Строем на взлет и посадку
ГОСУДАРСТВО начинает перестраивать политику по отношению к своей собственности, и первыми "на своей шкуре" это могут ощутить московские аэропорты. На минувшей неделе на совещании в правительстве всерьез обсуждалась идея объединения трех аэропортов московского аэроузла (МАУ) - "Шереметьева", "Домодедова" и "Внукова" (вернее, их государственной части). Создание авиационного государственного унитарного предприятия, которому будет передано госимущество аэропортов, должно стать составной частью политики усиления контроля за работой МАУ. Попросту говоря, российские власти решили наконец навести порядок на воздушном транспорте и не нашли ничего лучшего, как "подмять" его под себя. Основная мотивировка - государственное имущество в авиации должно быть в одних руках, иначе в ближайшее время от него вообще мало что останется.
Жесткая конкуренция между аэропортами, постоянное "переманивание" друг у друга авиакомпаний в условиях стагнации рынка и при отсутствии серьезных стратегических инвесторов не оставляет иного выхода. Метания авиакомпаний между аэропортами не приносят стабильности ни одному из участников рынка. В частности, недавние переходы "Внуковских авиалиний" из "Внукова" в "Домодедово" и обратно вызывали то рост, то падение пассажиропотока этих аэропортов чуть ли не на треть. В последнее время отчетливо проявилась новая тенденция в отношениях с авиаперевозчиками: авиакомпании все чаще предпочитают иметь дело не с одним аэропортом, как раньше, а с двумя или даже со всеми тремя.
В 1998 году уже предпринимались попытки объединения аэропортовских комплексов на базе ФГУП "Аэропорт Домодедово" (инициатором тогда выступила авиакомпания "Ист-Лайн", арендующая домодедовский комплекс). Тогда объединение не состоялось из-за конфликта интересов. Сейчас тоже не все гладко, но на этот раз правительство, похоже, решительно настроено всех "построить" и вести дальше строем. Как сообщили корреспонденту "Ко" в Государственной службе гражданской авиации (ГСГА), представленная концепция развития аэропортов МАУ, во-первых (и в-главных), подразумевает перевод федерального имущества, не подлежащего приватизации (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, системы управления воздушным движением), с балансов аэропортов в государственное унитарное предприятие (ГУП), которое будет наделено полнопочиями заключать договора аренды с аэропортами и подчиняться Минтрансу, то есть ГСГА.
На самом деле с созданием ГУП все далеко не однозначно: у каждой из заинтересованных сторон есть свое видение концепции консолидации госсобствености. Так, существует "суперпрогосударственная" версия (автор - Министерство имущественных отношений), по которой все финансовые потоки, связанные с функционированием аэродромных комплексов, должны проходить через новое ГУП. Есть также предложение взвалить на эту еще не созданную структуру и всю организацию движения в МАУ - то есть контролировать, кто, когда и куда может летать.
Еще более разномастные предложения высказываются по вопросу управления государственной долей в акционерных обществах аэропортов "Внуково", "Домодедово" и "Шереметьево". Есть предложение объединить пакеты акций, принадлежащие государству, и передать их специально созданному ЗАО "Московские аэропорты", которое будет управляться государством и представителями всех трех аэропортов.
Пока непонятно, как распределятся доли сторон в "Московских аэропортах". Один из предложенных вариантов: 10% государству и по 30% - каждому из аэропортов. Впрочем, с таким раскладом стороны вряд ли согласятся. Во-первых, каждый из аэропортов придет в новую компанию с разными долями и разным уровнем организации управления госсобственностью, поэтому было бы не вполне справедливо заниматься уравниловкой. А во-вторых, государство (каким бы субъектом федерации оно ни было представлено) вряд ли удовлетворится 10-процентной долей - скорее всего, речь пойдет о 50% плюс одна акция, то есть о контрольном пакете.
Кстати, пока остается нерешенным вопрос, кто именно будет представлять государственные интересы в "Московских аэропортах" - Москва или Московская область. А это тоже вопрос не из простых. Тем не менее, несмотря на все нюансы, курс на консолидацию под жестким государственным контролем взят и сворачивать с него никто не собирается. Похоже, даже сами аэропорты и авиакомпании, в них базирующиеся, готовы встать в строй.