Сверхпроводимость по Лутовинову

29.03.200400:00

Владелец холдинга «АльтерВест» Виктор Лутовинов когда-то торговал немецким и польским мороженым. Недавно он приобрел две фабрики в Германии и Польше, чтобы продавать мороженое там, откуда его привозил. «АльтерВест» первой среди российских продуктовых компаний решилась купить предприятия в Европе. Впрочем, весь бизнес Лутовинова вырос на рискованных ставках.

 

Виктор Лутовинов живет там же, где работает – в поселке Ново-Спасское, что на юго-западе от Москвы. Отсюда до фабрики «АльтерВеста» на автомобиле можно добраться всего за пять минут. Ново-Спасское – тоже его работа, это один из трех коттеджных поселков, построенных «АльтерВестом» в районе Троицка. Два из них предприниматель планирует объединить, и тогда здесь появится мини-город в 450 домов. А купленные им в Европе обанкротившиеся фабрики после реанимации должны будут выпускать мороженого в полтора раза больше, чем материнское предприятие.

Своим задумкам президент «АльтерВеста» радуется не меньше, чем достижениям. «Это же настоящий драйв! – восклицает он в ответ на вопрос об инвестиционных рисках. – Когда ситуация рискованная, но ты представляешь, как ее решить, это замечательно. Другие опасаются что-то делать, а ты нет, потому что знаешь, в какую сторону двигаться». О неудачах и просчетах Лутовинов рассказывает спокойно и без доли сожаления, как о полезных уроках или допустимых потерях. Похоже, его самоуверенность не только черта характера, но и следствие личного опыта. Прежде чем освоиться в роли коммерсанта, бывшему профессору пришлось набить немало шишек.

 

Попытка – не пытка

«АльтерВест», по словам Виктора Лутовинова, означает «альтернатива Западу». Фирму с таким названием он учредил в августе 1990 года на пару со своим аспирантом – Олегом Молодых. Будущий фабрикант преподавал в Московском институте радиоэлектроники и автоматики (МИРЭА) и заведовал лабораторией, изучавшей феномен сверхпроводимости. Иногда читал лекции в университетах Франции и США. Благодаря знакомствам в научных кругах у Лутовинова была возможность продолжить карьеру физика где-нибудь за границей, но он ею пренебрег.

«Куда бы ни поехали наши ученые, они, как правило, работали на вторых-третьих позициях, – поясняет владелец «АльтерВеста». – В то же время я видел, что многие профессора на Западе не замыкаются на университетской карьере, а занимаются коммерцией: разрабатывают и продают разные технологические новинки». Лутовинов тоже решил сделать бизнес на основе высоких технологий – выращивать кристаллы для радиоэлектроники. Разумеется, среди советских ученых он не первым попытался совместить науку и бизнес. Например, у заведующего одной из лабораторий НИИ биотехнологии Кахи Бендукидзе была фирма, выпускавшая биохимические препараты. Начальник отдела Радиотехнического института имени Минца Дмитрий Зимин руководил кооперативом, делавшим потребительскую радиотехнику. Но если им удалось заработать стартовый капитал для своих будущих компаний, то у Виктора Лутовинова не вышло ничего. Только он продал пробную партию кристаллов, как ректор МИРЭА попросил его свернуть проект.

Все, что начинающему коммерсанту удалось сделать под лозунгом альтернативы Западу – организовать в Москве международную физическую конференцию. В Академии наук финансировать мероприятие отказались, и Лутовинов сам собрал нужную сумму.

«Виктор всегда верил, что можно найти решение самой сложной проблемы, – вспоминает Олег Молодых, совладелец группы компаний Jet Infosystems (в 1991 году он ушел из «АльтерВеста» и создал свою фирму). – Однажды нам понадобилось срочно получить визу Комитета по охране государственной тайны на учебник, который мы написали. Выход книги мог задержаться на год. Лутовинов сам поехал к чиновникам и вернулся с нужной бумагой. Дело было так: заходит он в кабинет, а дама-цензор ничего слушать не хочет: «Год закончился, приходите после праздников». «Можно и после праздников, – отвечает Виктор. – Только, боюсь, цветы завянут». И заносит корзину роз».

Продолжая заниматься наукой, Лутовинов брался за попадавшиеся под руку предложения от иностранцев, присматривающихся к новому рынку. Так, по запросу одного французского бизнесмена он готовил проект производства мраморной плитки: «Я разыскал депутата Верховного Совета из Таджикистана и с его помощью учредил фирму, на которую должны были работать три карьера. Но когда мой партнер узнал, что ему нужно закупить оборудования на $2 млн, то стушевался и ответил, что таких денег у него нет».

В начале 1992 года глава «АльтерВеста» подписал договор с немецкой компанией, для которой взялся поставлять мебель для летних кафе. Помимо размещения заказов на фабриках он задумал открыть собственный цех. В поиске свободных помещений Лутовинов побывал на Московском хладокомбинате № 8 – будущем ОАО «Айс-Фили». Хотя ни единого мебельного комплекта мебели он так и не продал: немцы передумали и расторгли контракт, этот поворот событий оказался для него решающим. На комбинате пустовали холодильники, и Лутовинов договорился, что будет их арендовать. Взяв кредит в банке, он занялся торговлей импортным продовольствием. То есть последовал общему в то время увлечению пионеров рыночной экономики.

 

Ловля двух зайцев

Первый прямой контракт – после ряда чисто посреднических сделок – Виктор Лутовинов заключил в 1993 году с французской компанией Doux, крупным производителем мяса птицы.

Для импортеров курятины середина 1990-х была эпохой стремительного обогащения. Как вспоминает директор одной из таких фирм, «за неделю, вложив доллар, можно было выручить два». Помимо птицы компания Лутовинова везла в Россию датское сливочное масло, польские овощные смеси, а также мороженое – из Польши, Италии, Германии. «АльтерВест» продавал и мороженое «Айс-Фили» (не упускать же такую возможность), за короткое время став крупнейшим дилером комбината.

Параллельно профессор-физик (к слову, лекции в МИРЭА он читал до 1994 года) осваивал строительный бизнес. Как и прежде, он ухватился за подвернувшееся предложение. Виктор Лутовинов не поясняет, как ему удалось получить заказ от Москомприватизации на строительство нескольких коттеджей в районе Троицка. Кроме тогда еще скромных капиталов, других ресурсов у него не было. Лутовинов организовал всю цепочку работ: заказал проект, договорился с подрядчиками и поставщиками материалов. Затея завершилась одновременно убытками и приобретениями. «К 1995 году мы выполнили 90% работ, хотя получили от заказчика только 25% обещанного финансирования, – рассказывает глава «АльтерВеста». – Я решил все оставить и строить собственный поселок. Доходы компании это позволяли, к тому же у нас появились свои специалисты, способные подготовить эскизы, смету и техническую документацию».

«Мы» – это команда, которую он собрал, приглашая как прежних коллег, так и тех, с кем познакомился, создавая холдинг. К примеру, вице-президент «АльтерВеста» Алексей Дробинин, отвечающий за инновации и маркетинг, когда-то был ведущим сотрудником лаборатории Лутовинова в МИРЭА. Генеральный директор торгового дома группы Евгений Трухин сделал карьеру менеджера по продажам в компаниях Mars и Coca-Cola. А главный архитектор Екатерина Арцибасова пришла в «АльтерВест» вскоре после окончания МАРХИ, стартовав с должности контролера на строительном участке. «Еще в институте Виктор отличался умением найти нужных людей, собрать их вместе, поставить цель, – вспоминает Олег Молодых. – Если для достижения результата требовалось работать ночами, он работал вместе со всеми, пока не завершал дело».

Коттеджи в Ново-Спасском «АльтерВест» начал продавать уже в конце 1996 года. Виктор Лутовинов действовал в своем стиле. «Накануне президентских выборов почти все, кто строил дома в Подмосковье, заморозили свои проекты, – вспоминает он. – Поскольку шансы коммунистов на победу казались высокими, многие опасались вкладывать в недвижимость. А мы воспользовались этим затишьем и быстро достроили свой поселок».

Место, выбранное довольно спонтанно (хорошая экология, удобная трасса), оказалось перспективным. Ново-Спасское постепенно разрослось до 170 коттеджей. Рядом с ним появились поселки Ново-Спасское-1 и Новотроицкое, по 70 домов в каждом. «По числу запросов и проданных объектов Калужское направление сейчас занимает третье место после Рублево-Успенского и Новорижского», – утверждает Петр Кирилловский, директор информационного портала kottedj.ru.

 

Филевская линия

В 1996 году глава «АльтерВеста» стал совладельцем «Айс-Фили». Большинство акций предприятия находилось на руках у сотрудников. Во избежание риска враждебного поглощения Лутовинов уговорил гендиректора комбината Анатолия Шаманова скупить акции – так, чтобы на двоих у них был контрольный пакет, примерно по 26% у каждого. Через пару лет его партнер (Шаманов даже приобрел дом в Ново-Спасском) превратился в заклятого врага. Как это часто случается, причиной раздора стали деньги.

Летом 1997 года гендиректор «Айс-Фили» договорился с правительством Москвы о передаче акций комбината, принадлежащих городу, в трастовое управление подконтрольной ему фирме. А следующей весной известил компанию «АльтерВест», всегда получавшую мороженое по минимальной цене, что она теперь может рассчитывать на скидку лишь в 2% – такую же, как и мелкий оптовик. Спрос на продукцию «Айс-Фили» был высок (в сезон перед комбинатом выстраивалась очередь из машин, ждавших отгрузки), и Анатолий Шаманов, очевидно, решил прижать крупнейшего дилера. Когда между акционерами разгорелась война, виновным он себя не признавал. «Фирма «АльтерВест» замечательно зарабатывала на нашей продукции», – говорил Шаманов корреспонденту «Ко».

Не сумев договориться по-хорошему, Виктор Лутовинов отказался от закупок на «Айс-Фили». Недалеко от Ново-Спасского, на месте бывшего овощного склада, он строил холодильники для своей компании. Когда же наметился разрыв с партнером, бизнесмен задумал открыть здесь свою фабрику: «Денег на это хватало, связи с оптовиками и магазинами у нас были, а доходы от коттеджей позволяли какое-то время поработать в убыток».

В 2000 году «АльтерВест» начал торговать мороженым собственного производства. Но от московского комбината Лутовинов не отступился. Его противостояние с Шамановым разворачивалось по традиционному сценарию корпоративной войны: скупка акций, внеочередные собрания, судебные приставы. Победил Анатолий Шаманов. Летом 2001 года он сумел выкупить долю одного из миноритарных акционеров «Айс-Фили», благодаря чему нарастил свой пакет до контрольного.

Виктор Лутовинов на время забыл про конфликт, чтобы спокойно заниматься своей фабрикой и подготовить реванш. Он решил избавиться от акций «Айс-Фили» и осенью 2002 года нашел покупателя – компанию «Гута-Инвест». Группа «Гута» как раз начала создавать продовольственный холдинг: удачно поглотила фабрику «Красный Октябрь» и нацелилась на концерн «Бабаевский». Потрепав Шаманову нервы различными исками, «Гута» вынудила его выйти из игры. В июне 2003 года гендиректор «Айс-Фили» продал все свои акции Русскому генеральному банку и корпорации «НИКойл».

Несколько цифр для полноты картины. В 2002 году фабрика Лутовинова выпустила 7300 тонн мороженого, «Айс-Фили» – 15 200 тонн. В прошлом году продажи «АльтерВеста» перевалили за 10 000 тонн, тогда как у «Айс-Фили», по данным «Ко», снизились почти на треть.

Оборот группы «АльтерВест» в 2003 году превысил $30 млн, из них $20 млн принесла торговля мороженым: примерно столько же ее президент инвестировал в производство за несколько лет. Подкармливал фабрику более рентабельный строительный бизнес, но в этом году Виктор Лутовинов намерен перевести ее на самофинансирование.

 

Замороженная интервенция

Мотивы своих зарубежных сделок президент «АльтерВеста» объясняет так: «Расширяться надо, а покупать прибыльные предприятия мне не по карману».

На самом деле расчет Лутовинова сложнее и изящнее. Немецкую фабрику Frostdog Eiskrem он приобрел вместе с российским инвестором: партнер взял на себя инвестиции в оборотный капитал, а «АльтерВест» – развитие технологий и маркетинг. Польскую Augusto Лутовинов купил на пару с местной компанией, также выпускающей мороженое. «Это не столь большие затраты, чтобы стать существенной нагрузкой для «АльтерВеста», – утверждает бизнесмен.

Ставку он делает на производство мороженого по заказам и под марками розничных сетей. Для германской фабрики он даже поставил планку по private label – до 80% от объема производства. «Конкуренция в Европе гораздо выше, чем в России, но зато рынок структурирован, правила игры понятны, – отмечает фабрикант. – Если за ту же цену ты предложишь лучшее качество, то у тебя и станут покупать. Мой польский партнер, например, очень плотно работает с местными сетями».

Сразу после покупки Frostdog Eiskrem с ним связался менеджер крупной немецкой фабрики («годовой оборот около 45 млн евро», – поясняет Виктор Лутовинов) и предложил встретиться. Разговор начался с возможности выпуска мороженого по лицензии, а закончился согласием немца сменить место работы. Так Лутовинов нашел директора для Frostdog. «К нам переходит еще один опытный специалист по мороженому с 30-летним стажем, – добавляет он. – Для них это вызов профессиональным амбициям – поднять обанкротившийся завод».

Виктор Лутовинов надеется, что через три года Frostdog и Augusto будут продавать по 20 000 тонн мороженого каждая. На подмосковном заводе «АльтерВеста» годовой объем производства может превысить 25 000 тонн –соответствующие мощности имеются. Кроме того, его владелец налаживает линии по выпуску замороженных полуфабрикатов: котлет, блинчиков с начинкой и т.д. «Конкурировать с лидерами этого рынка мы не хотим, но свое весомое слово скажем, – говорит Лутовинов. – Я же реалист, хотя и с привычками авантюриста».