Строительный хаос

Вуд не всегда гуд

Один из самых дешевых вариантов каркасного домика (3,6 м на 3,8 м) для использования в качестве летней кухни Екатерина Старостина решила заказать в "Зодчем". "Продажники у них работают отличные, рассказывая о качестве материалов и сроках выполнения работ вещи, которых нет на самом деле", - сетует дачница. По факту бытовку рабочие строили две недели с лишним, хотя при продаже утверждали, что соберут за день-два. За то время, что строили, по стенам успела пойти плесень, двери перекосило. В таком виде работу она принимать отказалась - пришлось "Зодчему" все переделывать. "Прораб пытался увеличить смету буквально на всем, - рассказывает "Ко" Екатерина. - Хотите расширить лестницу, улучшить утепление? Доплачивайте! И так вплоть до качества гвоздей". В результате домик обошелся ей не в 150 000 руб., а в 180 000 руб. За лето вагонка рассохлась, швы разошлись.

В коттеджном поселке "Эдем" (в 33 км от Москвы по Симферопольскому шоссе) возникли проблемы у клиента компании "Гудвуд". Это одна из немногих фирм на подмосковном рынке деревянного домостроения, имеющая собственные производственные мощности. Например, стоимость дома из клееного бруса под отделку начинается почти от 3 млн руб. (106 кв. м). Но цена не всегда гарантирует качество. "Двери и окна были установлены без обсадных коробок, а проемы просто запенены, что при усадке дома привело к перекосу дверных конструкций, - рассказывает инженер по техническому надзору Руслан Шуров. - В местах перерубов бруса оказались сквозные щели, а на втором этаже появились подтеки на стенах". По словам строительного эксперта, пароизоляционный материал не проклеивали, что привело к скапливанию конденсата и его протечке. Строителям пришлось демонтировать чистовую отделку потолка и проклеивать пароизоляцию. "Советские СНиПы (строительные нормы и правила. - Прим. "Ко") для малоэтажного деревянного домостроения, обязательное исполнение которых отменили около десяти лет назад, требовали установки обсадных коробок. Технологии развиваются, появляются новые материалы, и, например, клееный брус практически не дает усадки, - объясняет директор по развитию и управляющий партнер компании "Гудвуд" Александр Дубовенко. - Потому раньше мы этого (установки обсадных коробок. - Прим. "Ко") не делали. Но вернулись к данной практике после суровой зимы в 2007 г., когда клиенты начали жаловаться на усадку". По его словам, в компании существует служба рекламации, и если у заказчика возникают претензии, работа переделывается. "Таким компаниям, как "Зодчий" и "Гудвуд", я доверяю. Фирмам, имена которых на слуху, не с руки рушить репутацию, - говорит генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. - В рекомендации технадзора я не услышал требования снести то, что есть. Значит, не все так плохо". По его мнению, случай с "Гудвудом" - это частность, и с такими крупными компаниями заказчику, как правило, удается договориться мирным способом.


И если в рекламе все три условия, значит, не будет выполнено ни одно. В этом успели убедиться тысячи людей, заказавших строительство домика у "лидеров деревянного домостроения", "надежных, стабильных, динамично развивающихся" или у тех, "на кого ориентируется рынок". Обороты таких "черных строителей" исчисляются миллиардами долларов. Если весь сегмент деревянного домостроения в Подмосковье оценивается экспертами примерно в $12 млрд в год, то на подобные фирмы приходится около $2,5 млрд.


Светит, но не греет

О простом невезении думал Андрей Попов, когда шабашники, взяв деньги за работу, так и не закончили строительство фундамента. Он решил обратиться в уже зарекомендовавшую себя строительную компанию - ПСК "Солнечный дом". В начале марта 2012 г. Попов заключил договор с ООО "10х Инвест" (подразделение ПСК) на проектирование дома, а в апреле подписал договор с ООО "Профикс-Строй" (также подразделение "Солнечного дома") на строительство. "Фирму выбирал, ориентируясь на многочисленные положительные отзывы на сайте компании, - объясняет Андрей. - Я сильно занят по работе, и нет времени для личного контроля за строителями".

В техническом задании были определены все этапы и спецификации работ. 12 апреля Попов перевел фирме 1,318 млн руб. и уехал в командировку, но строительство так и не началось. Первый нехороший звонок прозвучал через две недели: просьба перенести старт работ на 12 мая, что объяснялось необходимостью некой дополнительной подготовки (на участке требовалось засыпать котлован, вырытый под фундамент предыдущими строителями). Геодезист и прораб, оценивавшие фронт работ, подтвердили Андрею, что все соответствует выданной спецификации, и обещали управиться очень быстро. Но 12 мая работы не начались. Только к концу июня появились двое рабочих, в течение двух дней вручную сбрасывавших отвальный грунт в яму, но в июле и они покинули площадку и более не появлялись. В конце июля Попов обратился в "Профикс-Строй" с заявлением о расторжении договора в связи с неисполнением компанией обязательств, потребовав выплатить компенсацию за моральный ущерб в размере 50% от внесенной им суммы. "3 августа в офисе "Профикс-Строя" меня довольно грубо заставили подписать соглашение о расторжении договора с удержанием 190 500 руб. за какие-то мифические работы, - возмущается Андрей. - В случае отказа грозили не возвратить всю сумму".

Негативный опыт обращения в "Солнечный дом" имеется и у Ирины Васильевой. Строительство началось не 28 марта 2012 г., как было прописано в договоре, а только 13 апреля. Залили фундамент лишь 11 мая, а после оплаты второго этапа работ бытовка, строители, стройматериалы и личные вещи хозяйки бесследно исчезли. "Строители прихватили с собой документы на строительство, которые я получала в местной администрации и потратила на это три месяца свой жизни, - жалуется на форуме forum.derev-grad.ru Ирина Васильева. - Строители - три молодых парня из Белоруссии 23, 24 и 25 лет, у одного из них ПТУ за плечами, опыта строительства каркасных домов нет ни у одного из них. Инструктаж, обучение и аттестацию в компании строители не проходили". После встречи с гендиректором "10х Инвест" Арсеном Амбарцумяном, на которой он принес свои извинения, деньги за ворованные вещи вернули, но с исполнением обязательств по дому вновь возникли проблемы: то нет материалов, то уехали рабочие. "Сейчас я хочу одного - получить свои деньги назад и начать строительство с другим подрядчиком. Прошло три месяца с момента строительства, я имею развороченный участок, и больше ничего", - пишет Васильева. "Обычно в договоре есть дата подписания договора, срок сдачи участка под строительство, дата заезда бригады строителей, сроки завоза стройматериалов, дата начала строительства, сроки производства этапов работ, сроки окончания строительства и сдачи объекта, - говорит Арсен Амбарцумян. - Задержки могут объясняться различными причинами как субъективного, так и объективного характера. В большинстве случаев они связаны с состоянием путей подъезда, погодными факторами (дождь, снег, мороз), обнаруженными во время строительства особенностями рельефа и состояния грунта, а также с перебоями с электричеством и водоснабжением. Это не зависящие от нас факторы, последствия которых устранить возможно только по согласованию с клиентом".

Клиенты действительно бывают излишне требовательные и часто придираются по мелочам. Но почему, например, на форуме, где обсуждаются разные производители домов (forum.derev-grad.ru), больше всего отрицательных отзывов именно об этой фирме? И не только на форуме. "Солнечный дом" - одна из известных на строительном рынке компаний, на которую к нам поступает наибольшее число жалоб со стороны потребителей. Берут с них деньги, но ничего не делают", - констатирует председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. "Ведут себя так, чтобы денег больше заработать, - полагает Дмитрий Коржев, работавший на компанию со своей строительной бригадой. - Сама фирма - банальный посредник. Они предоставляли только строительную бытовку для проживания и подвозили материал. Договор со мной был оформлен на непонятную компанию и под любым предлогом на руки не выдавался". Строил Дмитрий одновременно восемь домов. "Работа выглядит следующим образом: главное - начать и взять предоплату, а потом хоть трава не расти. Например, заезжаем на объект, делаем опалубку для фундамента и земляные работы, что занимает семь дней, звоню в снабжение и заказываю бетон, привозят через полтора месяца, заказываю доски - привозят через три недели, причем меньше, чем по смете. Пиломатериал приходит низкосортный, кривой, когда собирается каркас, возникают щели, между досками джут по технологии не прокладывается, то есть это огромные тепловые потери, сколачивается все обычными гвоздями, а не оцинкованными, экономия на всем. Ну и, естественно, обманы и невыплаты зарплаты, штрафы. Большие задержки с материалом я могу объяснить довольно просто - банальная пирамида. Появляется клиент - берутся деньги и быстро тратятся, а материалы начинают завозиться, только когда появляются следующие клиенты. Все договора заключаются на разные конторы. Плохие отзывы о себе постоянно удаляются". Кстати, если внимательнее посмотреть на фотографии готовых объектов на сайте "Солнечного дома", то можно увидеть, что это компьютерные модели либо сильно отретушированные реальные фото.

За работу "Солнечный дом" задолжал Дмитрию 46 000 руб. Немного, но только потому, говорит строитель, что он уже ученый. После того как написал заявление в полицию и разместил в Интернете свою историю, ему эти деньги вернули в обмен на обещание удалить отзывы о компании или написать опровержение. "Другому бывшему прорабу компании не выплатили около 1 млн руб., - рассказывает Коржев, - кормили все обещаниями, но так и не заплатили". Комментировать слова Дмитрия Коржева в "Солнечном доме" не стали, объяснив это тем, что неизвестно, "с кем и в какой компании он работал", а что касается Андрея Попова, то у сотрудников ПСК иная версия этой истории.

В ООО "Профикс-Строй" пояснили, что работы начались в соответствии с договором, не позднее 30 дней с момента получения денежных средств, разрыв соглашения произошел по инициативе заказчика до истечения срока, отведенного на строительство (185 дней). По данным представителя "Профикс-Строя", Попов скрыл реальные размеры имевшегося на участке котлована, что выяснилось только после посещения специалистов. На предварительное согласование заказчику было направлено предложение о проведении допработ к уже сделанным ранее, а когда были произведены окончательные расчеты по объемам допматериала и по стоимости, он отказался доплачивать. "Подписание документов о расторжении договора проходило спокойно, - отмечает сотрудник "Профикс-Строя", - а удержание 10% от суммы договора в случае досрочного его прекращения по инициативе клиента прописано в пунктах договора, и денежные средства уже возвращены".

Существует множество способов, как обмануть покупателя, тем более при строительстве загородного дома. Но имеет ли смысл портить репутацию, рисковать партнерами и будущими клиентами такой крупной компании, как ПСК "Солнечный дом", существующей на рынке, как указано на ее официальном сайте, с 2001 г.?


Игра с цифрами

"Уже больше десяти лет бренду "Солнечный дом", который с апреля 2007 года принадлежит компании ООО "10х Инвест", ее основатель - выпускник Московского государственного строительного университета Александр Соломатин", - рассказал "Ко" Арсен Амбарцумян. По его словам, компании под брендом "Солнечный дом" в 2011 г. возвели более 500 домов, в этом году планируется закончить около 800 строений. Как правило, это здание площадью 150-180 кв. м с внешней и внутренней отделкой, с возможностью дополнительной прокладки коммуникаций и средней стоимостью в базовой комплектации 1,6-1,8 млн руб. То есть оборот компании - около 1,3 млрд руб. в год. По словам представителя "Профикс-Строя" ранее бренд "Солнечный дом" принадлежал частному лицу (по всей видимости, Александру Соломатину. - Прим. "Ко"), а несколько фирм, никак не связанных друг с другом, имеют франшизу на его использование. Получается, что "Солнечный дом" - своего рода "ноу-хау" на российском рынке деревянного домостроения. Даже лидеры сегмента никогда не отдавали права на использование своего имени сторонним структурам. Например, "Родекс групп" в подобных предприятиях, создаваемых в других регионах, имела контрольную долю в уставном капитале.

Впрочем, в рассказах топ-менеджеров "Солнечного дома" оказались нестыковки. Так, в биографии Александра Соломатина, опубликованной в журнале "Свой бизнес", сказано, что он основал "Солнечный дом" в 2006 г., а по данным ЕГРПО, ООО "Солнечный дом" зарегистрировано лишь в ноябре 2008 г. Напомним, что на сайте компании фигурирует 2001 г. Уставный капитал ООО - 10 000 руб., штат - 45 человек. ООО "10х Инвест" зарегистрировано в сентябре 2005 г., в 2007 г. Соломатин еще числился его гендиректором (сейчас ООО возглавляет Арсен Амбарцумян). Кстати, представитель "Профикс-Строя" говорил, что в компании работают в штате около 120 человек, 180 - по совместительству и еще около 300 - по договору. Якобы в прошлом году эта компания построила около 300 домов. Но, по данным ЕГРПО, в штате "Профикс-Строя" около 50 человек, и зарегистрирована фирма лишь в августе 2011 г.

"Если строительная компания говорит, что она работает на рынке 10-15 лет, уже надо быть настороже. Как минимум врут, - поясняет Михаил Аншаков. - 15 лет ни одно юридическое лицо не существует хотя бы потому, что неоднократно менялось законодательство и все перерегистрировались. На рынке много фирм, работающих под определенной вывеской. Но под этим скрываются "ОООшки", как правило, "однодневки". Когда число претензий потребителей или налоговых органов зашкаливает, фирма закрывается, ее комплект документов выкидывается в мусорное ведро и из тумбочки достается новый. Строительный рынок не брендирован. Даже если вы пришли в "Зодчий", это не означает, что с вами будет заключать договор именно данная компания, а не одна из ее структур". В таком случае о каком качестве строительства можно говорить, если при возникновении финансовых претензий проще ликвидировать фирму и открыть новую, чем заплатить.


Ниже себестоимости

После кризиса 2008 г. на рынке недвижимости больше ценится дешевизна, а не качество. "Люди ищут, где дешевле, не понимая, что в результате заплатят дороже. И определяющим фактором является цена. Они мало обращают внимание на репутацию компании, отзывы о ней", - отмечает Михаил Аншаков. "Как-то присутствовал на переговорах, когда клиенты ставили в пример дешевые объекты загородной недвижимости неподалеку от нашего коттеджного поселка, - рассказывает руководитель офиса "Сретенский" компании "Инком-Недвижимость" Антон Архипов. - Речь шла о доме в пределах 30 км от МКАД по цене 1,5 млн руб., включая землю и коммуникации. И мы пытались понять, возможна ли такая цена физически". По его словам, если говорить о строении из пенобетона или керамических блоков, то стоимость квадратного метра, с учетом фундамента, коробки дома с окнами и крышей, минимум 18 000 руб., а в среднем - 22 000-25 000 руб. Александр Дубовенко из "Гудвуда" уверен, что качественный дом под отделку площадью примерно 170 кв. м стоит минимум 20 000 руб. за "квадрат" (тепловой контур без инженерных систем). За отделку деревом надо еще прибавить 3000 руб. на "квадрат". Дмитрий Коржев говорит примерно о таких же ценах: от 18 000 руб. за брус или бревно и от 23 000 руб. за каркасный дом. По его мнению, нормальный деревянный дом под ключ стоит 3-3,7 млн руб. (8х8). Базовая цена каркасника у "Солнечного дома" площадью 172 кв. м (10х11) - 1,73 млн руб. Но придется доплатить не только за ленточный фундамент, но и за пропитку всех деревянных конструкций и обшивки, за использование более качественных материалов (утеплитель, внутренняя обшивка, кровля, окна). Увеличивает стоимость более дорогая входная лестница (по сравнению с базовым предложением), установка водостоков и т.д. "Утверждают, что сделают за 1,7 млн руб.? Но такое возможно только с применением плохих материалов и при максимальной экономии на всем, - поясняет Коржев. - Крыша вроде утеплена, но лишь 5-сантиметровым слоем стекловаты, доски - некондиция и т.д. А любое изменение или добавление материалов и работ поднимает цену до тех же 3 млн руб. В одной из смет цена фундамента для заказчика составляла 236 000 руб., но, только если использовать все материалы по стандарту, их цена составит 235 000 руб. Как они будут строить? Если только с нарушением норм".

У всех фирм суперэкономкласса примерно одна цена. Вопрос только в том, кто и как обманет. "Если предлагают построить кирпичный или даже деревянный дом из расчета 10 000 - 12 000 руб. за кв. м, можно не сомневаться, что это обман, - утверждает Антон Архипов. - Позднее обязательно выяснится, что многое не включено в смету и надо доплачивать, материалы совершенно не того качества, какого хотелось бы. Или это просто банальное мошенничество, когда, собрав деньги, фирма исчезает, выполнив в лучшем случае минимальный объем работ".

Суды лояльно относятся к потребителям, и шанс выиграть у заказчика гораздо больше, чем у компании. Но проблемы возникают на стадии исполнения решения Фемиды. "Не все компании имеют большие активы и имущество и не все исполняют судебные решения", - отмечает Михаил Аншаков. Другое дело, что человек, заказавший строительство дешевого домика, вряд ли пойдет в суд. Для него даже цена вызова специалистов технадзора и затраты на тяжбу сопоставимы с половиной бюджета строительства. Да и у технадзора рычагов сегодня мало. Если договоры составлены в пользу застройщика, этот орган бессилен.


Без стандартов

"С точки зрения строительных норм и правил на рынке сейчас полный хаос. Строить малоэтажные дома можно без разрешения, не придерживаясь никаких норм, регистрировать можно по дачной амнистии, - поясняет Александр Дубовенко. - Советские СНиПы устарели, а новые делать некому. Строит в основном малый бизнес, а он уж точно не заинтересован в стандартизации. Во многих договорах у "черных строителей" даже прописано, что дом построен по собственным стандартам, или даже что это не дом, а строение для сезонного проживания". По его словам, крупные компании пытаются разработать новые стандарты качества и техрегламенты. Этим, в частности, занимается Ассоциация деревянного домостроения, и у нее уже есть первые наработки. "Мы занимается гармонизацией европейских стандартов под существующие российские нормы строительства, - сказала "Ко" официальный представитель ассоциации Анна Фукс. - Консультируемся с научно-исследовательскими институтами, лабораториями, рассматриваем предложения и замечания самих строительных компаний, основанные на опыте их личной работы, обобщаем и стандартизируем". По ее мнению, часто сами компании не знают, как лучше строить и как подтвердить качество применяемых ими технологий.

Эксперты и участники рынка говорят о необходимости разработки классификации качества по примеру гостиничного бизнеса. Нельзя же делать все отели пятизвездными и заставлять людей покупать только люксовое жилье. По "звездности" клиент должен понимать уровень качества будущего жилья. Но независимо от "звездности", в любом доме должны соблюдаться требования пожарной безопасности и безопасности применяемых материалов для жизни и здоровья. Каждый клиент выбирает то, что для него приемлемо. Деревянные дома недешевы, и человек, готовый заплатить, будет требовать соответствующее качество. И он должен иметь основания, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, в том числе, и в суде.


Сколько строят

В 2011 г. в России, по данным Ассоциации деревянного домостроения, было построено 198 000 домов, 76 000 из них относится к сегменту деревянного домостроения. В этом году впервые за всю историю их доля в Подмосковье превысила 50%.

В Москве и области проживают около 20 млн человек. В среднем, по оценкам компании "Гудвуд", житель мегаполиса строит один дом в 100 лет с чеком в 2 млн руб. Таким образом, объем рынка деревянного домостроения в Московской области составляет около 400 млрд руб., или $12 млрд в год. Как минимум половина из этой суммы - самострой, 20% - "черные строители" и около 30% - более-менее нормальные строительные компании.

Этот рынок абсолютно непрозрачный и поддается лишь приблизительной классификации. Если не говорить о коттеджном строительстве, а о компаниях, выступающих подрядчиками в массовом, как правило, дачном сегменте, то, по данным с сайта lesstroy.net, лидерами по числу проектов являются DomaSV (252 проекта), "Дома из Коми" (243 проекта) и ГК "ОКИМО-Москва" (156 проектов). По числу положительных отзывов - "Леспромстрой" (562), "Дом-да" (476) и "Солнечный дом" (412). Отрицательные оценки у "Солнечного дома" (444), "Зодчий.ру" (339) и "Детинца" (243). Если говорить об узнаваемости брендов, то здесь сложнее. На слуху также "Терем", "Гудвуд", "Дом-да" и другие.