Судьба лоббиста
Аркадий Вольский пока не торопится освобождать кабинет президента РСПП, который он занимал все 15 лет существования Союза. С тяжелым сердцем он прощается с «вертушками» правительственной связи и громоздкой «цековской» мебелью. После заседания правления 30 сентября, на котором состоялись выборы нового лидера крупнейшего бизнес-объединения России, они перешли в распоряжение Александра Шохина. Новый президент Российского союза промышленников и предпринимателей в интервью «Ко» рассказывает о том, какой ценой ему далась эта победа, и о дальнейшей судьбе РСПП:
– Почему смена лидера РСПП произошла именно сейчас и в столь стремительном темпе?
– Никакой скоропалительности не было: еще в мае Аркадий Вольский поднял вопрос о добровольном уходе с поста президента РСПП. Сам разработал его схему: нового главу должно было утвердить в середине осени на съезде вновь сформированное правление. Однако данная технология оказалась труднореализуемой, так как новое правление могло быть сформировано лишь после истечения срока полномочий действующего, то есть в ноябре 2006 года. Существовала альтернатива: либо ждать еще год, либо не связывать решение кадрового вопроса с проведением съезда.
В конце июля – начале августа, после встречи Аркадия Ивановича с Владимиром Путиным, возникла новая «вводная»: Вольский сообщил ему о своем принципиальном решении уйти и об этих временных развилках. Насколько можно судить со слов Аркадия Ивановича, президент согласился с его намерением покинуть пост, а также дал понять, что урегулирование кадровых и процедурных вопросов – компетенция самой организации. Вскоре после этого было определено, что вопрос отставки Вольского будет рассмотрен на ближайшем правлении 30 сентября.
– Кому принадлежала инициатива смены лидера? Со стороны это выглядело как настойчивое стремление «федеральных» олигархов из бюро вытеснить Вольского и взять Союз под контроль.
– СМИ писали, что бюро недовольно Аркадием Ивановичем, стремится его «выдавить». На самом деле такого конфликта не было. Шло обсуждение только сроков и формы ухода Вольского на основании позиции, сформулированной им самим. Все члены бюро, насколько я знаю, считали, что процесс перевыборов должен пройти достойно – как для Аркадия Ивановича, так и для организации. Чтобы Вольский чувствовал себя максимально комфортно, ему было предложено назвать трех кандидатов, которых он считает достойными преемниками. Одного из них он мог предложить правлению в качестве кандидата после голосования в бюро РСПП.
– Так почему же в итоге вокруг этого процесса возникла настолько скандальная атмосфера? Вольского не устраивали условия его отставки?
– Хотя Аркадий Иванович сам принял решение покинуть пост, оно далось ему очень тяжело. Он объяснил причины, побудившие его уйти – это и преклонный возраст, и новые задачи, требовавшие смены поколений руководителей. Они связаны с позиционированием Союза, налаживанием диалога бизнеса и власти, активизацией целого ряда направлений, по которым РСПП может и должен стать лидером в бизнес-сообществе. При этом Вольский – человек старой закалки, из тех, кто воспринимает работу как допинг и не представляет себя на пенсии. Я думаю, излишнюю скандальность этому процессу придавало то, что до последнего момента не был формально решен вопрос, останется ли Вольский на работе в РСПП и на каких условиях. То, что бюро сделало Аркадию Ивановичу устное предложение занять должность почетного президента, не оформив это в договоре, мешало ему сделать окончательный выбор. И давало сторонникам Вольского надежду на возможность удержать его на посту.
– Борьба за пост президента Союза – это скорее конфликт идей и взглядов на пути дальнейшего развития этой организации или просто столкновение интересов кандидатов и поддерживающих их групп?
– РСПП – сложная организация с весьма специфической системой внутренних отношений. Там, с одной стороны, есть так называемые олигархи, а с другой – так называемые красные директора. При всей условности этих терминов каждому понятно, что это группы с разными интересами. В таких условиях ни президент, ни новые кандидатуры на этот пост не могли быть свободными от противоречий во взглядах на роль Союза и форму его дальнейшего существования, которые объективно существуют в организации.
– То есть конфликт «олигархов» из бюро и «красных директоров» из правления помешал вырастить преемника Вольского внутри организации?
– С весны в качестве возможного преемника президента Союза рассматривался исполнительный вице-президент Николай Тонков. До него четыре года «выращивался» Игорь Юргенс, но отчаявшись дожидаться, когда Аркадий Иванович освободит место, ушел в бизнес. Николай Тонков был выдвинут бюро и рассматривался им как менеджер, который возьмет на себя текущее управление организацией, оставив бюро решение политических вопросов.
После того как он получил необходимые полномочия и, засучив рукава, приступил к исполнению своих обязанностей, разгорелся целый ряд конфликтов: в кадровых вопросах, в отношениях с регионами и других вопросах взгляды Тонкова и Вольского расходились. Как в свое время говорил генерал Лебедь про генерала Грачева, «не может быть двух пернатых в одной берлоге». Вот и в РСПП не могли ужиться два человека с реальными полномочиями. В результате сложилась непростая ситуация: большая часть правления ориентировалась на Вольского и не воспринимала Тонкова. Когда Аркадию Ивановичу было предложено назвать фамилии возможных преемников, тот объявил, что Тонкову он не передаст Союз ни при каких условиях.
– Но ведь увас с Вольским тоже непростые отношения: недавно в одном из интервью он рассказывал, что год назад вывел вас из бюро.
– На самом деле меня вывела из бюро «Деловая Россия». Когда создавался Координационный совет предпринимательских союзов (КСПС), она поставила условие, что его председатель не должен входить в руководящие органы организаций-учредителей. Я написал заявление о выходе из бюро, но при этом у меня осталось право участия во всех его заседаниях, в том числе и закрытых.
Другое дело, что Аркадий Иванович «снимал» меня с работы еще в 1992 году: он был одним из лидеров фракции Научно-промышленного союза на Съезде народных депутатов. Он неоднократно формировал альтернативные правительства и каждый раз на мое место выдвигал своих кандидатов. Я понимаю, что Вольский – человек другой эпохи и замешан из совсем другого теста. Никаких обид на него у меня никогда не было. Однако понимаю, что у него ко мне достаточно неоднозначные чувства.
– По каким критериям РСПП выбирал нового президента, ведь события развивались настолько быстро, что никто из кандидатов не успел разработать программу действий?
– Выборы президента РСПП – это ведь не приглашение на работу через газету объявлений, когда кандидат должен прислать свое резюме, а потом пройти собеседование. Позиции и возможности кандидатов бюро и правления были давно известны. Игорь Юргенс рассматривался как опытный международник и менеджер, он провел в РСПП четыре года в качестве второго лица и долгое время считался потенциальным сменщиком Вольского.
Олег Киселев, который долгие годы был одним из лидеров РСПП, думаю, рассчитывал на возможность в какой-то момент возглавить его.
Шохин воспринимался как человек, способный работать на политической площадке и отстаивать интересы РСПП в системе власти. Для меня должность президента РСПП – тяжелая ноша, но скажу откровенно, я к ней стремился.
Я всегда выстраивал свои публичные площадки в более мягкой форме. Например, приложил немало усилий к созданию Координационного совета предпринимательских союзов, который занимается лоббированием чисто экономических интересов бизнес-сообщества. В конце июля я был приглашен в Общественную палату. Поскольку кроме меня никого из бизнеса в президентской квоте не оказалось, я начал обсуждать с Администрацией возможность создания в Палате комиссии по экономической политике и предпринимательству с прицелом использовать ее для защиты интересов бизнеса. Мне этого было более чем достаточно. Все эти должности совместимы с работой в бизнесе, а должность главы РСПП – нет.
– Что же заставило вас возложить на себя «шапку Мономаха»? В чем вашперсональный мотив?
– Деловые круги считают меня хорошим лоббистом, ньюсмейкером, человеком, который может вести дискуссии с властью – называйте как угодно. Я не скрываю, что у меня нормальные отношения с правительством, Администрацией президента, Думой. Многие члены бюро сочли, что будет удобно, если во главе Союза встанет президент, способный конструктивно взаимодействовать с властью. Появился проект, в котором были заинтересованы большинство членов бюро и правления, и я готов им заняться.
Соответственно, мой подход к нынешней позиции следующий: я подписываю контракт как минимум на три года. Если буду работать эффективно, мои возможности в случае возвращения в бизнес значительно расширятся.
– Возможно ли в принципе эффективно руководить РСПП, и есть ли шанс излечить его хронические болезни?
– Думаю, да. Многие активисты желают превратить Союз в лидирующую организацию бизнеса. Два-три года назад большинство законов писалось здесь, сейчас мы в лучшем случае отзываемся на инициативы правительства. Необходимо вернуться к роли генератора идей. Я считаю, что нужно разработать среднесрочную программу развития российского бизнеса.
РСПП должен отвечать на действия власти, но руководствоваться при этом не конъюнктурными схемами, а четкой стратегией, которую нам предстоит выработать. Мы можем для этого, например, взять почти готовую среднесрочную программу правительства и сформулировать позиции с точки зрения бизнеса по всем затронутым в ней вопросам.
Еще одна первоочередная задача – разобраться с функциями РСПП как объединения работодателей. Тут тоже необходима стратегия. Иначе остается лишь реагировать на инициативы правительства и профсоюзов.
– Считается, что диалог РСПП с Кремлем был заморожен после выступлений Аркадия Вольского в поддержку Михаила Ходорковского*. Вы тоже еще недавно довольно резко критиковали власть за «дело ЮКОСа». Как сегодня формулируется ваша позиция как главы РСПП по этому вопросу?
– Пресса освещала процессы в РСПП в том ключе, что после ухода Аркадия Вольского некому станет поддерживать Ходорковского. Защищать своих мы будем обязательно, но значительно важнее упреждать такие удары. Задача Союза – исключить возможность повторения «дела ЮКОСа», сформировать среду и систему отношений с властью, правила игры, когда станет невозможно задним числом применять новые нормы права. Тогда весь бизнес, а не только крупный, будет защищен от судебного и административного произвола.
– Защищать ПБОЮЛы от налоговых полицейских – это скорее дело «Опоры России».
– Мы не собираемся отбирать у «Опоры» хлеб: РСПП займется фундаментальными проблемами, которые одинаково актуальны для большого и малого бизнеса. Наша поддержка малого бизнеса, к примеру, выражается в том, что мы ведем работу с правительством и Думой по упорядочению системы налогового администрирования, законодательных актов, касающихся процедуры проверок. От этого малый бизнес выигрывает не меньше крупного.
Защищать своих можно путем решения задач на первый взгляд далеких от функций РСПП. Например, бороться с коррупцией в судах путем создания открытой базы данных судебных решений. Поднимая эти проблемы, РСПП будет демонстрировать государству, что заинтересован в понятных и предсказуемых правилах игры.
Операция «преемник»
Говорят, что исход выборов лидера крупнейшего предпринимательского союза России решил звонок со Старой площади. СМИ открыто называют нового президента РСПП ставленником Администрации президента и проводником ее политики. На основе интервью с источниками в РСПП и Администрации президента «Ко» попытался составить хронологию борьбы за власть в Союзе и определить, какую роль в ней сыграло государство.
Осень 2004 года. Президент РСПП Аркадий Вольский обращается к Владимиру Путину с просьбой остановить преследование Михаила Ходорковского и развал НК «ЮКОС». Отношения между Кремлем и РСПП становятся все более прохладными
Конец 2004 года. В условиях спада авторитета РСПП и потери контакта с властью, группа бизнесменов – членов бюро РСПП – начинает подготовку стратегии, направленной на досрочную отставку главы Союза. Позднее в прессе в качестве членов этой инициативной группы называются имена Владимира Лисина, Владимира Потанина и других руководителей крупных российских компаний.
Весна 2005 года. «Олигархическое» бюро выдвигает в качестве преемника Вольского Николая Тонкова. Его кандидатура вызывает резкое неприятие со стороны действующего президента РСПП и членов правления.
Май 2005 года. Аркадий Вольский принимает окончательное решение покинуть должность президента Союза, не дожидаясь следующего съезда. Он выдвигает условием остаться на работе в организации.
Июль 2005 года. Вольский сообщает о своем решении досрочно покинуть пост главы РСПП президенту Владимиру Путину. Также он представляет ему перечень своих возможных преемников, давая каждому из них негативную характеристику. Вольский надеется, что его попросят остаться главой Союза до выборов 2008 года, поскольку ни один из кандидатов не сможет обеспечить поддержку линии Кремля. Председатель КСПС Александр Шохин фигурирует в списке Вольского, но, по его мнению, он не будет пользоваться поддержкой в правлении, так как запомнился своим участием в работе антинародных правительств Гайдара и Черномырдина. Президент замечает: «Да кто сейчас об этом помнит!» По поводу других кандидатов он никаких комментариев не дает.
Август 2005 года. Бюро ведет переговоры с Александром Шохиным. Тот ставит условием своего участия в выборах гарантию 2/3 голосов членов бюро в его поддержку. Это обеспечит ему возможность легко пройти процедуру утверждения правлением. Он дает согласие, после чего бюро информирует Администрацию президента о том, что вопрос с заменой Вольского на Шохина решен. Глава Администрации докладывает об этом президенту. Схема получает одобрение.
9 сентября 2005 года. Процесс переходит в публичную стадию. Шохин дает интервью, в которых заявляет о том, что проблема РСПП – это проблема лидера. Аркадий Вольский в ответ публично называет Шохина кандидатом Кремля.
Середина сентября 2005 года. Аппарат РСПП разворачивается против кандидатуры Шохина. Для первых в истории Союза выборов президента определяется довольно запутанная процедура рейтинговых баллов. Аркадий Вольский убеждает ряд членов бюро в том, что Шохин непроходная фигура: «красные директора» из правления примут лишь того кандидата, которого поддержит действующий президент. Он также намекает, что готов оказать поддержку бывшему вице-президенту РСПП Игорю Юргенсу.
27 сентября 2005 года. На закрытом рейтинговом голосовании бюро два кандидата-лидера – Игорь Юргенс и Александр Шохин – получают равное количество голосов: у каждого из них по 11 баллов.
Это означает, что вопрос о будущем главе РСПП решится на правлении и полностью зависит от воли Аркадия Вольского. Работники здания на Старой площади представляют, как им придется объяснять Путину, почему ситуация в РСПП начала разворачиваться вразрез с утвержденным сценарием.
28 сентября 2005 года. Проводится открытое голосование бюро, на котором голоса, отданные за Вольского, Мордашова и Киселева, должны перейти к лидерам рейтинга. Ситуация остается под контролем Аркадия Вольского – ни один из кандидатов не получает большинства, необходимого для прохождения через правление: у Шохина 14 баллов, у Юргенса – 12.
29 сентября 2005 года. Администрация президента ведет разъяснительную работу среди членов бюро: некоторым олигархам обещают закрыть доступ в Кремль, если утвержденный план не будет реализован. Каждый из кандидатов получает от Вольского предложение поддержки на правлении в обмен на целый ряд условий.
30 сентября 2005 года. Накануне заседания правления в РСПП приходят телеграммы от двух членов бюро о передаче Шохину голосов, ранее отданных ими за Юргенса. Правление утверждает нового президента РСПП.
* Признан в России иностранным агентом.