Top.Mail.Ru
архив

Строгий ошейник Роскосмоса

Система спутниковой навигации, как показывает опыт GPS, может стать коммерческим проектом. Но отечественные производители с Глобальной навигационной спутниковой системой (ГЛОНАСС) не в состоянии бороться за рынок, который только по приблизительным оценкам превышает в России $100 млн.

 В конце 2007 года на совещании с членами правительства президент Владимир Путин поинтересовался у первого вице-премьера Сергея Иванова, когда можно будет купить для своей собаки Кони ошейник, оборудованный средствами ГЛОНАСС, чтобы далеко не убегала. "Для собак и кошек производители смогут предлагать ошейники коммерческим потребителям в середине 2008 года, в июле", - пообещал Иванов. Однако с новым аксессуаром для Кони пришлось подождать - его презентовали Путину лишь в середине октября прошлого года. В открытую продажу прибор поступил в конце декабря 2008-го, причем ограниченной партией из тысячи штук и по цене, в два раза превышавшей стоимость аналогичных устройств GPS.
   "Мы предложили прибор-навигатор, имеющий уникальные функции: он принимает одновременно сигналы всех спутников, которые находятся над потребителем. В мире больше нет таких приборов", - отметил гендиректор и главный конструктор НИИ космического приборостроения (НИИ КП) Юрий Королев. Действительно, устройство уникально: оно способно принимать сигналы сразу трех спутниковых навигационных систем - ГЛОНАСС, GPS и разрабатываемой европейской Galileo. Однако на поверку оказалось, что "российского" в представленном приборе практически ничего нет: он комплектовался корейской и украинской "начинкой". Чиновникам пришлось признать, что без помощи зарубежных специалистов развивать ГЛОНАСС нужными темпами невозможно. В нашей стране нет мощностей для производства персональных устройств навигационной системы, а качество работы (точность определения координат и отсутствие "белых пятен") оставляет желать лучшего из-за того, что группировка спутников, обеспечивающая работу системы, малочисленна.

НЕБЕСНЫЕ КОНКУРЕНТЫ

   Вице-премьер Сергей Иванов взял под личный контроль реализацию проекта ГЛОНАСС не потому, что правительство собирается обеспечить всех владельцев домашних животных подобными приборами. ГЛОНАСС имеет беспрецедентное значение для обороноспособности страны, а Сергей Иванов еще сравнительно недавно был "профильным" министром и хорошо знаком с данной проблемой. "ГЛОНАСС необходима в первую очередь для обеспечения информационной безопасности и повышения обороноспособности, - подтверждает начальник аналитического управления ОАО "Банк "Петрокоммерц" Олег Соломин. - Ведь американскую систему GPS можно выключить - слежение за орбитальной группировкой осуществляется с главной контрольной станции, расположенной на авиабазе ВВС США Schriever в Колорадо. Да и сама GPS разработана Министерством обороны США".
   Подобные прецеденты уже были. Во время начала иракской военной кампании широко известен пример отключения данной системы. Именно тогда использование GPS в военных целях из гипотетической превратилось в реальную угрозу обороноспособности нашей страны. "Зависимость на 100% от одной системы недопустимо и стратегически опасно, при этом не важно, кто владеет системой - США или другое государство. Именно поэтому ЕС пытается запустить собственную разработку Galileo, а Китай - "Компасс", - констатирует генеральный директор компании "Геостар Навигация" (производит навигационное оборудование) Владимир Пучков.
   Проект Евросоюза, одобренный еще в 1999 году, оценивается в $3,8 млрд. Еврокомиссия, курирующая программу Galileo, выделила более 2 млрд евро на строительство 26 спутников, закупку ракет-носителей и оборудование наземных центров управления. Первые четыре спутника, которые будут составлять основу космической группировки Galileo, планируется запустить во второй половине 2010 года. Партнер Еврокомиссии в этом проекте, Европейское космическое агентство (ESA), активно проводит отбор подрядчиков, чтобы программа Galileo начала функционировать уже к 2013 году. Старается не отставать и Китай - "Компасс" должен заработать к 2015 году. В апреле текущего года на орбиту был выведен уже второй навигационный спутник "Бэйдоу", а через пять лет космическая группировка этой системы должна состоять из 20 спутников.
   Существуют подобные разработки и в других странах. В 2006 году правительство Индии одобрило проект развертывания Индийской спутниковой региональной системы навигации (IRNSS). Реализация проекта рассчитана на 6 - 7 лет, но об успехах информации практически нет. Еще одну систему разрабатывают в Японии. Она получила название QZSS (Quazi-Zenith Satellite System). Платформа была задумана еще в 2002 году как коммерческая система с набором услуг для подвижной связи, вещания и широкого использования для навигации в Японии и соседних районах Юго-Восточной Азии. Запуск спутника для QZSS был запланирован на 2008 год. В марте 2006-го правительство страны объявило, что первый спутник не предназначен для коммерческой эксплуатации, будет запущен целиком на бюджетные средства и станет использоваться для государственных нужд. Первый коммерческий спутник QZSS планируется запустить лишь в 2010 году.
   Активность многих стран на рынке спутниковой навигации объясняется не только интересами национальной безопасности. Как показывает опыт GPS, это вполне коммерческий проект. Годовой объем реализации GPS-приемников только в России оценивается в $100 млн. По данным ABI Research, несмотря на то что темпы роста продаж GPS-микросхем в этом году из-за кризиса замедлились, в следующем году прогнозируется увеличение минимум на 30%. В мировом масштабе это огромный рынок, "сливки" с которого снимают в первую очередь американские компании. Эксперты говорят, что в ближайшее время за предоставление услуг глобального позиционирования развернется настоящая война, а основными участниками будут США, Россия, Европа и Китай. Первые признаки надвигающегося конфликта за передел рынка уже есть. Поднебесная заявила о намерении занять частоту для работы своей спутниковой системы, которую Европа планировала использовать для платных сервисов Galileo. И страны пока не могут разрешить противоречия.

ЗАПУСК ОТЛОЖЕН

   ГЛОНАСС была разработана в 1978 году, а официально принята в эксплуатацию в сентябре 1993-го. Однако с 1998 года из-за недостатка финансирования орбитальная группировка не поддерживалась должным образом. В результате число действующих спутников сократилось почти вдвое. Подвижки начались только в 2005 году - правительство одобрило Федеральную программу космических исследований на 2006 - 2015 гг., в рамках которой выделялось дополнительное финансирование на развертывание системы "ГЛОНАСС". Это притом, что по ФЦП "ГЛОНАСС" с 2002 по 2011 годы затраты оценивались в 117 млрд руб.
   В декабре прошлого года Сергей Иванов обещал премьер-министру Владимиру Путину, что к концу 2009-го Россия будет иметь 24 спутника системы "ГЛОНАСС" и это "позволит без всякого временного перерыва получать навигационный сигнал, покрывающий полностью, стопроцентно, территорию Российской Федерации и всех стран СНГ". Подтвердил это минувшим летом и глава Роскосмоса Анатолий Перминов. "По ГЛОНАСС отработка программы идет строго по плану. В сентябре планируется кластерный запуск трех космических аппаратов и в декабре - еще трех космических аппаратов", - заявил Перминов. Однако намеченный на конец сентября запуск трех спутников был перенесен из-за технической неисправности. По данным информационно-аналитического центра системы "ГЛОНАСС" на 30 сентября, на орбите находится 17 работающих спутников, притом что для непрерывной работы системы требуется минимум 18 космических аппаратов.
   "Наличие отечественных разработок в инновационной сфере, особенно такого уровня, как спутниковая система навигации, необходимо России, и со временем ГЛОНАСС сможет состязаться с GPS, если в проект будет вложено достаточно интеллектуальных сил страны", - прокомментировали ситуацию в ОАО "Комстар-ОТС". Но с интеллектуальной, как и с технической составляющей, у нас, похоже, проблема. Стоит вспомнить неоднократную критику со стороны Сергея Иванова в адрес Роскосмоса за медлительность при реализации проекта. Фактически он отстает от первоначально озвученного в 2007 году плана примерно на полтора года, и то при условии, что за оставшиеся до конца года три месяца число спутников удастся довести до 24. Не говоря уже о стоимости устройств, которая, по словам Владимира Путина, чтобы составить конкуренцию GPS, должна быть ниже зарубежных аналогов. "В части космической группировки система вполне конкурентоспособна, что же касается ее применения, то пока ГЛОНАСС отстает от GPS", - признает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент". По его словам, в развитие системы вложены значительные бюджетные средства, но непонятно, когда она начнет возвращать инвестиции.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС

   Проект должен заинтересовать участников рынка, потребителей. "Потенциально устройство может быть полезно железнодорожникам, морякам, автомобилистам, например директорам автотранспортных предприятий, чтобы отслеживать маршруты своих водителей, - говорит один из игроков автомобильного рынка. - Но в условиях кризиса никакой экономической целесообразности в установке этой системы нет". При этом речь идет не о полном переходе на ГЛОНАСС, а о бинарной системе - встроенной российской разработке рядом с GPS-модулем. Но по многим параметрам наша продукция уступает своему американскому конкуренту. В частности, в документах к заседанию Совета Федерации, на котором обсуждалось применение ГЛОНАСС/GPS, сравнивались ее характеристики с одним из самых популярных GPS-приемников. Так, если размеры GPS-приемника 3х3 мм, а толщина 0,7 мм, то габариты ГЛОНАСС/GPS - примерно 30х30 мм, а толщина от 3 до 7 мм. Энергопотребление гибридных модулей в десять, а иногда и в двадцать раз выше, чем у стандартных GPS. Средняя стоимость - от 4000 до 6000 руб., GPS-приемник стоит около 300 руб. Аналогичная ситуация и с готовыми навигаторами. Поддержка GPS/ГЛОНАСС обойдется в два-три раза дороже GPS, а вес устройства будет в два раза больше.
   Как продвигать подобную технику? Как всегда, чиновники намерены это сделать за счет административного ресурса. В июле Министерство промышленности и торговли РФ предложило резко взвинтить таможенные пошлины на ввоз GPS-навигаторов. "На 50% будем сейчас поднимать таможенные пошлины на GPS-приемники", - заявил на пресс-конференции замминистра промышленности и торговли Юрий Борисов. По его словам, такое предложение изложено в проекте постановления правительства о комплексной поддержке ГЛОНАСС, находящемся на согласовании. Что это означает? По экспертным оценкам, розничные цены на навигаторы в магазинах вырастут примерно вдвое, подорожают смартфоны и коммуникаторы, которые производители также начали оснащать GPS-приемниками.
   На ГЛОНАСС, тем не менее, заказы до сих пор единичны. И их инициатором также выступают чиновники. Например, Ульяновский автомобильный завод в конце сентября выпустил первую партию из 170 автомашин со встроенной системой российской навигации. Машины заказаны Минздравом Ульяновской области, стоимость дополнительного оборудования составляет 20 000 руб. В комплект входит навигационный терминал, включающий абонентскую часть и антенны, "тревожная" кнопка и громкая связь. "Есть и другие заказы на предустановленную в автомобили систему "ГЛОНАСС", - рассказали "Ко" в Sollers, в группу компаний которой входит УАЗ. - В основном они поступают от госструктур, государственных компаний и корпораций. На ГАЗе "Ко" заявили, что официальных предложений об установке ГЛОНАСС пока не поступало. Но в 2010 году навигаторы ГЛОНАСС должны появиться в списке опций для Lada. Тоже, по всей видимости, с подачи государства. Правительство субсидирует крупнейшего российского автопроизводителя огромными ресурсами, и именно автомобильный рынок может обеспечить быструю инсталляцию ГЛОНАСС уже сейчас. Будет ли она работать и захочет ли за это платить покупатель? Похоже, его не особенно спрашивают. "Технологически любой из видов автотехники любого производителя может быть оборудован системой "ГЛОНАСС", - отмечает один из участников автомобильного рынка, - но это должно быть только в качестве дополнительной опции. В условиях кризиса главным критерием выбора покупателя является стоимость владения автомобилем, а не дополнительные опции".