Суд над эмодзи: как простой «лайк» в мессенджере поможет выиграть в суде

Кто бы мог подумать, что переворот в мировой судебной практике устроят… эмодзи. Первые прецеденты с признанием судом 👍 в переписке заказчика и подрядчика в мессенджере достаточным для исполнения договора возникли в США, Канаде и Литве. Четвертой страной, в которой рассмотрели дело об эмодзи-подписи в суде, стала Россия. «Суд над эмодзи» — бесспорный показатель того, что глобальная договорная культура, обычно жестко придерживающаяся традиций, все больше разворачивается в сторону цифровизации. Мировое, в том числе и российское, судопроизводство стоит на пороге чего-то нового, одновременно прогрессивного и пугающего. Однако готов ли корпоративный мир принять новые правила игры? 

Верхом на фургоне

Начнем с конца, а именно с решения 15‑го арбитражного апелляционного суда Ростова-на-Дону от 29 июня 2023 года. В этот день суд признал «большой палец вверх» (👍) в онлайн-переписке согласованием условий договора. Эмодзи может обладать юридической силой, поскольку «в распространенном понимании означает „хорошо“», постановил судья.

Как следует из материалов дела, в марте 2022 года предприниматель Сирануш Арутюнян заключила договор с ИП Родиона Руденко о покупке фургона Volkswagen T1 для мобильного торгового киоска. С важной оговоркой, что покрашен он должен быть особым образом, а цвета зафиксированы отдельным допсоглашением. Задаток в половину стоимости фургона Арутюнян внесла сразу, но в срок машину так и не увидела.

На логичный вопрос — «Где фургон?» — Арутюнян получила встречный: «А где допник по цветам?» И на этом месте в обычной жизни все завязли бы в долгих, ни к чему не ведущих препирательствах. Но! В договоре была оговорка, что стороны признают юридическую силу всех документов, тексты которых получены по электронной почте или другим каналам связи. В том числе по привязанным к телефонным номерам мессенджерам.

А дальше Сирануш Арутюнян достает из кармана телефон с whatsapp-перепиской (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ), в которой Руденко пишет: «Хорошо, желтая полоска на белом фоне» — и получает в ответ 👍. И там же отображается дата отправки сообщения — 6 апреля, — которая указывала на то, что предпринимательница все согласовала в срок.

В июле того же года Сирануш Арутюнян обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с требованием взыскать с Руденко сумму задатка, а также проценты за использование чужих денежных средств. Суд встал на сторону истца и постановил выплатить предпринимательнице все, что она требовала.

Обескураженный большим пальцем ответчик обратился в Арбитражный апелляционный суд в Ростове-на-Дону, но тот апелляцию не удовлетворил. Суд не просто исключил возможность различных интерпретаций «большого пальца вверх», но и приравнял переписку и ответный 👍 к формальному допсоглашению. Так мы получили первый эмодзи-прецедент в России.

Эмодзи в законе

Россия с юридическими эмодзи-судами зацепила хвост кометы. Похожие прецеденты прокатились уже по всему миру.

В США две американские компании в коронавирусном 2020 году заключили договор о поставке персонального защитного оборудования. Покупатель заплатил деньги, однако товар не получил, после чего потребовал вернуть средства. Подрядчик сколько-то вернул, но остался должен миллион долларов. И категорически отказывался подписывать какие-либо бумаги о реструктуризации долга. Тогда заказчик составил график платежей, отправил его поставщику и получил заветное 👍. С ним и отправился в суд. И хотя в этом деле судья отказался приравнять эмодзи к формальной подписи соглашения, однако решение все равно было принято в пользу истца — так как было приравнено к электронной переписке, у которой давно есть свои юридические права.

В Канаде в этом году суд провинции Саскачеван постановил, что эмодзи является законным заверением контракта. Там покупатель прислал поставщику фото контракта на поставку партии льна с просьбой подтвердить договоренности и получил в ответ 👍. И это стало для заказчика поводом обратиться в суд и выиграть дело, когда контракт не был выполнен в срок.

В Латвии, тоже в этом году, Коллегия по гражданским делам Рижского окружного суда приняла решение приравнять эмодзи 👍 к «письменному выражению согласия». И работодатель на основании этого смог уволить нерадивого сотрудника, который поставил 👍 под собственным графиком работы в офисе, но в нужный день на рабочем месте так и не появился.

Во время судебного разбирательства в качестве аргумента о правомерности увольнения адвокаты компании привели толкование английского слова «лайк» в Кембриджском словаре, где четко написано: «что-то, что выражает одобрение». Суд встал на сторону работодателя, и недальновидный любитель ставить «лайки» был уволен.

А что думают о правах эмодзи юристы?

Неужели смайлики и эмодзи перестали быть безобидными, и за ними теперь придется тщательно следить, чтобы ненароком что-нибудь не подписать? Если коротко, то нет. В России. Пока что. Почему — объяснили опрошенные «Компанией» юристы.

Вернемся в Ростов‑на-Дону. «На самом деле, суд не приравнял эмодзи к подписи или к заключению договора. Регулятор посчитал эмодзи в виде поднятого вверх пальца 👍 согласованием цвета», — подчеркнул старший юрист адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Мстоян Тамази.

Эксперт также обратил внимание на то, что в конкретном кейсе необходимо учитывать два важных фактора.

Во‑первых, стороны сами согласовали использование мессенджера (указав свои номера телефона для переписки), при этом не определили четко его границы.

«Во избежание недопонимания заказчик и продавец должны были, например, указать, что согласование цвета или того или иного вопроса происходит в мессенджере, а согласование вопроса выражается в однозначном ответе словом „Согласовано“ или согласование выражается в документе PDF-формата, направленном путем мессенджера или электронной почты», — рассуждает Тамази.

Во‑вторых, продавец сам вел переписку через мессенджер, задал вопрос покупателю о цвете, получил в ответ эмодзи в виде 👍, но в ответ ничего не уточнил.

«У нас в праве есть такое понятие, как конклюдентные действия — это действия, посредством совершения которых лицо подтверждает свое участие в правоотношениях. И в совокупности получается, что сторона по рассматриваемому делу своими действиями подтвердила согласование цвета в мессенджере», — резюмировал юрист.

Что же получается? Ждать, что в России приравняют «лайк» в ответ на копию договора в переписке к подписи, — бесполезно? «Это будет зависеть от мнения Верховного суда по данному конкретному спору (дело Сирануш Арутюнян и Родиона Руденко. — Прим. ред.). Если Верховный суд пересмотрит данное дело, то такая практика появится не скоро. А если утвердит, то это даст толчок к цифровизации процессов. Учитывая процессуальные сроки, в начале следующего года станет понятно», — поделился своим мнением с «Компанией» юрист, управляющий партнер юридической компании «Закон и Налоги» Алексей Гатин.

О самой идее эмодзи-подписи эксперт отозвался позитивно. Чем проще и быстрее будут заключаться контракты и сделки, тем меньше будет издержек у бизнеса в их заключении. Кроме того, это увеличивает возможности в заключении договоров, упрощает документооборот, а также увеличивает безопасность (юристу проще доказать, что договор был заключен), считает он.

Основная проблема может заключаться в том, что один и тот же эмодзи может трактоваться по-разному, предупреждает Гатин. Если практика будет утверждена на уровне Верховного суда, то регулятор должен установить какие-то признаки данного действия и что будет являться акцептом (принятием условий договора), а что нет.

Аналогичными опасениями в беседе с «Компанией» поделилась специалист юридической компании «Интерцессия» Анастасия Чумак. «Да, в последнее время общемировая практика говорит о том, что эмодзи „большой палец вверх“ можно считать одобрением. В этом есть логика, но как быть с другими эмодзи? Получается, что какие-то другие графические изображения могут также служить формой официального согласия и подписи? Даже в базовом наборе минимум 41 эмодзи. С полной уверенностью считать, что вы достигли с партнером соглашения, отправив ему в мессенджер эмодзи с пальцем вверх, мы бы не советовали», — заявила Чумак. Для деловых документов есть ЭДО и бумажный документооборот, плюс переписка в почте. Возможно, это менее удобно, но зато исключает возможные риски.

Мораль: виртуальные руки на всякий случай лучше держать при себе. И эмодзи с деловыми партнерами тоже лишний раз не стоит разбрасываться.