Top.Mail.Ru
архив

Суровая нить

Стоит ли шить в России, после того как Китай подорожал? Один из самых молодых дизайнеров России Кира Пластинина, дочь основателя крупнейшей в нашей стране молочной компании "Вимм-Билль-Данн" Сергея Пластинина, открыла в Подмосковье собственное швейное производство.

Кира Пластинина
В городе Озеры она приобрела здание старой швейной фабрики, где еще в XIX столетии шили паруса (в 1990-е XX века предприятие обанкротилось). В покупку вложено 100 млн руб., еще 50 млн руб. потрачено на то, чтобы оборудовать трехэтажное помещение.

Девушке всего 20 лет, она учится в американском коллежде, однако ее российскому бизнесу уже пять лет. Когда Кира начинала свое дело, никто не скрывал, что вложения - это средства ее отца. Как рассказывает гендиректор ООО "Кира Пластинина Стиль" Ольга Фельд, на окупаемость одежный бизнес пока не вышел, однако она связывает это с тем, что компания продолжает открывать много новых магазинов, а теперь еще и фабрики.

Открытие швейного цеха в России - редкое событие, но не исключительное. В связи с удорожанием производства в Поднебесной, где отшивается большинство компаний, все больше фирм переносят пошив в РФ. Но участники рынка говорят, что производить в России лучше одежду класса премиум, а также всякого рода униформу и спецодежду.


Под боком

Российская фабрика планирует выпускать 325 000 единиц одежды в год. Здесь будут производить 100% дорогой марки "Люблю" (300-400 евро за вещь), среднеценовая же марка "Кира Пластинина" в Озерах пока будет занимать всего 15%. На операционную прибыль предприятие должно выйти через год, а окупиться - примерно через четыре года. Ольга Фельд говорит, что впоследствии на фабрике хотят выпускать в три раза больше изделий и иметь уже не 250 рабочих мест, как сейчас, а около 1000. "Мы пришли к выводу, что с открытием фабрики время производственного цикла сокращается, - поясняет Ольга Фельд. - Сравнили цену вещей, которые будут производиться на подмосковной фабрике и в Китае. После того как привозные вещи попадают на наш склад, цена уравнивается". По ее словам, компания шьет все-таки "фэшн", хотя и в категории масс-маркет, а качественные дизайнерские вещи и в Поднебесной стоят довольно дорого.

"В Китае ведь тоже разное качество пошива, - отмечает Ольга Фельд. - Если объемы большие, то можно производить на крупных фабриках, обеспечивающих хорошее качество, а если маленькие, то нужно обращаться к маленьким цехам, качество в которых хромает". Эксперт говорит, что цена производства в КНР растет на 15-20% в год, и мировые бренды уезжают в Бангладеш, Камбоджу, Индию. "Перенос производства в Россию обещает стать трендом", - полагает Ольга Фельд. Только для этого, по ее словам, хорошо было бы иметь те же преференции, какие есть у сельхозпроизводителей, например субсидирование государством процентной ставки по кредитам.

Открытие фабрики на рынке прокомментировали довольно сдержанно. "Я скептически отношусь к возможности успеха дорогих российских марок. А на фабрике, скорее всего, будут производиться именно дорогие изделия", - заметил Александр Попов, председатель совета директоров ОАО "Модный континент" (российская марка InCity). "Вероятно, опыт организации производства "Вимм-Билль-Данна" позволяет Сергею Пластинину надеяться и на эффективную организацию швейного производства", - полагает Ксения Рясова, президент Finn Flare. Обе марки шьют одежду в Юго-Восточной Азии.


Пустые вложения

"Построить пищевое производство бывает намного проще, чем швейное, - рассуждает председатель совета директоров корпорации "Нордтекс" (развивает собственные швейные цеха в Ивановской области) Юрий Яблоков. - Для организации пошива в России нужна очень серьезная квалификация топ-менеджмента. Если придут люди, у которых не было опыта создания бизнес-процесса с нуля, у них не будет нужных знаний. Я знаю много случаев, когда сторонние инвесторы приходили в этот бизнес и терпели неудачу". Юрий Яблоков вспоминает случай, когда в 2009 г. на него вышел банк и предложил купить швейное производство. Инвестировали в него 10 млн руб., разорились, на окупаемость не вышли, и банк продавал фабрику уже за 3 млн руб. Инвестор построил здание, что, по мнению Юрия Яблокова, вообще делать не нужно. Производственных помещений, которые можно дешево арендовать, более чем достаточно. Однако найти персонал, способный хорошо работать, инвестор не смог, компания купила прекрасное оборудование, только функционировало оно крайне неэффективно, шили мало, некачественно и терпели убытки. "Одно дело - сшить спецодежду, когда штанина прямая, а что делать, когда нужно, чтобы одежда хорошо сидела на человеке? Сделать правильную выкройку - это уже высокие технологии. Нужны хорошие дизайнеры, хорошие швеи. Швейное производство - это вообще не вопрос денег, денег-то как раз можно особо не вкладывать, это вопрос компетенций", - подчеркивает Юрий Яблоков.

В России традиционно шили постельное белье (80% белья производится в РФ), а также спецодежду. Эти направления были хорошо развиты еще в СССР. Производство же хорошей одежды нужно было начинать здесь заново в 1990-е. Оно бы, вероятно, возникло, если бы кооперативы по пошиву "левых" джинсов и прочего в свое время не закрылись, а разрослись бы в нормальные цеха. Юрий Яблоков оценивает долю одежды, производимой в РФ, в 20%. В Finn Flare говорят, что доля нашей одежды "незначительна". Свое производство имеется у российской компании Gloria Jeans, у марки "Твое", в Иваново есть фирма "Мега", специализирующаяся на куртках, сохранилось производство мужских костюмов "Большевик", здесь производят некоторые марки в сегменте выше среднего (отечественные марки Vassa, Caterina, мужская одежда Meucci). Есть также две фабрики по выпуску нижнего белья у банкротящейся компании "Дикая орхидея". "Статистику и рейтинги никто давно не делает", - констатирует Юрий Яблоков.


За право одеваться

Самое крупное производство одежды в России, разумеется, у массовой Gloria Jeans, у нее около 450 магазинов, ей принадлежит 33 фабрики. Самый большой цех на 1000 сотрудников находится в Ростове-на-Дону (Рубцовская фабрика). В общей сложности производства способны выпускать 37 млн изделий в год. Основатель компании Владимир Мельников начинал свой бизнес как раз с пошивочного кооператива. Изначально его недорогая марка одежды предназначалась для детей, однако впоследствии Gloria Jeans начала шить одежду и для взрослых. "Что касается Gloria Jeans и марки "Твое", это ситуация, когда компания изначально имела какое-то производство и уже от производства шла в розницу. Однако не всю одежду Gloria Jeans шьет в России, здесь производится только часть, что-то может приходить в виде полуфабрикатов", - отмечает Александр Попов. Большинство крупнейших российских марок, например Sela, Finn Flare, InCity, создавалось как раз другим образом: возникла идея марки, а одежда уже заказывалась на сторонних производствах, прежде всего в Китае.

"У нас был опыт пошива одежды в России в 2004-2006 гг., - поясняет Александр Попов. - Это была попытка размещать производство на отечественных площадках, в местных цехах. Они, как правило, могут производить небольшие объемы. Но в России нет своей ткани, фурнитуру тоже надо привозить. Ценовой выгоды от производства в РФ никакой. Раньше на ввоз одежды действовала пошлина в 20%. Но себестоимость в нашей стране все равно выше, дороже электроэнергия и ручной труд, которого в производстве одежды очень много. Контейнер с одеждой из Китая идет 35-40 дней, надо заранее планировать поставки. Производить в России выгодно с точки зрения логистики, какой-то товар хорошо расходится сейчас, его надо бы дошить, и быстро. Но ткани-то нет, ее нужно везти те же 40 дней".

Александр Попов говорит, что теперь, в связи со вступлением во ВТО, пошлина на одежду снижена до 10%, и смысла в этой пошлине никакой. Мировое производство развивается по своему пути, и швейная специализация - это азиатские страны, производить масштабно в России все равно не будут. Значит, около $15 млрд в год наш потребитель платит государству просто так, за право одеваться, а отнюдь не в целях развития собственного швейного производства.

Марка Finn Flare, конкурент InCity, однако все-таки освоила на родине выпуск трикотажа. "Наш трикотаж на 50% производится в России, - рассказывает Ксения Рясова. - У нас несколько поставщиков, которых мы не называем. Дело в том, что трикотаж - это вязальные цеха, то есть высокотехнологичное производство, где важна работа программистов и мала доля ручного труда. Также в России можно шить пиджаки, это довольно технологичный пошив. С остальным одни вопросы. Короткое логистическое "плечо" - это хорошо, но в России куча проблем, в частности с кадрами".


Российские цеха

И все же иногда наблюдается процесс возвращения швейного производства в РФ. Корпорация "Нордтекс", специализирующаяся на выпуске постельного белья и спецодежды, после подорожания производства в Китае переводит его в Россию. Собственные четыре цеха в Иваново и Ивановской области уже загружены полностью, 60% заказа приходится доразмещать в сторонних цехах. Объем производства в России вырос в 2,5 раза. "В 2008 г. в Китае экспорт упал на 25%, китайцы были в шоке и готовились отдавать продукцию за любую цену. Но правительство страны выдало дешевые кредиты производствам, и экономика восстановилась. Были захвачены новые рынки, и теперь Китай может позволить себе поднять цены", - рассказывает Юрий Яблоков.

Кроме того, пошив в РФ переводит и другой крупнейший производитель спецодежды - "Восток-Сервис". Юрий Яблоков рассказывает, что в Иваново зарплата швеи сейчас составляет 25 000-30 000 руб., а в 2008 г. она равнялась 10 000-15 000 руб. Швеи были невостребованной профессией, на такую работу не шли, теперь, когда они в дефиците, как раз возник спрос. Производителю спецодежды очень полезно производство именно под боком. Если у некой одежной марки кончились какие-то платья или джинсы, она не может дозаказать востребованный товар в Китае (заказ придет только через полгода), но имеет право махнуть рукой и продавать другие модели.

Однако если заказчику спецодежды понадобилось дошить модель, он-то не станет ждать, ему одежда нужна недели через две.

Юрий Яблоков говорит, что пошивочных цехов в России, конечно, много, но хороших очень мало, и загружены они сейчас на 100%. "Западная марка мужских рубашек Henderson пыталась наладить здесь производство. Российский цех попросил дать ему заказ, но производство рубашек нужного качества смог наладить лишь через полгода: ему надо было еще научиться делать именно такие рубашки. Одежная марка отказалась, сказав, что даст заказ, лишь когда цех начнет производить рубашки нужного ей качества. И каждый по-своему прав, а получается замкнутый круг", - сетует один из российских производителей.

Тем не менее Юрий Яблоков считает, что отечественные одежные марки вскоре начнут перебираться в Россию и более активно озаботятся вопросом производства здесь, ведь заказ за полгода неудобен, его безумно сложно рассчитать заранее (нельзя дошить востребованную модель, на складах излишки, их приходится распродавать), а в РФ все-таки имеются цеха, которые шьют, к примеру, очень сложную спецодежду.


Made in Moscow

"Более дорогая одежда, себестоимость производства которой ниже стоимости используемых материалов, может производиться в России", - уверен Александр Попов. Дизайнер Игорь Исаев развивает в РФ марку премиумной одежды Grunge John. Его джинсы стоят в среднем 7000 руб., куртки - от 30 000 до 100 000 руб., рубашки - 5000-7000 руб. У компании есть собственный магазин в Москве на Никитском бульваре, его одежда продается в московском ЦУМе, в "Цветном", а также в ДЛТ (Петербург). "Мы производим одежду в нескольких цехах в Москве. Шить здесь очень дорого, в Италии было бы дешевле, - рассказывает Игорь Исаев. - Но я живу здесь, а не в Италии, а за производством нужен контроль".

Выгоды от сокращения сроков доставки одежды он не видит: ткани для одежды класса премиум нужно изготавливать на заказ, и делать это надо примерно за год до создания коллекции, разрабатывают и изготавливают ткани по его заказу все равно в Японии или Италии.

Игорь Исаев нашел несколько небольших московских пошивочных цехов, которые теперь на эксклюзивной основе производят его вещи. "Прежде чем начать работать с цехом, мы в течение полугода занимаемся обучением людей и лишь затем начинаем процесс производства", - рассказывает он. Основные проблемы - это срывы срока заказа, текучка кадров и отсутствие культуры производства, а значит, и брак.

Эксперты не уверены в том, что ситуация на швейном рынке в России в связи с удорожанием производства в Китае сейчас становится лучше, по крайней мере в сегменте премиум. Они отмечают, что по сравнению с 2009 г. стало только хуже. Зато вроде бы неплохо себя чувствуют цеха, которые шьют в Москве одежду с лейблом Made in China. Такие цеха работают круглосуточно, в роли швей выступают нелегальные рабочие из Вьетнама. Продается подобная продукция на рынках. Периодически цеха закрывают, но возникают новые. Однако нормальная марка на таких производствах позволить себе шить не может.


Еще по теме