Суши весла
Cанкции и общее падение потребительского спроса, похоже, сделали свое дело. Из строя выбывает сеть суши-кафе «Япоша», отличавшаяся демократичными ценами и развитой инфраструктурой. Тем не менее, похоже, импортозаместить попавший под санкции бюджетный лосось, суши и роллы из которого традиционно становились хитом продаж, оказалось не под силу ни сахалинским гребешком, ни камчатской неркой.
Созданная изначально под крыдом «Ginza Project», сеть с японским акцентом еще несколько лет назад отошла к банку «Траст», который теперь и выступил инициатором банкротства ООО «Япоша-Сити». Сейчас формальный собственники сети – кипрский оффшор NRT Holdings Limited, который контролирует банк.
Проблему у сети начались не вчера – еще к началу лета сумма исковых требований от должников к «Япоше» перевалила за 70 млн. руб. Возврата денег так и не дождались поставщик «Фишфреш», компания «Клининг технологии», виноторговая компания «Форт» и т.д. Это кстати заметили и потребители - уже несколько месяцев назад с сетью перестал работать сервис доставки DeliveryClub, а сделать заказ в ресторанах стало проблематично - в наличии регулярно не оказывалось выбранных позиций.
«Ситуация с «Япошей» не удивительна, давно было известно, что у сети долги нарастают. думаю, что это тлько первая ласточка. У многих других крупных сетях ситуация не лучше, ресторанный рынок падает, - говорит генеральный директор Hurma Management Group Дмитрий Левицкий. – Сейчас процент заведений, которые не прибыльны, очень сильно возрастает. Как ресторатор скажу, что меня такие истории радуют. Многие сети долгие годы работали на пустом и растущем рынке. То засилье, которое у нас было долгие годы, я надеюсь, проходит, и штампованные сетевые заведения с не самым высоким уровнем сервиса перестанут быть лицом наших улиц».
Процесс кстати уже пошел. В Барнауле прекратила работать сеть суши-баров «Икра», а в Санкт-Петербурге – суши-бары «Евразия», стали закрываться рестораны сети «Якитория», например, в Санкт-Петербурге и Тольятти Впрочем, закрытие именно суши-баров пока не носит тотального характера и идет в общем тренде сокращения ресторанных заведений: к примеру, по данным «ГИС, за первые три месяца 2015 года в Москве закрылось более 100 кафе. До этого ресторанная отрасль демонстрировала устойчивый рост. Кто не уходит срынка, тот ищет новые ниши. Так, сеть Вабисаби стала партнером в проекте компанииGettaxi, запустившей новый проект Getsushi, предлагающий доставку сетов в пределах Бульварного кольца в течение 10 минут.
Впрочем, не исключено, что собственники, сам проходящий через санацию, попросту решил опередить иных должников, объявив сеть банкротом. Кстати, самому «Трасту» сеть должна более 700 млн. руб, по сути речь идет об инвестициях, которые кредитная организация вложила в рестораны еще в период владениями ими Ginza. Их, скорее всего, их уже не вернуть, однако и с другими должниками делится, похоже, не хочется.
Руслан Гафуров, вице-президент, сооснователь "ZakaZaka":
Например, если закупочная цена на лосось увеличилась на 30-70%, то цена на ролл «Филадельфия» поднялась лишь на 15-20% — сети готовы терять маржу с заказа лишь бы не терять самого клиента — в долгосрочной перспективе это не приведет ни к чему хорошему. На данном примере мы понимаем, что продуктовое эмбарго сократило маржу с каждого заказа, но это еще не все. Есть еще экономический фактор — финансовый кризис сильно бьет по карманам россиян. Рост цен на ЖКХ, проезд в общественном транспорте, продукты, аренда и так далее, все это несет дополнительные траты, которые раньше откладывались на отдых, покупку вещей, автомобилей и прочие запланированные приобретения. Таким образом, россияне лишаются возможности уделять время какому-либо отдыху, что ведет к спаду сегмента развлечений — кинотеатры, ночные клубы и рестораны.
Снижение трат на развлечения ведет к росту так называемого «home entertainment», проще говоря люди будут проводить время дома, например, за просмотром какого-нибудь кино и скорее закажут пиццу на дом, чем пойдут в пиццерию. Усугубление экономической ситуации заставляет россиян экономить и выбирать продукты по лучшей цене и качеству. В таких условиях начинается довольно сильный отток клиентов к конкурентам, которые могут предложить более выгодную услугу".
Александр Мельников, руководитель петербургского филиала бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест»:
"Намерение добиться банкротства сети кафе "Япоша" кажется рациональный решением в сложившейся ситуации. Сейчас против управляющей компании, которая ведет сеть, подано несколько десятков исков о взыскании задолженности. Стоит обратить внимание, что многие предприниматели используют механизм банкротства в качестве тактического хода, экономические причины внутри самого бизнеса часто отходят на второй или третий план.
Сложно говорить о непосредственном влиянии санкции и ограничений на поставку морепродуктов в таких обстоятельствах, среди собственников подобных сетей мало таких, кто владеет только одним бизнесом, поэтому коммерсанты часто перераспределяют активы между своими предприятиями и перенаправляют денежные потоки по приоритетным направлениям. Кризис перетасует доли рынка, впереди еще несколько крупных сделок M&A и реализаций активов через процедуру банкротства, в том числе в сфере общественного питания".
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ "ФИНАМ":
"Судя по всему, намерение обратиться в арбитраж обусловлено такими факторами, как наличие непогашенной задолженности перед банком признаков банкротства. По данным СМИ, 19% сети ресторанов владеет в т.ч. и сам банк "Траст". Нельзя исключать, что возможные признаки банкротства сети ресторанов как-то связаны с продовольственным эмбарго и ослаблением рубля, которые наложились еще и на падение реальных доходов населения (МЭР прогнозирует снижение реальных зарплат по итогам года почти на 10%). На мой взгляд, ресторанный бизнес среднего и высокого ценового сегмента, в т.ч. сегмент доставки, сейчас находится под давлением перечисленных факторов".