Стройное учение или учение строем

06.10.200300:00

В октябре граждан-избирателей ждет очередной сюрприз: Госдума будет рассматривать законопроект, связанный с изменением школьной программы. Хотя собственно к школе это имеет мало отношения. Если законопроект будет одобрен, то начальная военная подготовка (НВП) вернется в систему среднего образования как обязательный предмет. Если кто не в курсе, сейчас в школе существует предмет, в определенной мере адаптирующий подростков к существованию за пределами школы и родительской квартиры. Называется он «основы безопасности  жизнедеятельности». Пусть и лишь в некоторой степени, но эта дисциплина имеет отношение к вопросам здоровья, самоорганизации и дисциплины, то есть к тем же проблемам, что по вполне понятным причинам беспокоят авторов нового (в смысле – старого) закона. Получается, что проблема безопасности и жизнедеятельности молодых граждан, очевидно, куда в меньшей степени интересует наших военных руководителей и их думских лоббистов, чем проблемы укомплектования и подготовки военнослужащих. Понять их можно, поскольку реформировать армию они не собираются, а старая советская армия, которую они пытаются воссоздать неизвестно зачем, опиралась на массовый и не требующий оплаты контингент для вооруженных сил. Такие пустяки, как перегруженность школьных программ или серьезнейшие проблемы со здоровьем подростков (согласимся, что не только из-за учебных нагрузок, но все же добавлять – не убавлять), лоббистами проекта не рассматриваются, считаясь несущественными. Ведь им малоинтересно, что будет с молодым человеком, когда он отслужит и начнет вести обычную жизнь. Вот ввели в Москве продленный день в школах (ни о каком принципе  добровольности при этом речи не шло) – и ничего, а теперь пусть после уроков еще и помаршируют. Как говорится, были бы умные, ходили бы строем. И в том и в другом случае подростки и их родители лишены права на разумный выбор того, как тратить время, отведенное для получения необходимых жизненных навыков и основ различных наук. Они ведь не просто «проходят» какие-то предметы, а нарабатывают первичную базу для своего будущего жизнеустройства – в частности, для будущего образования и специализации. Кроме того, не нужно забывать о необходимости определенного гуманитарного образования, чтобы формировалась личность хоть в какой-то мере полноценная: и социально, и, извините за  выражение, духовно. А часы – не только обычные, но и биологические – увы, ограниченны. Оттого так и важна мотивация для выбора, на что это время целесообразно потратить. И чем больше будет обязательных занятий, тем меньше остается возможностей оптимизировать использование этого времени.

Если же у каких-то молодых людей появится желание изучать военное дело, такую возможность им могут предоставить военкоматы или воинские части, которых во всех российских регионах более чем достаточно. Этим бы лоббистам и заняться. Но только с учетом принципа добровольности. А что, собственно, могут изучить в школе? Кто из вчерашних питомцев даже не школ, а институтов с военной кафедрой не помнит эти оазисы мысли, основная функция которых в результате заключалась в рождении анекдотов? А это были куда более благоприятные для позиционирования армейской службы годы. 

К сожалению, в применении к сложившейся думской практике чем больше в законопроекте норм, осложняющих жизнь граждан, тем выше его шансы быть принятым. Такая закономерность проистекает из того печального факта, что у нас интересы государства (и, разумеется, его лучших представителей) пользуются постоянным и неукоснительным приоритетом  над интересами граждан. Так что у этого непопулярного закона, несмотря на предстоящие выборы, перспективы очень неплохие.

В результате возвращение в школу НВП может привести к двум основным вариантам дальнейшего развития событий. Во-первых, ускорится переход детей обеспеченных родителей в частные школы, гимназии и лицеи, где напрягать подростков в городе и в летних лагерях будет почти невозможно просто потому, что образование там строится на коммерческой основе. А во-вторых, может возникнуть такое явление, как «коммерческая договоренность» в рамках даже обычной школы. Останется группа подростков из семей малообеспеченных либо сверхсознательных (что уже экзотика). Они и войдут в состав военно-учебных групп. Это не очень справедливо, но логично, поскольку социальный статус и материальное положение определяют, в частности, и вероятность подпасть под армейский призыв – вернее, вероятность от него уклонения.