Стратегия на выживание

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

2019 год был самым успешным для столичных отельеров. Москва приняла 25 млн туристов, гостиницы достигли рекордной загрузки — 78 %. Российская столица вошла в пятерку лучших городов для путешествий в рейтинге Best Cities наряду с Лондоном, Парижем, Нью-Йорком и Токио. Накопленный «жирок» позволил выдержать первый удар локдауна, но отельеры открыто говорят, что без поддержки столичных властей индустрия просто не дотянула бы до августовской передышки.

Сейчас средняя загрузка гостиниц в Москве находится на уровне 35 % — это вдвое ниже среднего показателя этого сезона. На фоне сегодняшней неопределенности предприниматели обсуждают самые разные пути выхода отрасли из кризиса — от выпуска Москвой облигационного займа до заселения в отели гастарбайтеров.

Первая волна

2019 год для московского туристического рынка был даже более финансово благоприятным, чем 2018-й, когда столица принимала чемпионат мира по футболу. 

«Эти показатели создали хороший фундамент для ревитализации гостиничного рынка после пандемии, — говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей Москвы Татьяна Минеева. — Однако большое значение для нормализации ситуации сыграла помощь со стороны правительства города. Прорывная мера поддержки в составе третьего пакета антикризисных мер, принятого в Москве, — это предоставление предпринимателям, выкупающим госимущество по 159-ФЗ, беспроцентной отсрочки до 31 декабря 2020 года».

Это, по словам Татьяны Минеевой, характерный пример того, как множественные запросы бизнеса, благодаря усилиям профильных ассоциаций и института общественных уполномоченных, получили юридическое оформление и в дальнейшем — поддержку в оперативном штабе Москвы. 

«Эта мера распространяется на 3400 столичных предпринимателей, общая сумма поддержки по этой статье — 3,6 млрд руб. Это очень существенные цифры!» — отмечает бизнес-омбудсмен. 

Также, согласно опросам бизнеса, востребованы в гостиничном секторе отсрочка и снижение арендных платежей, приостановка проверок, поддержка в госзакупках и продление моратория на банкротство до 7 января 2021 года. 

«Согласно опросам предпринимателей, существует риск закрытия до 40 % гостиниц до конца 2020 года. Сейчас в Москве, в экосистеме уполномоченного, сформировано самое мощное адвокатское сообщество, которое занимается в том числе вопросами банкротств. Эксперты общественных приемных уже начали работу по предотвращению этого негативного явления. Свои предложения по спасению тех, кто на грани, направляем в совет по оздоровлению экономики Москвы, который возглавляет вице-мэр Владимир Ефимов», — подчеркивает Татьяна Минеева. 

Еще одна значимая мера — это предоставление отельерам отсрочки платежей по аренде земли, принадлежащей городу. Первоначально такой помощью могли воспользоваться только представители МСП, а крупному бизнесу в отсрочках отказывали, мотивируя это тем, что часть площадей, расположенных на землях города, занимают предприятия торговли. Самым громким кейсом стал отказ в субсидиях гостинице «Националь». 

«Проблема была поднята на одном из заседаний штаба у вице-мэра Владимира Ефимова — отказы были пересмотрены, и поддержка предоставлена. Это десятки миллионов рублей, и это серьезная помощь крупному бизнесу», — говорит председатель комитета по гостиничному бизнесу МРО «Деловая Россия» Дмитрий Шлопак.

На сегодняшний день уже четыре крупных гостиницы получили субсидии, еще порядка 10 больших отелей стоят в очереди. 

«Мы благодарны правительству Москвы и институту по защите прав предпринимателей. Во-первых, потому что о проблемах бизнеса заговорили во всеуслышание. Во-вторых, те инициативы, которые предлагали игроки рынка, были услышаны чиновниками: полученные гранты по аренде земли и налогу на имущество — абсолютно работающие меры, которыми могут воспользоваться как гостиницы уровня МСП, так и крупный бизнес», — говорит исполнительный директор «Сафмар Плаза» Константин Горяинов.

Откуда деньги на поддержку

«Очень важно, что медиация между бизнесом и властью работает: аппарат уполномоченного, все бизнес-объединения создали очень хорошую платформу для диалога, — подчеркивает Дмитрий Шлопак. — Сейчас важно оценить эффективность уже принятых мер и перераспределить средства в случае, если что-то не работает так, как задумывалось, и предложить новые способы поддержки».

Так, Комитет по гостиничному бизнесу предлагает конвертировать помощь наиболее пострадавшим отраслям в кредит с беспроцентной или низкой ставкой на 3-4 года. «Финансирование этого объема помощи можно обеспечить через выпуск целевого облигационного займа правительства Москвы со ставкой доходности 6–8 %. Привлеченные за счет этого средства будут направлены на поддержку туристической инфраструктуры, зарплаты занятым в гостиничном секторе и обслуживание кредитов, — озвучивает инициативы бизнеса Дмитрий Шлопак. — Если исходить из расчета мер поддержки в 40 тыс. руб. на номер, то на шесть месяцев потребуется облигационный займ примерно в 24 млрд руб. 8 % годовых по нему составят всего 2 млрд руб. в год. В 2021 году правительство города могло бы субсидировать эту сумму, а в 2022–2024 годах заемщики сами выплатят весь заем за счет полученной прибыли». 

В профильном комитете «Деловой России» уверены: Москва будет первым городом, в котором восстановится спрос на туристические услуги, а с учетом того, что в стране не так много объектов для кредитования и у населения на руках почти 60 трлн руб., привлечь 24 млрд руб. под гарантии столичного правительства со ставкой выше коммерческих банков не составит никакого труда.

Второе предложение «Деловой России» будет актуально в случае полного локдауна — расселение в гостиницах трудовых мигрантов, которые из-за закрытия границ не могут попасть домой и временно остались без работы. В Москве хотят действовать по примеру Нью-Йорка, который в первую волну за бюджетный счет разместил в гостиницах тысячи бездомных.

Сейчас в столице более 1,5 млн официальных гастарбайтеров. Номерной фонд, в первую очередь эконом-сегмента, может принять 220 тыс. человек. Исходя из суммы по 25 тыс. руб. за номер, реализация этой меры потребует 2,5 млрд руб. Как вариант, часть средств за размещение может быть оплачена правительствами тех стран, откуда прибыли трудовые мигранты. 

«Поставить меньшую сумму невозможно, поскольку в выручке огромную часть съедают НДС, НДФЛ, соцвзносы, оплата услуг ЖКХ. При меньшей цене даже бюджетный сегмент уйдет в постоянный убыток, — подчеркивает Дмитрий Шлопак. — При существующих расчетах бизнес сможет работать и одновременно решать социальные проблемы». 

В Москве уже была похожая история, напоминает Константин Горяинов: во время первой волны пандемии город выступил с инициативой по размещению в отелях медработников.

«Город по возможности оплачивал это из бюджета. Несколько десятков гостиниц подключились к этой программе. Те, кто смог организовать процесс, получили возможность сохранить персонал», — считает Константин Горяинов.

Антикризисная диверсификация

Со своей стороны предприниматели делали все, чтобы хоть что-то принести в кассу. В гостиницах появились предложения долгосрочной аренды по принципу квартир — для комфортной самоизоляции. Номера пробовали продавать под шоурумы для дизайнеров и в качестве домашнего офиса. Предлагали родителям сбежать из загородной изоляции на романтический спа-уикенд в городе. Сотрудники известных отелей зарегистрировались в крупнейших агрегаторах и начали работать в доставке. Однако эти попытки перекрыть двукратное падение выручки от непроданного номерного фонда и четырехкратное — от сворачивания MICE-мероприятий пока не приносят успеха.

«Чем дольше затягивается пандемия и невозможность работать с внутренним и внешним туризмом, тем сильнее может ужаться индустрия гостеприимства», — считает Константин Горяинов. 

По его словам, отрасль была услышана, ей были предложены реальные меры поддержки. 

Сейчас на повестке дня вопросы продления арендных каникул для отелей, находящихся на арендных контрактах, и субсидирования затрат по уплате коммунальных платежей, так как эти платежи на 60 % фиксированы и не идут вниз даже при малой загрузке гостиниц. 

По мнению гендиректора Azimut Hotels Максима Бродовского, до того момента, когда существенно изменятся условия ведения бизнеса, предпринимателям требуется поддержка со стороны государства и города. 

«Возврат к показателям 2019 года — не вопрос ближайших месяцев. По самым оптимистичным прогнозам этого не стоит ждать ранее второй половины 2022 года или начала 2023 года, — считает Максим Бродовский. — С учетом прогнозов по сокращению въездного туризма в ближайшем будущем на 40–70 %, ставку надо делать на развитие внутреннего потока». 

«Большое число прогнозов по закрытию компаний и сокращению персонала не сбылось. Это хорошо иллюстрирует то, что запас прочности у индустрии был. Но финансовые подушки в первую волну были исчерпаны, сейчас мы находимся в той стадии, когда бизнес начал чуть оживать. Спрос не восстановился до уровня прошлых лет, но он поспособствовал тому, что предприятия смогли выдохнуть и начать работать с текущей операционной прибылью», — комментирует ситуацию на рынке вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, гендиректор УК «Альянс Отель Менеджмент» Вадим Прасов. 

По его словам, сейчас крайне важно разработать секторальные меры поддержки. Тогда это позволит избежать череды банкротств и в полную меру вступить в войну за гостя, которая будет идти не на уровне конкретных предприятий или даже городов, а на уровне стран. 

Туристический поток будет восстанавливаться постепенно — надо думать о стимулировании сегмента MICE. У Москвы здесь огромные возможности по увеличению объемов, особенно с учетом введения электронной визы. 

Способствовать быстрому возрождению столичного гостиничного рынка должна и программа кешбэка от Ростуризма, которая избавилась от излишних ограничений (например, увеличилось время бронирования и снизилось минимальное число ночей) и продлена до 10 января 2021 года. Игроки рынка уверены, что, если все получится технически реализовать, это станет мощным стимулом не только для гостиниц, но и для сопутствующих отраслей.