Сценарий самоуничтожения: введет ли ЕС потолок цен на российский газ
В Евросоюзе уже не первый месяц обсуждают введение потолка цен на газ, однако пойти на эту меру страны объединения никак не решаются. Пока что ЕС от нее воздерживается из-за политических разногласий и беспокойства по поводу безопасности поставок. Эксперты сомневаются, что эта санкция вообще имеет смысл, — она труднореализуема и может привести к полной остановке поставок из России, а также к росту котировок, что только усугубит энергокризис в регионе.
Что предлагается?
Еще в начале сентября глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен предложила ввести потолок стоимости российского газа. Идея прозвучала параллельно с планами установить потолок цен на отечественную нефть. Детали предложения тогда озвучены не были. Politico со ссылкой на документ ЕК писала, что его могут установить на уровне примерно 20% от текущих спотовых цен. Однако в нем же предупреждалось, что подобный шаг «был бы авантюрой», а ЕС в ответ должен быть готов к полной остановке поставок со стороны Москвы.
9 сентября выяснилось, что только три страны ЕС поддерживают введение ограничений исключительно для российского газа. При этом еще 15 выступают за их введение для всех государств-поставщиков. Так или иначе, с тех пор дело с мертвой точки так и не сдвинулось:
13 сентября сообщалось, что от введения лимита цен на российский газ в ЕК отказались;
30 сентября еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон призвала все же ввести потолок на импорт всего газа из РФ;
18 октября выяснилось, что ЕС из-за разногласий пока воздерживается от установления потолка цен на любой газ.
В то же время в Евросоюзе размышляют над альтернативными методами борьбы с энергокризисом. Например, над совместными закупками топлива и ограничением цены при сделках по голландскому TTF (эталонному индексу для продажи газа в ЕС). Также в Евросоюзе думают над запуском нового индекса стоимости сжиженного природного газа (СПГ). В Европе полагают, что TTF больше не отражает стоимость импортируемого топлива, в котором раньше преобладали трубопроводные поставки из России. Вместо этого газовый рынок ЕС планируется переключить на СПГ из США или Катара.
Трудно и бессмысленно
Идея введения потолка цен на газ вызывает у экспертов много вопросов. Один из них — как ограничение закупочных цен можно организовать без ущерба для импорта и поставщиков.
«Мы не знаем, в какой точке формирования цены они пытаются “воткнуть” потолок. Возможно, в момент распределения газа внутри ЕС. Тогда поставщик будет получать деньги, соответствующие текущей денежной ситуации, а уже в момент распределения внутри союза на оптовые цены будут накладываться ограничения», — предположил заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
В таком случае поставщикам придется компенсировать выпадающую прибыль. Эксперт напомнил, что ЕС готов выделить на подобного рода выплаты 40 млрд евро, однако при нынешних ценах это сможет покрыть лишь 10% прошлогоднего спроса ЕС.
«Кроме того, примерно 35% текущего спроса на газ в ЕС обеспечивается за счет предложения со стороны поставщиков СПГ. До 70% этого СПГ — это газ, пришедший на более высокие, чем в Азии, цены. И при установлении потолка придется придерживаться ситуации, при которой цены в Европе будут выше котировок в Азии», — отметил Фролов.
Введение потолка цен — мера труднореализуемая и непродуктивная, убежден партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин*. «По политическим причинам потолок вводить бессмысленно, потому что газом торгует не правительство, а трейдеры. А если в Европе будет вводиться потолок на цену газа, то топливо пойдет туда, где цена будет выше, то есть в Азиатский регион», — согласился он.
Совершенно четко доказано, что при попытке ограничения цен на рынке всегда находятся пути обхода этих ограничений, напомнил экономист и финансовый аналитик Михаил Беляев. Он отметил: когда дефицит топлива пытаются «вылечить» ограничениями, вокруг поставок возникает дополнительный ажиотаж.
«Россия при введении потолка просто уйдет с европейского газового рынка. Тогда там возникнет такой дефицит, что цены подскочат сильно выше потолка и усугубят существующие проблемы. В Европе все это прекрасно понимают», — убежден эксперт.
Полной остановке поставок быть?
Действительно, в России не раз отмечали, что при введении подобных ограничений российские поставки в Европу прекратятся. Об этом говорил и глава «Газпрома» Алексей Миллер, и президент РФ Владимир Путин.
«Идею потолка цен на российский газ в свое время высказывал экс-премьер Италии Марио Драги, но даже тогда все смекнули, что РФ в таком случае может просто остановить поставки. Причем нам это сделать проще, чем условной Норвегии. Они добывают 125 млрд кубов в год, из которых сами потребляют пять. Мы же в прошлом году добыли порядка 762 млрд кубов, из которых где-то 530 млрд было потреблено внутри», — объясняет Александр Фролов.
Полностью отказаться от российского газа Европа не может, убежден экономист Беляев. Он отметил, что ЕС сейчас потребляет около 250 млрд кубометров газа в год, а самообеспеченность Европы составляет «дай бог 50 млрд». «Так что 200 млрд кубов ей нужно набрать по всему миру, и без России тут никак не обойтись. Практически половину этого дефицита должны были закрывать «Северные потоки», — напоминает эксперт.
По его словам, если отказ со стороны ЕС все же произойдет, Россия сможет перенаправить поставки в Турцию, а также в Китай и Индию, которые продолжают развиваться, «а каждый процент прироста ВВП потребляет колоссальное количество энергии и сырья». Так страна практически не проиграет в объемах поставок и ввиду неизбежного роста котировок выиграет в цене.
Однако не все эксперты в этом смысле настроены оптимистично. Например, партнер RusEnergy Михаил Крутихин считает, что Европа вполне сможет обойтись без российского газа. Именно с осознанием этого, на его взгляд, связано нынешнее падение котировок (накануне цены на газ в Европе опустились до минимума с середины июня).
«Рынок в Европе уже затоварен. По сообщению Reuters, у ее берегов сейчас десятки груженных СПГ судов ждут разгрузки. Все хранилища газа заполнены более чем достаточно», — отметил эксперт.
Он напомнил, что Россия в этом году сама сократила поставки в Европу на 78 млрд кубов. Реализовать это топливо по другим направлениям «совершенно невозможно», поэтому удар нанесен не по Европе, а по российской газовой отрасли и «Газпрому».
«Перспективы того, что зима в Европе будет холодной, очень слабые, им обещают теплую зиму. Так что затея с тем, чтобы заморозить Европу, лишив ее российского газа, полностью провалилась», — заключил Крутихин.
* признан в России иноагентом.