Сценарии для наследников Путина
В современной России реформы и дорогая нефть – вечные враги. Сейчас, пока цены на пике, болезненная модернизация экономики превратилась в политически неудобный проект. Платить по счетам за сегодняшнюю инертность придется, как только цены снизятся. По мнению ряда экспертов, ценовой спад может совпасть с очередным избирательным циклом в России, что повлечет за собой не только угрозу стабильности, но и, возможно, серьезные изменения в экономической политике государства.Потенциальные сценарии развития ситуации стали главной темой круглого стола «Экономическая повестка 2008 года», организованного компанией ФБК и «Ко». Попытка заглянуть в будущее, пусть и не очень отдаленное, занятие рискованное, но необходимое. Особенно сейчас, когда экономическая политика правительства оказалась в пока комфортабельном тупике. Столь резкая оценка выглядит заслуженной, если сравнить планы реформ, с которыми Путин занял президентский кабинет, и текущие результаты их реализации. Практически все крупные инициативы, объявленные в 2000 году, к настоящему моменту находятся либо в коматозном состоянии, либо превратились в свою противоположность. Вместо реструктуризации госмонополий происходит резкое усиление роли госкомпаний. Фактически речь идет о строительстве в России государственного капитализма. В первую очередь в инфраструктурных отраслях, что в перспективе может привести к формированию нового механизма макроконтроля экономики. Основной элемент данной стратегии – стремительная консолидация госактивов. Гигантская энергомонополия, формируемая на основе «Газпрома», вскоре может быть дополнена трудноуправляемым «каскадом монополий» железнодорожного транспорта. Экспансия в базовых отраслях сопровождается усилением роли государственного Внешторгбанка.Не лучше обстоят дела и с другими ключевыми проектами времен «раннего Путина». Реформа ЖКХ заморожена, пенсионная не решила ни одной из поставленных перед ней задач, налоговая выродилась в мелочный базар за доли процентов НДС.Снижение административного давления на бизнес обернулось делом «ЮКОСа» и «ростом социальной ответственности» (проще говоря, оброка и барщины) частных компаний. Концепция партнерства бизнеса и государства, рекламируемая сейчас премьером Михаилом Фрадковым, уже прослыла среди бизнесменов новым «предложением, от которого нельзя отказаться». Между тем экономическая ситуация в России уже в ближайшей перспективе может радикально измениться. Резервы развития лимитированы. Сейчас у бизнеса есть финансовые ресурсы и выгодные места вложения капитала. Даже с учетом роста рисков остается возможность зарабатывать за счет общего роста рынка, появления новых ниш. Но затем неизбежно произойдет выравнивание. Высокодоходные вложения будут исчерпаны, и возникнет необходимость делать долгосрочные инвестиции с большими производственными рисками, на которые будут накладываться риски политические. Тогда ресурсы роста на базе тех факторов, которые работают сегодня, будут исчерпаны. По мнению ректора Высшей школы экономики Евгения Ясина, «у нас есть резерв времени, два – три года, потому что еще работают реформы, еще оказывает позитивное влияние приток валюты, выручаемой от продажи нефти. Но потом высокие цены на нефть, даже если и сохранятся, перестанут влиять на российскую экономику».
Сергей Васильев, руководитель Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации:
«Важным фактором формирования общеполитической ситуации в России в ближайшие 10 лет будут являться цены на нефть. Нынешний характер экономического роста формируется с учетом конъюнктуры на мировом рынке нефти. Здесь важно, что обслуживающие отрасли развиваются под воздействием спроса, генерируемого сырьевыми отраслями. Это типичная компрадорская экономика из учебника Маркса: монопродуктовая колониальная экономика, в которой сырьевые кластеры ориентированы на обслуживание мощного экспортного сектора. Я напомню пущенную в оборот известным экономистом Леонидом Григорьевым фразу о «семи тучных и семи тощих годах нефтяного изобилия». Важно то, что чем дольше продолжается нефтяное изобилие, тем тяжелее будет выход из последующего кризиса. Пока что правительство проводит грамотную финансовую политику, стараясь минимально залезать в конъюнктурную ренту для финансирования текущих бюджетных расходов. Однако все же залезает, и чем дольше продлится изобилие, тем чаще и в больших объемах правительство будет прибегать к этому источнику средств. Когда рента исчезнет, нас ждет мощный бюджетный кризис. Каким образом Россия будет выходить из него, зависит от того, какие институциональные инвестиции будут сделаны за благоприятный период, как экономика будет диверсифицирована и модернизирована. Однако проводить реформы, когда конъюнктура благоприятная, не хочется. Главные моменты промышленной политики – выбор точек роста, отраслей-локомотивов – не работают, и не будут работать через 10 лет. Способность страны сойти с сырьевых рельсов зависит от качества институтов, которые сложатся к 2010 – 2012 году».
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК: «Экономическую повестку будут определять следующие факторы. Во-первых, мягко выражаясь, незавершенность необходимых реформ в финансовой сфере: пенсионной и реформы монетизации льгот. Далее, с неизбежностью окажется, что в реформах естественных монополий мы зашли не туда, куда следовало. Уже сейчас в железнодорожном транспорте сложился «каскад монополий», об опасности которого для экономики еще в начале XIX века писал французский экономист Курно. Из-за этого растет тарифная нагрузка на производителей. Процессы, которые происходят в газовой отрасли – создание «Газпромнефти» и приобретение «Газпромом» энергетических активов – могут привести к такому же результату. Однако последующий рост тарифов может сыграть парадоксальную роль. Конкурентоспособность российской экономики жестко детерминируется внутрироссийскими ценами на энергоносители. Если они будут соответствовать мировому уровню, это подтолкнет модернизацию производства. В противном случае Россия обречена на очень долгое технологическое отставание от других стран, особенно от развитых западных стран и Китая».
Владимир Лопухин, президент консалтинговой компании «Вангвард», министр топлива и энергетики в правительстве Егора Гайдара:«Складывается новый режим – бюрономика. Он позволяет держать экономику под полным контролем. Если при этом не работают права собственности, то ситуация способствует не инвестиционной активности, а оттоку капитала. Такой сценарий возможен благодаря тому, что у нас не происходит никаких серьезных реформ. При нашем уровне рисков и невысокой эффективности экономики уровень налогообложения должен быть существенно ниже, чем, например, в европейских странах. Единственной успешной налоговой реформой была реформа Витте. Суть заключается в том, что между налоговым бременем и эффективностью экономики должна быть прямая взаимосвязь. Мы снизили НДС на 2%. Это тупиковое решение, олицетворяющее самоподдерживающийся бюрократический механизм псевдодействий. Поэтапное снижение не меняет поведения игроков на рынке, не происходит коренного изменения договора. Государство приобретает все большее значение. Основная его задача – предлагать программу действий, объединяющую различных людей на основании баланса их интересов. Наше государство далеко не всегда предлагает такие программы, более того, зачастую выступает с дезинтегрирующими инициативами. Высокие цены на нефть являются в значительной степени спекулятивными. Крупные нефтяные компании рассчитывали цены в размере $13 – $15 за баррель, включая налоги. Имеем дело с классическим пузырем.Отмечу, что избыточные доходы бюджета 2004 года были израсходованы на некие текущие программы, а не на стратегическое развитие. Пример Норвегии показывает, что избыточная природная рента развращает. Норвежская экономика не смогла разврата выдержать. Социальные программы стали большими и демотивирующими. Молодежь оттекла в ТЭК, в итоги традиционные отрасли стали неконкурентоспособными. Норвегия – демократическая страна, так что вернуть назад блага оказалось очень сложно. В итоге коллапс был не только экономическим, но и социальным».
Евгений Ясин, научный руководитель Государственного университета Высшая школа экономики:«Принципиальная проблема – это увеличение радиуса доверия. Если мы эту задачу не решим, провалов и катастроф не произойдет. Единственное, что случится – мы останемся такими, какие мы есть. То есть страной на 43-м месте в мире по уровню ВВП на душу населения. Эта задача не решается ни удвоением ВВП, ни уполовиниванием бедности. Это задача перестройки системы институтов и ценностей, она не может быть решена менее чем за 30 – 40 лет.Необходим стратегический курс, основанный на консолидации элиты независимо от того, кто находится у власти и как эти персонажи сменяют друг друга. На уровне руководства государства существующие вызовы понимаются достаточно хорошо, но они не транслируются вниз. Но это же вопрос выживания нации!У нас нет серьезных экономических проблем. Решение остальных вопросов лежит в политической плоскости. На самолете, в котором одно крыло – это либеральные реформы, а второе – укрепление государства методами спецслужб, лететь нельзя. Я прихожу к выводу, что вместо реформ будет лишь их имитация, если вместо нормальной демократической системы в России будет сохраняться бюрократическая вертикаль власти. Если нет общественного контроля со стороны демократических институтов, экономика не будет развиваться. У меня есть слабая надежда, что непопулярные реформы, например, повышение пенсионного возраста, будут проведены. Лишь в этом случае сможет получить оправдание авторитарный режим. Иного смысла в укреплении государства я не вижу. Нынешний режим популистский, и вряд ли он решится на непопулярные, но действительно эффективные действия. Путь модернизации России «сверху» сегодня невозможен».
Олег Вите, эксперт Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий:«За последние 15 лет в России не произошло ни одного позитивного события в общественной жизни, которое было бы предсказано экспертным сообществом. Все, что случается позитивного, оказывается совершенно неожиданным. Позитивную динамику можно проследить лишь по изменению негативных оценок. Лет пять назад губернаторы говорили: «Продовольственный рынок находится в удручающем положении, ничего своего, все привозное, все импортное». Теперь негативные оценки губернаторов изменились: «Продовольственный рынок находится в удручающем положении, ничего своего, все привозное, из Москвы, из других регионов». В широкое обсуждение попадает лишь крайне узкая группа факторов, влияющих на развитие страны, и оценки этого их влияния становятся совершенно гипертрофированными. Уже более года большинство российских экспертов ждут прекращения роста под влиянием политической кампании против Ходорковского*. Но даже сентябрьское замедление роста вряд ли обусловлено этим. Широко обсуждается коррупция в институтах госвласти, однако коррупция в частных компаниях – по оценкам специалистов, не меньшая, – остается за рамками обсуждений. Широко дискутируется тема отношений бизнеса и власти. Однако фактически обсуждаются отношения крупнейших членов РСПП с президентом и правительством. Реальные отношения бизнеса и власти на региональном и районном уровнях почти никого не интересуют. Очевидно, что с таким видением происходящего в России никакой адекватной «повестки-2008» не сформулируешь».
Александр Погорельский, председатель совета директоров группы компаний «ИнвестКонсалтГруп»: «Характер приватизации, противоречия и дыры в законодательстве, волюнтаризм в толковании и применении законов привели к тому, что любой человек (бизнесмен, чиновник, политик), достигший успеха в 1990-е годы, может быть разорен или посажен в тюрьму любым грамотным юристом, имеющим политическую или административную поддержку. В результате новый производительный класс не может консолидироваться, осознать свои общие интересы, открыто финансировать политические партии. Это тупик, поскольку сегодняшней власти выгодно такое положение: зависимыми людьми проще управлять. Однако на них сложнее опереться. В итоге деньги из России улетают сегодня со скоростью $400 в секунду. Действия нынешней власти показывают, что ее целью является модификация модели позднесоветского общества. Есть огромная труба, по которой экспортируются нефть и газ. Часть выручки «пилится», на другую часть в страну завозится ширпотреб для населения. Однако восстановление советских методов не может не вызвать серьезных конфликтов. Особенно в отношениях с региональными элитами. Только один пример: возможная санация 200 банков. Банковский кризис чреват не только вероятным развалом банковской системы, но и тем, что федеральный центр начнет забирать все большую долю реальных доходов у регионов. И тогда он станет слишком дорогим».
Александр Привалов, научный редактор журнала «Эксперт»:«Повестка 2008 – 2012 годов будет зависеть от определяющего для России фактора коррупции: «доест» она к тому времени страну или нет. Спору нет, государственно-частные партнерства позволяют решать многие насущные задачи, однако можно полагать, что и здесь будет процветать обычное воровство. Мы можем обсуждать реформы естественных монополий лишь потому, что нас много. Любые двое из нас, разговаривая наедине, употребляли бы лишь слова «дележка» и «финансовые потоки». Есть смутное ощущение, что все песни близятся к концу. Не в нефтяных ценах счастье. Оттого что сегодня делят достаточно полноводные потоки, которые завтра станут менее полноводными, суть проблемы не изменится. Изменится острота возможной реакции лиц, не участвующих в дележке. Известная шведская поговорка «Когда Господь создавал время, он создал его достаточно» относится к одному человеку. Времени обычно хватает отдельно взятой личности, но не большим конгрегациям людей, например, стране. Говорят, что незавершенная повестка предстоящих лет перейдет на 2008 год. Но единственный процесс, который сейчас живо идет, это распил ЮКОСа. Неужели же он до 2008 года не завершится? Вот неудачная пенсионная реформа: объяснить ее провал населению поручено опытным политтехнологам. И эти тертые ребята, которые черного кобеля продают за белую болонку в шесть секунд, сейчас не находят, что сказать. А ведь по сравнению с загубленным процессом монетизации льгот провал пенсионной реформы – это жалкие жареные семечки. Под видом здравой идеи нам подали полномасштабную революцию в межбюджетных отношениях. С января 2005 года бюджеты разных уровней будут вынуждены действовать не зная как. И я говорю не о деньгах, которых кому-то не будет хватать, а вообще о ходе дел. Неужели нас ничему не научила так называемая административная реформа, которую нельзя комментировать при дамах!»
Алексей Макушкин, главный экономист по России Института Восток – Запад:«Нельзя ограничиваться анализом только внутренних факторов. Мы считаем себя суверенными во всех аспектах национального бытия. И тем не менее не можем игнорировать внешние факторы, которые также воздействуют на российскую экономику. С точки зрения перспективы от России требуется эффективная реакция на главный вызов – дикий дисбаланс между реальными активами и финансово-правовыми инструментами, обеспечивающими их оборот. В одночасье огромный пул реальных активов оказался вброшен в неподготовленную финансовую систему. С течением времени острота этой проблемы возрастает. Позволю себе такое сравнение: Америка – это огромный финансовый пузырь. Россия – это пузырь реальных активов. Если не будет необходимого уровня интеграции, больно будет всем. У России на этот счет должны быть ответы. Шансов повысить капитализацию экономики, не прилагая серьезных усилий, у нас много. Например, России можно воспользоваться предложениями аудиторских компаний, обладающих видением рынка, клиентской базой и оценить то, что у нее сейчас есть. Освоение нашего дикого пространства мировыми финансовыми институтами – вот что определит повестку дня 2008 – 2012 годов».
* Признан в России иностранным агентом.
Еще по теме





