Стремление к удвоению
Он приехал в Москву снова, второй раз за 15 лет, теперь уже в качестве вице-президента L'Oreal по Восточной Европе, оставив за спиной работу в Латинской Америке. И разговор с корреспондентом "Ко" неизбежно начался со свежих впечатлений, главным словом в которых стало "невероятно". Александра Попова (Popoff), неплохо говорящего по-русски, конечно, поразили произошедшие в России за 15 лет перемены, и он рассказал о том, как собирается меняться L'Oreal.
- L'Oreal поставила перед собой цель - довести число потребителей продукции компании в мире с нынешнего 1 до 2 млрд человек. Причем если на выход на рубеж в 1 млрд у нас ушло сто лет, то удвоения мы хотим добиться за 10-15 лет. И в этом смысле Россия для нас, безусловно, стратегически важный рынок. Фактически мы намерены осуществить здесь экспансию. И у нас есть для этого стратегия. Она называется универсализация. Это не то, что глобализация. Глобализация - это, коротко говоря, продажа одного и того же продукта во всем мире, а универсализация предполагает выявление трендов и особенностей в разных регионах и умение экстраполировать их по всему миру. Например, в Бразилии мы увидели восемь разных типов волос. Там в процедуре ухода за волосами каждый раз потребители используют пять или шесть продуктов. Мы на этой основе сформулировали концепцию "Полное восстановление 5", которая оказалась исключительно успешной в Бразилии, затем - в Южной Америке, а потом в мире. Какое-то время назад "Полное восстановление 5" мы выпустили здесь, в России, и тоже с успехом.
- Хотя тип волос у нас не бразильский...
- Конечно, нет. Конкретное наполнение концепции всякий раз разное.
- После долгого перерыва вам, очевидно, приходится изучать рынки Восточной Европы и России, в частности, практически заново?
- Откровенно говоря, да. Ведь до конца июня я работал совсем в другом регионе. Я начал с России, потом был на Украине, в Турции, Польше - это четыре самых крупных наших рынка в Восточной Европе. И я вижу, что Россия - это наиболее сложный рынок, конечно, прежде всего из-за размеров: они несопоставимы с территориями других стран, и это вызов в том, что касается дистрибуции. Кроме того, я вижу, что у россиян несколько иная структура неудовлетворенных потребностей в том, что касается нашего типа продукции. Для нас это означает необходимость внимательно следить за тенденциями в предпочтениях потребителей, выпускать продукцию специально для России.
Александр Попов |
Родился:1961 г. Образование: высшая коммерческая школа лиона (lyon business school) Опыт работы: в L'Oreal с 1989 г. (маркетинг) 1995 г. - генеральный директормарки L'Oreal Paris (Португалия) 1998 г. - генеральный директор подразделения продукции широкого спроса (Россия) 1999-2004 гг. - генеральный директор LaSCAD (подразделение L'Oreal) 2004 г. - генеральный директор подразделения продукции широкого спроса (Франция) 2007 г. - генеральный директор подразделения продукции широкого спроса (страны Африки и Ближнего Востока) 2009 г.- генеральный директор мультидивизионной зоны стран Африки и Ближнего Востока 2010 г.- член совета директоров L'Oreal, генеральный директор зоны стран Латинской Америки, Африки, Ближнего и Среднего Востока с 2012 г. - директор зоны Латинская Америка с июля 2013 г. - вице-президент L'Oreal по странам Восточной Европы Семейное положение: женат, трое детей Хобби: регби, бокс, музыка, изучение иностранных языков (свободно владеет семью языками) |
- Можете сформулировать какие-то из этих тенденций?
- Мы видим, например, что женщины хотят получать продукты, наиболее полно отвечающие их индивидуальным потребностям. Кроме того, им нужны продукты с оптимальным соотношением технологического компонента и растительных экстрактов. Другими словами, для них важен фактор натуральности. Безусловным требованием является также повышение эффективности. Немаловажен и экологический аспект.
- Об этом говорят ваши исследования?
- Да, и просто общение с потребителями. Что касается исследований, то для нас они исключительно важны, в том числе и в том, что касается разработки продуктов, максимально отвечающих выявляемым нуждам потребителей. Могу сказать, что на уровне группы L'Oreal расходы на R-and-D составляют около 700 млн евро в год, то есть 3,5% товарооборота, и каждый год мы стараемся увеличивать этот бюджет. Без исследований настоящие инновации невозможны, так что для нас это очень важно.
- У вас есть производство, локализованное в России, - открывшийся в 2010 г. завод в Калужской области. Как вы оцениваете этот проект? Будет ли продолжение?
- Для нас очень важно увеличивать долю продукции, производимой в России. Поэтому уже сейчас объем производства на этом предприятии вдвое больше, чем намечалось изначально. И инвестиции в завод, кстати, тоже выросли почти вдвое по сравнению с планировавшимися, так что вместо примерно 26 млн евро они превысили 50 млн евро. Это вложения в оборудование, технологии, обучение персонала. Хочу подчеркнуть, что в проект завода заложена возможность его расширения: и участок довольно большой, и сама конструкция позволяет достаточно быстро нарастить производство. Так что в практическом плане о строительстве второго такого предприятия мы пока не думаем. Это потом.
- Много приходится тратить на обучение местного персонала?
- Да. Это наша повсеместная практика, без этого нельзя, если мы хотим - а мы хотим - гарантировать единый высокий стандарт качества продукции хоть в Индонезии, хоть в Западной Европе, хоть в России. Кстати, более 70% персонала - жители Калужской области. Это значит, что мы нашли хороших сотрудников на месте.
- Вы чувствуете давление конкурентов?
- Во-первых, надеюсь, что наши конкуренты тоже чувствуют наше давление. Во-вторых, соперники есть везде. Давление конкурентов, я бы сказал, это стимул. Когда нет конкурентов, тогда немножко скучно.
- В условиях нестабильности глобальной экономики, не лучшей ситуации в России видите ли вы сокращение потребительских расходов на вашу продукцию?
- На самом деле мы видим рост. Все дело в том, что у нас разные подразделения и разные линейки продукции - на любой вкус и кошелек. Плюс хорошее соотношение цена/качество. Все вместе это позволяет нам всегда быть готовыми к тому, что потребитель включает режим экономии. И это меня совершенно не беспокоит.