Сутки в 3D-формате
В погоне за новинками
Толчком к появлению 3D-канала стали прежде всего технические новинки. "В 2002 г. мы запустили HD Theatre, ставший первым специализированным каналом, показывающим программы высокой четкости. Сегодня мы представляем HD-каналы более чем на 100 рынках мира, и развитие HD-вещания в Европе, которому мы сейчас уделяем пристальное внимание, - ключ к нашему дальнейшему росту. Параллельно мы работаем и над развитием 3D", - рассказывает директор каналов Discovery Networks в Северо-Восточной Европе Наталья Кузнецова. В итоге, по ее словам, Discovery стала первой компанией в США, запустившей круглосуточный 3D-телеканал. "Если есть спрос, то мы должны его удовлетворить", - добавляет Наталья Кузнецова. В настоящий момент канал использует контент, произведенный Discovery, Sony и IMAX (проект реализуется в рамках совместного предприятия этих трех компаний), причем речь идет о программах различной тематики - от естественной истории до театральных представлений и IMAX-кино.
Однако в Discovery запуск круглосуточного канала объясняют не только погоней за новым инструментом, но и конкретизацией аудитории. Например, в начале 2011 года в России появился новый телеканал из портфолио Discovery - TLC. Как поясняют в компании, если Discovery Channel - это канал с ярко выраженным "мужским" имиджем, то TLC предлагает контент, рассчитанный на женскую аудиторию в возрасте 25-39 лет. В плане 3D-вещания о столь мощной экспансии, как в случает с TLC, говорить еще рано, однако в компании считают, что переход телевидения к 3D-вещанию может стать примерно таким же переворотом, как в кино стало появление вначале звуковых фильмов, а затем и цветных. К примеру, по прогнозам DisplaySearch, количество телевизоров, позволяющих транслировать 3D, вырастет с 0,2 млн в 2009 г. до 64 млн в 2018 г., а обороты 3D-телевещания составят $17 млрд.
Вопрос в телевизоре
Ограничения в развитии канала, по мнению экспертов, в первую очередь объясняются тем, что новый формат предъявляет определенные требования к необходимому оборудованию. "Сейчас высокий спрос на каналы в формате HD. Каналы, как и video on demand в формате 3D, - это новый нишевый продукт. Чтобы смотреть контент в формате 3D, надо иметь современный телевизор и ТВ-приставку, поддерживающие этот формат, также нужны 3D-очки", - отмечает управляющий директор по медийным проектам J'son & Partners Consulting Михаил Шеховцов. По его словам, 3D-технологии в кинотеарах сейчас очень популярны, но далеко не весь контент снят в этом формате, да и не всякий контент ощутимо выигрывает от 3D-возможностей - для этого нужны зрелищные фильмы с красочными спецэффектами, большими панорамными съемками и крупными планами, а не всякий тип и жанр контента это предполагают. К тому же 3D-изображение так или иначе напрягает зрение. "Впрочем, технологии тоже развиваются: они постепенно становятся дешевле для производителей контента, доступнее и удобнее для потребителя. В будущем, очевидно, они смогут получить повсеместное распространение и стать общедоступными", - полагает эксперт.
По мнению гендиректора "Sony Pictures Television Networks Россия" Сергея Плотникова, наступает время HD-телевидения, а вот насчет 3D рассуждать еще рано. "Сегодня в домах не так много телевизоров с поддержкой 3D-формата, а в сетке вещания практически нет 3D-программ. А главное, что в 3D хочется смотреть только определенные передачи, например спортивные трансляции и фильмы в жанре action. 3D уже было давно в печатном виде, но журналы в 3D так и не появились", - рассказывает эксперт. Таким образом, можно говорить о 3D как об интересном дополнении, но не на каждый день. Как утверждает эксперт, HD будет массовым стандартом, а вот 3D, пожалуй, надолго останется интересной особенностью. "Идея 3D состоит в том, чтобы люди оставались на ТВ и не уходили в Интернет, поскольку идея просмотра явно отличается от просмотра фильмов и передач на компьютере, особенно премиумного продукта. Sony Pictures Television также рассматривает запуск 3D-телеканала. Сначала в США, а затем и на глобальном уровне. Но в России, я думаю, 3D телеканал от Sony Pictures Television появится еще не скоро", - говорит Сергей Плотников.
Готовность зрителя
Если технические сложности для зрителя решаются установкой необходимого оборудования, то с точки зрения производства контента все немного сложнее. Так, по данным Discovery, производство 3D-контента в среднем на 30-40% дороже, чем обычного 2D, поэтому, чтобы сэкономить, компания адаптировала некоторые уже существующие программы под формат 3D. Например, можно добиться неожиданного эффекта, если переработать под технологию 3D фильм ужасов, снятый в 1950-е годы. Однако весь новый контент для 3D-канала будет уже изначально производиться с использованием этой технологии. "Успех таких 3D-проектов, как "Аватар" или "Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек", показывает, что интерес к новой технологии со стороны потребителей только растет. В настоящий момент потребители смотрят телевизор больше, чем когда-либо, и довольно много времени проводят дома. При этом зачастую зритель стремится к различным новшествам, чтобы добиться, например, эффекта домашнего кинотеатра. Использование 3D-технологии позволяет приблизиться к этой цели вплотную", - объясняет Наталья Кузнецова. Однако в действительности все не так просто. К примеру, популярность 3D-кино в США за последний год снизилась. В 2010 г. в США и Канаде было продано 1,34 млрд билетов, что на 5% ниже, чем в 2009-м, и подобная тенденция прослеживается и в этом году. Более того, согласно исследованию зрительской аудитории, проведенному Movie Research в 2010 г., только 7% респондентов отдают безусловное предпочтение 3D-картинке, что в три раза меньше, чем интересующихся стереоновинками.
"На сегодняшний день 3D-вещание реализовано на платформах BSkyB (Великобритания), DirecTV (США), Canal+ (Франция), Numericable (Франция) и др. Мы готовы к появлению подобного вещания в России, можем начать его измерения уже сейчас. Но есть все основания полагать, что на пути развития 3D-вещания в нашей стране есть серьезные ценовые барьеры", - отмечает руководитель отдела исследования специализированных каналов департамента телевизионных исследований "TNS Россия" Мария Каменская.
По мнению многих экспертов, вопрос заключается в том, бесплатно ли предоставляются эти каналы для просмотра или нет. "Востребованность платного 3D-контента, разумеется, всегда ниже, поэтому в таком случае аудитория становится довольно ограниченной. Фильмы и ТВ-программы на 3D-каналах - это, как правило, экшны или же тематические передачи (как, например, о природе), где зрителю действительно важно быть частью происходящего. И здесь 3D совершенно оправданно. Но в целом контент 3D-телеканалов пока еще недостаточно разнообразен", - поясняет глава подразделения Philips Consumer Lifestyle в России Питер Вуллингс. По его словам, как производитель телевизоров с возможностью воспроизведения 3D, Philips, безусловно, работает с этим форматом, предоставляя потребителю выбор - объемная или плоская картинка. Не исключено, что если бы формат 3D был сразу открыт бесплатно любому желающему, то новинка была бы востребована больше, однако это противоречит стратегии развития спутникового телевидения, через которое и продвигается пока 3Net.