Top.Mail.Ru
архив

Супермаркет для летчиков

Глава автосалона Nicole Motors – 34-летний Александр Климчук с детства мечтал стать авиаконструктором. Недавно его мечта сбылась: вместе с партнерами он основал компанию, продающую легкие двухместные самолеты собственной сборки. Климчук подходит к летательным аппаратам как к автомобилям: они даже продаются в специальном салоне, называемом «авиасупермаркетом». Вот только покупателей пока немного.

 

Климчук целеустремленно шел к своей мечте. В 1986 году поступил в Академию гражданской авиации. Во время учебы работал инструктором в аэроклубе на Гатчине под Санкт-Петербургом и участвовал в создании небольших летательных аппаратов в СКБ академии.

В 1991 году он, правда, сошел с основного пути. Окончив академию, Климчук создал компанию Nicole и начал продавать бытовую технику и электронику, в том числе и автомобильную. Через год он открыл автосалон Nicole Motors (дилер Suzuki и Seat). Со временем компания обзавелась также сервисным центром и тюнинговым ателье. Наладив автомобильный бизнес, оборот которого составляет сейчас $15 млн в год, Климчук вспомнил увлечение детства и вместе с друзьями стал регулярно летать на парапланах в Крылатском.

В 1999 году увлечение полетами переросло рамки обычного хобби, и Климчук совместно с Московским институтом инженеров гражданской авиации создал новую модель летательного аппарата – паралет (трехколесный аппарат с мотором, вместо жесткого крыла – параплан).

На паралете Климчук летал над Тушинским аэродромом, в Подмосковье и даже один раз облетел Останкинскую телебашню. Аппарат был бы всем хорош, но при скорости ветра свыше 5 – 6 м/с его неприятно болтало. Избавиться от этого недостатка можно было, лишь пересев на самолет, хотя бы класса сверхлегкой авиации (СЛА, минимальный взлетный вес не превышает 495 кг).

Идея наладить производство таких самолетов посетила Климчука в августе 1999 года, после завершения международного авиасалона в Жуковском. «Я лично общался там с людьми, увлекающимися авиацией, – говорит бизнесмен. – Оказалось, что желающих летать очень много, но большинство просто не знают, где и как это можно сделать». Тогда и родилась концепция «авиасупермаркета», в котором клиент мог бы не только купить самолет, но и получить права, а также дополнительные услуги: обслуживание, ремонт, тюнинг. То есть все как в автосалоне.

Следующие три года ушли на изучение рынка сверхлегкой авиации и поиск нужной модели самолета. Свой выбор Климчук остановил на французском двухместном Sky Ranger. Сейчас, по словам Климчука, в мире летают около тысячи таких самолетов. «Это простая и надежная модель, – говорит предприниматель. – Ремонт и обслуживание такого самолета не требует специальных знаний и оборудования, он работает на обычном автомобильном бензине АИ-92 и потребляет 15 л в час. В разобранном виде со сложенными крыльями Sky Ranger умещается в гараже, дополнительно может оснащаться лыжами, поплавковым шасси, системой спасения».

Не последнюю роль в выборе модели сыграла и ее цена. По мнению бизнесмена, до недавнего времени в России не было аппарата, стоящего меньше $30 000. Например, минимальная стоимость самолета «Сигма», который предлагает фирма «Авиакомплекс» из Жуковского, составляет $37 000. Базовая стоимость же Sky Ranger составляет $18 000 и может вырасти до $28 000 – в зависимости от комплектации.

Вплотную новым проектом Климчук занялся в начале 2002 года, для чего была создана фирма Nicole Aero. Соучредителем ее стал Вячеслав Бондарев – глава компании БВЛ, владеющей сетью магазинов «Страна подарков», который также увлекается полетами. Затратив около $100 000 из личных средств, партнеры на базе автосалона построили цех по производству и сборке самолетов (двигатель и детали корпуса импортируются из Европы). Тогда же сформировалась команда единомышленников из восьми человек.

 

По соседству с автосалоном

Согласно концепции «авиасупермаркета», задуманного Климчуком, проект Nicole Aero должен превратиться в клуб со своим аэродромом, гостиничным комплексом, ангарами для хранения летательных аппаратов и летной школой. Рентабельность этого бизнеса Климчук оценивает в 20 – 30%.

Идея создания такого клуба отнюдь не нова. По словам Михаила Грекова, менеджера питерской компании «Рефлай», продающей летательные аппараты с 1997 года, только на подмосковном аэродроме «Мячиково» базируются несколько десятков похожих клубов. Всего же, по данным Объединенной федерации сверхлегкой авиации (ОФСЛА), сборкой и продажей одномоторных самолетов в России занимаются не менее 30 фирм, а на учете стоит около 7000 летательных аппаратов класса СЛА.

Тем не менее Климчук был верен своей идее. Представлять самолеты и другие летательные аппараты, 50% которых Nicole Aero планирует производить самостоятельно, Климчук будет на территории своего автосалона – в отдельном выставочном зале площадью 1500 кв. м, ремонт которого должен закончиться в декабре. В качестве дополнительной услуги Nicole Aero может помочь клиенту получить свидетельство пилота-любителя, для чего нужно налетать 20 часов. Один час полета с инструктором на самолете Nicole Aero обойдется в $120, а если обучение проходит на самолете клиента, то в $50.

Своей основной целевой аудиторией Климчук считает людей с повышенной потребностью в адреналине, для которых полеты станут развлечением. Такие клиенты должны обеспечить около 70% продаж. Оставшиеся 30%, по мнению Климчука, придутся на летательные аппараты для коммерческой эксплуатации. Здесь заказчиками могут выступать агрохимические и нефтяные компании (для патрулирования трубопроводов), охранные структуры и аэроклубы. Создатели проекта рассчитывают и на интерес к самолетам со стороны клиентов автосалона. Сейчас Nicole Aero разрабатывают специальный прицеп для автомобиля, в котором можно было бы перевозить Sky Ranger со сложенными крыльями.

За последние три месяца компания продала три самолета и один паралет. Еще три аппарата компания изготавливает на заказ. В следующем году Nicole Aero рассчитывает реализовать уже 50 – 60 машин (что принесет минимум $1 млн – $1,2 млн), а потенциальную емкость рынка в компании оценивают в 300 – 400 машин в год. В течение трех – пяти лет Климчук ожидает резкого скачка спроса на летательные аппараты. Например, в Германии, говорит бизнесмен, этот рынок увеличивается ежегодно в пять-шесть раз.

Впрочем, по мнению Игоря Никитина, вице-президента ОФСЛА, рост рынка в России может составить не более 10% в год, а аудитория настолько специфична, что традиционными маркетинговыми и рекламными ходями увеличить объем продаж не удастся. «Большинство покупателей летательных аппаратов – это люди, мечтавшие летать всю жизнь. Как правило, они не очень богаты. Когда же они смогут позволить себе летать, они придут сами, без всякой рекламы, – говорит Никитин. – А людей, которые никогда не мечтали о полетах, но однажды попробовали и загорелись этим, всего лишь единицы». Чересчур оптимистичным считает прогноз роста рынка и Михаил Греков из «Рефлай». По его мнению, основную долю прибыли могут приносить летательные аппараты, используемые в коммерческих целях, а не для развлечений.

Однако главная проблема для Nicole Aero – законодательные барьеры. «Специальных ограничений на полеты небольших самолетов в законе нет, – говорит Климчук. – Запрещены полеты вблизи аэропортов, между локаторами, над Москвой и над «засекреченными военными объектами». Парадокс в том, что эти объекты были секретными еще в советские времена, а сейчас об их месторасположении знает любой, они даже на картах отмечены».

Сейчас через ОФСЛА руководители Nicole Aero лоббируют принятие законов, позволяющих расширить зону полетов и упростить процедуру согласования маршрутов. И в качестве примера говорят, что на Западе разрешение на полет носит лишь уведомительный характер. Так что, прежде чем занять на рынке лидирующие позиции, компании Nicole Aero придется создавать и сам рынок, и правила игры для него.

Еще по теме