Стрельба по колесам
В Америке активизируется практика корпоративных штрафных санкций
Очень жалко Мэри Барра: она попала в серьезный переплет. Барра - первая женщина, ставшая генеральным директором крупнейшего автопроизводителя в США, поднявшаяся к вершине из самых низов и в январе 2014 г. возглавившая General Motors. Она получила на руки компанию с колоссальными проблемами, в очень трудное для авторынка время, взяла на себя серьезные обязательства перед инвесторами, партнерами и потребителями по изменению ситуации к лучшему, включая перестройку корпоративного управления, производства и разработки новых моделей.
Задачи перед новым гендиректором и без того стояли нелегкие. А когда она начала разбор завалов, оставшихся от прежнего руководства, повестка дня оказалась и вовсе неподъемной, а самой Мэри Барра приходится нести ответственность за грехи General Motors прошлых лет.
Грехи прошлого
General Motors увязла в исках и расследованиях, связанных с дефектами в механизме зажигания в некоторых ее моделях. Эти дефекты сегодня считают прямой причиной ДТП на американских дорогах, унесших жизни 124 человек. С назначением Мэри Барра главой компании General Motors начала массовый отзыв более 30 млн аварийных машин, но, как оказалось, в компании знали о проблеме задолго до прихода Мэри Барра, примерно лет десять, и замалчивали ее. Это, кстати, стало основанием для выдвижения обвинений по статьям не только гражданского, но и уголовного кодекса. Чтобы снять эти уголовные обвинения, General Motors выплатит гигантский штраф в $900 млн. Кампания по отзыву уже обошлась автопроизводителю более, чем в $4 млрд. Чтобы урегулировать обвинения по гражданским искам (1400 только групповых исков, связанных, впрочем, не только с дефектом механизма зажигания), компания согласилась выплатить штраф в $35 млн. Кроме того, General Motors зарезервировала на иные, имеющие отношение к проблеме выплаты еще $575 млн. Репутационный, имиджевый ущерб и потери от снижения котировок акций вообще трудно поддаются исчислению. Бедная Мэри Барра все платит и платит. И приносит извинения.
Еще один автопроизводитель – Fiat Chrysler Automobiles NV – уже давно находится в центре расследования некоторых технологических нарушений и дефектов, и в целом политики компании по обеспечению безопасности ее моделей. Fiat Chrysler предписано выплатить $105 млн, помимо этого, компания должна будет предоставить независимому аудитору возможность провести мониторинг своих процедур обеспечения должного уровня безопасности. Производитель также вынужден был согласиться на проведение своего рода обратного выкупа дефектных машин.
Несколькими месяцами раньше штраф в $70 млн был наложен на Honda Motor Co., и тоже за замалчивание проблем с безопасностью некоторых моделей. В 2014 г. Toyota Motor Corp. оказалась перед перспективой выплатить $1,2 млрд компенсации за дефекты, приводившие к внезапному и несанкционированному нарастанию скорости.
Американские регуляторы взялись за немецкий Volkswagen. Как пишет иностранная деловая пресса, немцев будто бы поймали на обмане. Речь идет о дизельных моделях, выбросы которых поначалу не вписывались в нормы, а потом стали чудесным образом им соответствовать, как теперь выясняется – за счет махинаций с программным обеспечением во время официальных испытаний и замеров. Затронуты оказались 482 000 авто, включая модели Volkswagen Jetta, Beetle, Golf 2009–2015 гг., Audi A3, выпущенные в те же годы, и Volkswagen Passat 2014–2015 гг.
Потенциально штраф за каждую машину со «скрученным» выхлопом может, по американским законам, составить по $37 500, что означает общую сумму санкций в $18 млрд. Прецеденты штрафов за такого рода нарушения есть, хотя и более скромные по масштабам. В 1998 г. Honda и Ford выплатили $267 млн и $7,8 млн штрафов соответственно. В 2014 г. Hyundai и Kia Motors были оштрафованы на $300 млн за превышение стандартов экономии топлива в 1,2 млн автомобилей.
Приходится признать, что американские власти и регуляторы усилили контроль над автоотраслью, исповедуя принцип неотвратимости наказания, даже если сбор доказательной базы занимает десятилетия, и наказывая корпорации самым болезненным для них образом, то есть деньгами. До некоторой степени это реакция на социальный заказ от американского общества, в котором уже давно зреет недовольство усилиями властей по обеспечению безопасности на дорогах.
По группам интересов
Практика показывает, что точками приложения усилий регуляторов в США в разное время могут стать разные отрасли, не в последнюю очередь это определяется политической целесообразностью или текущей конъюнктурой. Если 2014–2015 гг. наверняка принесут немалые «сборы» с автопроизводителей, то в годы мирового финансового кризиса обильную жатву собирали с банковских организаций, на которые общественное мнение возложило почти всю тяжесть вины за кризис. По данным Reuters, за семь лет после 2008 г. два десятка крупнейших мировых банков заплатили в виде штрафов и компенсаций $235 млрд. В числе выявленных нарушений – сговор и манипулирование валютным курсом, процентными ставками. Компенсации же предназначались клиентам, потерявшим деньги на покупке разрекламированных банками и оказавшихся «гнилыми» ипотечных долговых бумаг и привязанных к ипотеке сложных деривативов.
По итогам кризиса в США значительно ужесточилось финансовое законодательство и система регулирования в целом, что тоже отразилось на объемах штрафных санкций в отношении банков.
Подсчитать, сколько всего было выплачено компенсаций, сложно. Оценки могут быть только приблизительными, поскольку, по американским законам, выплаты направляются разным ведомствам, а также частным лицам, по разным статьям обвинения и даже в разное время, ведь расследование по гражданским статьям обвинения может быть уже закончено, а уголовное дело еще продолжается. Разброс в суммах достаточно велик, но все они очень значительны. Финансовому конгломерату Bank of America решение проблем с регуляторами обошлось примерно в $100 млн. J. P. Morgan Chase & Co. заплатил $27 млрд штрафов, в $13 млрд организации обошлось урегулирование обвинений в связи с ипотечными ценными бумагами. Далее можно вспомнить Citigroup Inc. с его примерно $12,1 млрд штрафов и Standard Chartered – около $640 млн.
При всем этом в соревновании «штрафников» банкиры все-таки не смогли превзойти табачников. Эта отрасль – безусловный enfant terrible для общественного мнения в США. Табачным компаниям приходится не столько выплачивать штрафы, сколько компенсировать стоимость лечения в случаях, когда доказана связь заболеваний истцов с курением. Апогей борьбы с табачниками пришелся на 1998 г., когда урегулирование взаимоотношений с 46 штатами США, пятью территориями и округом Колумбия стоило пяти крупнейшим производителям табачных изделий в США (Philip Morris PM, R. J. Reynolds, переименованной в Reynolds American Inc., Brown & Williamson, Lorillard LO и Liggett & Meyers) $246 млрд.
Страдали и страдают от санкций регуляторов телеком и фармотрасль. Последняя – чаще всего за ложь в рекламе по поводу препаратов и болезней, которые они якобы лечат. Зато, надо полагать, потребители в результате страдают меньше.