Top.Mail.Ru
архив

Сумеречная зона

По данным Минсвязи, российский телекоммуникационный рынок начиная с 1999 года рос на 40% в год. Это обстоятельство вызывало восхищение зарубежных инвесторов – западные телекоммуникационные рынки с 2000 года пребывали в депрессии. Но странным образом  восторги инвесторов не переросли в масштабные инвестиции.

 

Российской связи остро не хватает денег. С 1999 по 2003 год объем инвестиций в отрасль составил около $5 млрд. Для страны с населением около 150 млн человек и невысоким уровнем развития телекоммуникаций это очень мало. Для сравнения: три частные компании – операторы «большой тройки» (МТС, «Вымпелком» и «МегаФон») ежегодно тратят на свое развитие по $200 млн – $300 млн каждый.

Объем российского телекоммуникационного рынка оценивается в размере $8,5 млрд в год. Российский национальный рынок связи всего лишь в два раза больше венгерского. При том, что население Венгрии меньше, чем население Москвы.

Специалисты Минсвязи РФ полагают, что в отрасль необходимо инвестировать как минимум $3 млрд каждый год – лишь тогда российский телеком догонит по уровню развития западные страны.

Зарубежные инвесторы не устают удивляться перспективам роста российского телекома. Но денег не дают.

 

Танцы в темноте

 

Деньги нужны прежде всего для развития инфраструктуры: в 2001 году Минсвязи объявило о намерении привлечь в «Связьинвест» $36 млрд, из которых 56% планируется инвестировать в местную связь. За счет этого по замыслу министерства к 2005 году удастся полностью ликвидировать очередь на установку телефона.

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России происходит за счет средств, полученных от наиболее выгодных направлений в деятельности операторов: обслуживания корпоративного сектора и межоператорского обмена трафиком. «Чужих» денег в индустрии мало, несмотря на то, что в российском телекоме рентабельность вложенных средств превышает 60%.

Зарубежных инвесторов останавливают несколько причин. Главная из них – сектор непрозрачен. Телекоммуникационный рынок регулируется путем распределения ресурсов: магистральных каналов связи и радиочастот. При этом компании, работающие в одной нише, получают одни и те же ресурсы по разным ценам – в зависимости от непонятных инвесторам «политических симпатий и антипатий». К примеру, тарифы на передачу трафика, формируемые «Ростелекомом», остаются для рынка тайной за семью печатями и, как пояснил сотрудник одного из альтернативных операторов, «используются как средство поощрения дружественных компаний и давления на неугодных».

На пресс-конференции, посвященной объединению GoldenTelecom и «Комбелга» на минувшей неделе президент группы «Альфа-банк» Петр Авен сказал, что недоволен новым «Законом о связи». Он пояснил, что настаивал на том, чтобы в подготовке законопроекта участвовали независимые операторы, но Минсвязи отказалось привлечь конкурентов государственных монополистов к разработке закона. Авен сказал, что «Альфа» отправила письмо в Минсвязи, но не получила ответа, и посетовал на то, что госчиновники совмещают регулирующую и коммерческую деятельность. Авен считает неправильным то, что государство продолжает почти единолично управлять «Связьинвестом». Коллеги Авена пытались смягчить эти высказывания своими комментариями, но Авен прервал их и пояснил, что опыт «Альфы» в области мобильной связи наводит на невеселые мысли и что не стоит ждать ничего особо хорошего от диалога с Минсвязи РФ.

Представитель одного из западных банков конфиденциально сообщил «Ко»: «Создается впечатление, что государство делает все возможное, чтобы мы пришли в телекоммуникационный сектор как можно позже».

Вице-президент фонда Delta Capital Кирилл Дмитриев видит четыре основных направления, которые могли бы заинтересовать инвесторов: «Достаточно привлекательной выглядит возможность создания единого регионального альтернативного оператора – для этого можно купить компанию-лидера в каждом из регионов и продвигать услуги под единым брэндом. Другая возможность – вложить деньги в сотовый бизнес. Если не удастся создать нового федерального игрока, можно поучаствовать в развитии уже существующих. Хороший результат может принести покупка доли в «Связьинвесте», если приватизация холдинга все же произойдет. И наконец, четвертая «зона роста» – новые услуги, такие, как Wi-Fi, интеллектуальные сети и т. д. Здесь ниши могут занять компании, не располагающие большими суммами, необходимыми для развития первых трех направлений».

 

Дикие инвесторы

 

Существует два вида игроков, имеющих возможность вложить в телекоммуникационный проект сотни миллионов долларов. Во-первых, это крупные финансово-промышленные группы, которые ищут возможности инвестировать средства, полученные от сделок в сырьевой отрасли. Примером может служить «Альфа-групп», заработавшая на продаже ТНК компании BP около $3 млрд. Другая категория потенциальных инвесторов – западные телекоммуникационные гиганты и инвестиционные фонды. Наибольший интерес к рынкам Западной Европы проявляют две компании: France Telecom и Deutsche Telekom. Например, DT владеет контрольным пакетом акций хорватского монополиста Hrvatski Telekom. По словам Кирилла Дмитриева, удачным примером выхода телекоммуникационных гигантов может служить приобретение компанией France Telecom (FT) польского госхолдинга Telekomunikacja Polska (TPSA). В 2000 году FT удалось получить контроль над TPSA. Борьбу за право приватизировать «польский связьинвест» FT вела при поддержке одного из крупных польских олигархов Яна Кульчика. Сделка не обошлась без громких скандалов и взаимных обвинений, но в конце концов французы договорились с польским правительством. Несмотря на проблемы, связанные с переводом компании на рыночные рельсы, France Telecom удалось добиться впечатляющих результатов. В 2001 году TPSA заняла, по версии Financial Times, первое место в списке 100 крупнейших компаний Восточной Европы, обогнав в рейтинге «Газпром» и ЛУКОЙЛ. Капитализация TPSA превысила $10 млрд.

По мнению Кирилла Дмитриева, выход западных холдингов на российский рынок связан с определенными сложностями. «В первую очередь связь – это стратегический ресурс, и едва ли власть заинтересована, чтобы он полностью попал под контроль «диких» западных инвесторов. Кроме того, на настроения зарубежных компаний повлияли последние события в нефтяном секторе», – поясняет Дмитриев.

В России действуют несколько десятков инвестиционных фондов, объявивших о готовности инвестировать в телекоммуникации. ЭтоBaring Communications Equity Emerging Europe, Junction Investors Fund и Russia Partners. Большинство из них не претендуют на контроль над компаниями и ограничиваются своими представителями в совете директоров. Средний объем вложений, которые они могут предоставить, – от миллиона до нескольких десятков миллионов долларов.

 

Зоны роста

 

Аналитики выделяют несколько новых направлений, которые будут интенсивно развиваться в ближайшие 5 – 10 лет. Это услуги беспроводного доступа (Wi-Fi), интеллектуальные сети (call-центры, корпоративные коммуникации) и сети нового поколения (NGP), соединяющие в одном канале голосовой трафик, передачу видео и данные. Интерес к этим технологиям проявляют альтернативные операторы: «Комбеллга» и «Комстар» уже сейчас активно инвестируют в строительство сетей нового поколения. «МТУ-Информ» предлагает на рынке услуги интеллектуальной сети Logic Line. Компания Quantum Communications создает точки беспроводного доступа в Петербурге. «Ситуация с перспективностью инвестиций в последние годы изменяется, – говорит первый заместитель генерального директора компании «Система Телеком» Александр Вронец. – Если раньше считалось, что вкладывать нужно в секторы связи с максимально быстрой отдачей, то сейчас все не так однозначно. Задачу выбора инвестиционной сферы можно на сегодняшний день сформулировать так: в дальнейшем стабильно работать будет тот, кто даст клиентам доступ к услугам связи. В настоящий момент львиную долю дохода приносят базовые услуги – обеспечение канала связи, транзит сигнала и т.д. В будущем они не исчезнут и сохранят перспективу. Но основная прибыль будет формироваться в секторе «оператор – конечный потребитель услуги». Такую постановку вопроса диктуют сама жизнь, ускорение ее темпов и новые требования клиентов».

 

Трое против одного

 

Сегодня на рынке связи доминируют три частных телекоммуникационных холдинга: «Система Телеком», «Телекоминвест» и «Альфа-Эко», а также один государственный – «Связьинвест». Дальнейшее развитие операторского бизнеса обычно связывают с приватизацией «Связьинвеста» одним из трех других игроков совместно с иностранными инвесторами. Однако появление на месте государственного монстра такого же – но частного – не гарантирует возникновения конкурентной среды. Кроме того, на открытом тендере, скорее всего, инвестиционный конкурс выиграет «Альфа-групп», по финансовым возможностям превосходящая соперников. Потеря актива не может устраивать «питерских связистов», к которым в первую очередь относят министра Леонида Реймана и генерального директора «Связьинвеста» Валерия Яшина.

Вполне возможно, что продан будет не второй пакет холдинга (25%) или оставшиеся 75%, а доли в межрегиональных операторах. Этот сценарий сейчас активно обсуждается в «Связьинвесте». Предполагается, что уставный капитал каждой из МРК увеличится таким образом, что ни у кого из собственников не будет блокирующего пакета. Государство продаст большую часть своих акций, а также позволит Джорджу Соросу конвертировать свои 25% плюс одна акция «Связьинвеста» в акции МРК. Правительство в лице Минсвязи, владея «золотой акцией» и лицензионными возможностями, сможет контролировать инвестиционную, закупочную, кадровую политику МРК.

Едва закончив первый этап реорганизации, во время которого 72 электросвязи были объединены в 7 МРК, руководители объединенных компаний получили новое задание от «Связьинвеста»: разработать долгосрочные бизнес-планы до 2010 года. Валерий Яшин демонстрирует, что он пока не собирается выпускать из рук управление телекоммуникациями в России.

Еще по теме