В пандемию лифты пошли вверх
Льготная ипотека, программа столичной реновации и закрытие границ — все это привело к тому, что отечественная лифтовая индустрия именно в пандемию пошла вверх. Об этом «Компании» рассказал гендиректор «МАШ ЮНИТ» Андрей Ларин. В кризисном, по общему мнению, 2020 году производство с 10-летней историей нарастило объемы продаж и представило новую линейку оборудования, позволяющего обеззараживать воздух в замкнутых пространствах.
— С начала 2020 года мы отмечаем рост бизнеса. Показатели вполне вписываются в средние значения по рынку — плюс 7–10 % ежегодно. Предприятие показывает хорошую динамику по продаже оборудования — заводы полностью загружены заказами.
— Спрос на лифтовое оборудование напрямую зависит от стройки. В Москве темпы возведения домов не снижаются, несмотря на коронакризис. Во многом это следствие стимуляции продаж с помощью льготной ипотеки.
По прогнозам «Дом.РФ», в 2020 году россияне оформят 1,5 млн ипотечных кредитов на 3,7 трлн рублей. Для сравнения: в 2018 году жители страны взяли для покупки жилья займы на 3,01 трлн рублей; в 2019-м объем кредитов составил 2,85 трлн. рублей.
Рекорды обеспечивает льготная госпрограмма кредитования, которую весной анонсировал президент России Владимир Путин. В соответствии с ее условиями, ипотеку на квартиры в новостройках можно оформить на 20 лет с первоначальным взносом от 15% по ставке 6,5% годовых. Недополученную прибыль банкам вернет государство. Первоначально программа льготного кредитования должна была действовать с 17 апреля до 1 ноября 2020 года, но была продлена до июля 2021 года.
— Совершенно верно. Наша динамика во многом зависит и от того, что в рамках программы реновации в столице объемы строительства сохранены — это гарантирует заказы на инженерное оборудование. Кроме того, продолжает действовать стратегическая программа замены лифтов в столичных многоэтажках. Мы поставляем лифтовые компоненты для заводов, участвующих в региональных программах ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в части замены лифтов, которые проработали свыше срока эксплуатации — более 25 лет.
С 2011 года в многоквартирных домах Москвы было заменено свыше 33 тыс. лифтов. Столичная мэрия приняла принципиальное решение не продлевать срок службы лифтового оборудования завершения срока эксплуатации.
Согласно краткосрочному плану реализации региональной программы, в 2021-2023 годах будет отремонтированы более 4400 многоквартирных домов и заменено 8,8 тыс. лифтов.
Всего в региональную программу капремонта в Москве включено 27 920 многоквартирных домов площадью 248,83 млн кв. метров. Программа предусматривает замену 112 тыс. лифтов — это четверть всех подъемников в жилых многоэтажках страны.
Неожиданный эффект дали закрытые границы — у зарубежных производителей в течение 4-5 месяцев наблюдались проблемы с поставкой. Это вынудило клиентов, ранее покупавших импортную продукцию, искать отечественных поставщиков. К нам пошли заказы. Сейчас на вынужденное импортозамещение приходится ощутимая доля в наших продажах. При этом сохраняется очень высокий уровень требований, как к компаниям со 100-летней глобальной историей, — мы вынуждены подтягиваться и по срокам, и по качеству.
Как и многим российским компаниям, на пользу нам пошло падение курса рубля. Есть компоненты и оборудование, которые в России не производятся, а закупаются в Европе или Китае. Наша добавленная стоимость по металлообработке и разработке программного обеспечения измеряется не в валюте, а в рублях. И это стало конкурентным преимуществом.
— Ученые подсчитали, что риск заразиться коронавирусом в лифте, где нет естественной циркуляции воздуха, в 20 раз выше, чем в просторных помещениях. Поэтому мы с партнерами решили выпускать рециркуляторы — оборудование для обеззараживания воздуха, которое очень актуально в замкнутых пространствах. Сейчас есть прототип, приступить к серийному выпуску изделий компания сможет через две недели после прохождения всех испытаний. В новых лифтах рециркуляторы будут встроенными. Кстати, сейчас из-за пандемии рассматриваются новые ГОСТы для лифтов, в которых предусматривается обязательное обеззараживание воздуха.
В наших планах развитие линейки рециркуляторов с разной мощностью и типами: для разного объема лифтов и, возможно, для офисных помещений.
В разгар пандемии столичный бизнес переключился на выпуск антиковидной продукции. Производитель пуантов и танцевальной одежды «Гришко» освоил создание масок и бахил. Фабрика мужских костюмов «Большевичка» оперативно перешла на пошив одноразовых халатов. «Coca-Cola HBC Россия» с помощью 3D-печати создавала защитные лицевые экраны. Фабрика «Свобода» выпустила на рынок антисептики, а «Пиромант», в доковидное время производивший котлы и газовое оборудование, научился делать санитайзеры и комплектующие для аппаратов искусственной вентиляции легких.
— Многим сотрудникам пришлось осваивать дистанционную работу. В первую волну весь коллектив находился в режиме самоизоляции, сейчас — 30 %. Даже перевод каждого третьего — очень чувствителен для бизнеса. На наш взгляд, можно было бы доработать механизм — например, рассмотреть профессии или функционал сотрудников, учесть размер компании, другие параметры и критерии, по которым без ущерба для бизнеса безболезненно уводить сотрудников на дистанционную работу.
В целом могу констатировать, что в домашнем режиме теряется скорость. Например, конструктор с электронщиком сейчас должны общаться по электронной почте, и то, что они очно могли решить за несколько минут — рассмотрев вместе чертежи и микросхемы, — занимает дни.
Учитывая удаленные коммуникации, пришлось искать способы сохранения эффективной работы как в части разработки новой продукции, так и в производстве серийно-выпускаемых изделий.
Временно введены ежедневные отчеты, заменившие еженедельные планерки. Новый режим не всем нравится, но иначе поддерживать коллектив в тонусе проблематично.
Потеряв в скорости, прибавили в мобильности: наши сотрудники научились эффективно взаимодействовать между собой, достаточно компьютера или ноутбука с выходом в Интернет и доступа к серверу.
Живое общение с клиентами тоже пришлось свести практически к нулю. Если реальные переговоры занимали несколько часов, то в онлайн-режиме они проходят несколько дней.
— С положительной стороны можно отметить скорость и качество доведения информации. Но, к сожалению, в части развития бизнеса мы не почувствовали никаких льгот: ОКВЭДом не вышли (компания работает в сфере научных исследований и разработки в области естественных и технических наук и не попала в реестр наиболее пострадавших отраслей. — Прим. ред.).
Проблема в том, что слова власти о необходимости поддерживать в пандемию малый бизнес расходятся с действиями банков. Для нас, например, ставки по кредитам, которые мы оформляли, были высокими, что является сдерживающим фактором.
Но пока государство продолжит прямо и косвенно положительно влиять на строительную отрасль, то и нам, как и многим другим поставщикам, будет хорошо!
— Сейчас 70 % выручки приходится на поставку компонентов для лифтов. Конечно, мы понимаем, что нужно диверсифицировать бизнес, — у «МАШ ЮНИТ» сейчас есть направления по роботизированным паркингам, по разработке электрооборудования для сельского хозяйства, также развивается направление по разработке софта, электроники, нестандартного оборудования для различных предприятий, попробуем себя на рынке медоборудования. Можно сказать, переходим к более сбалансированному портфелю заказов.
В Москве зарегистрировано более 7 млн автомобилей. Проблема с автопарковками — одна из самых актуальных для мегаполиса. Пазловый, башенный, стеллажный паркинги — решения, которые востребованы в условиях плотной застройки и наличия исторически ценных зданий. Механизированные системы хранения транспорта по емкости в три раза превосходят обычные стоянки сравнимой площади. В марте 2020 года Москва запустила пилотный проект по оборудования подземных паркингов инновационными подъемными механизмами, поставляемыми холдингом «Технодинамика» Госкорпорации Ростех. Эксперимент проводится в рамках программы реновации жилищного фонда столицы.
20 лет назад подобный опыт был признан неудачным: достаточно дорогая парковка в оборудованных паркингах не могла экономически конкурировать с бесплатными уличными стоянками. С тех пор власти города практически лишили автолюбителей такой возможности.