Сверху слышно все
«На данный момент правды не знает никто. Но когда так много дыма, полагаю, где-то должен быть и огонь», – прокомментировал на прошлой неделе сообщения о промышленном шпионаже со стороны Германии в интересах американцев в отношении Airbus генеральный директор Airbus Group Том Эндерс.
И в самом деле после всех разоблачений сначала Джулиана Ассанжа, а потом Эдварда Сноудена, после кучи компромата на спецслужбы разных стран и технологические компании, которые им вроде бы потакают, кажется, уже никто не сомневается в том, что в нашем мире возможно все. Например, и то, что еще в 2002 г. Германия и США, их спецслужбы, соответственно БНД и АНБ, договорились о том, что немцы будут изо всех сил помогать заокеанским партнерам следить за европейцами. И не только политиками, органами власти и государственными деятелями, но и за крупнейшими компаниями, которые могут составить и составляют конкуренцию американским гигантам. Слежка осуществлялась по конкретным адресам и параметрам, их американские заказчики передавали немецким коллегам чуть ли не еженедельно: 690 000 телефонных номеров и 7,8 млн IP-адресов.
Интерес, как выясняется теперь, представляли и корпоративные структуры, прежде всего в области авиастроения и оборонного заказа. В случае с Airbus подразумевается заклятый конкурент – американская компания и крупнейший оборонный подрядчик Boeing, которому могли быть весьма интересны полученные государственной спецслужбой разведданные. Или Lockheed, например. При этом немецкие компании из-под колпака были, по условиям американо-немецкого соглашения, выведены. Впрочем, это не означает, что за ними американцы не следили через кого-то еще. Надо только подождать новых разоблачений.
Пока же в Airbus до такой степени разъярились, что даже стали грозить Германии судом. «Налицо конкретное подозрение в промышленном шпионаже, – говорится в заявлении компании. – Мы встревожены. Мы обратились к немецким властям за разъяснениями».
Власти разъяснений пока не дали, зато их полно за пределами официальных источников.
Пятый пункт
13 июля 2013 г. канцлер Германии Ангела Меркель представила общественности некий документ из восьми пунктов, призванный обеспечить надежную защиту всем сферам общественной и частной жизни от незаконного проникновения спецслужб. Пункт пятый документа содержал предложение о выработке единого разведывательного стандарта для стран ЕС, который, по сути дела, обязывал союзников не вести разведывательную деятельность друг против друга. «Друзья должны вести себя как друзья», – подчеркнула тогда Ангела Меркель.
Более того, немецкой разведывательной службе БНД было поручено в кратчайшие сроки собрать всех своих европейских коллег в Берлине и выработать и подписать соответствующий документ. Поручение Ангелы Меркель было связано с разоблачениями Эдварда Сноудена, рассказавшего, что Агентство национальной безопасности США прослушивало телефоны и просматривало электронную переписку граждан Германии, в том числе и мобильник федерального канцлера.
Но пока боссы европейских разведок обсуждали инициативу Германии, в ней самой объявился сотрудник спецслужб, у которого возникло подозрение, что немецкая разведка постоянно выполняет задания американской спецслужбы по сбору конфиденциальной информации в Европе. Он случайно обнаружил, что среди запросов на прослушивание телефонов и доступ к электронной почте фигурируют несколько представителей французского правительства. Сотрудник БНД набрал в системе ключевые слова, обычно фигурирующие в адресах электронной почты государственных чиновников – gov, diplo и bundesamt, – и получил ответ, что американское АНБ делало 12 000 подобных запросов. Своими выводами он поделился не только с начальством, но и с представителями средств массовой информации, и последние быстро выяснили, что все задания американцев выполняются немецкими специалистами со станции слежения за спутниками в баварском курортном городке Бад-Айблинг.
Здесь, на территории бывшего американского лагеря для военнопленных расположено тринадцать систем слежения, подаренных (!) США Германии и находящихся на их полном техническом обеспечении. Отсюда немецкие специалисты технической разведки снимают информацию с тринадцати разведывательных спутников связи и прослушивают 180 линий связи, аккумулируя для дальнейшей обработки до 23 млн «сырых» сообщений. Всегда подчеркивалось, что основной задачей объекта 3D30, так его называют в БНД, являлось отслеживание ситуации в Афганистане и в государствах Северной Африки. Но, как теперь выяснилось, не только.
Правда, некоторые эксперты считают, что американцы таким образом пытаются выяснить, не нарушают ли европейские компании введенный США санкционный режим в отношении ряда стран, поставляя, скажем, продукцию двойного назначения. Но это довольно хилое оправдание.
Обычное дело
Собственно, шум и гам возникли не столько из-за подозрений в промышленном шпионаже. Это как раз дело обычное, и крупные компании давно привыкли жить в условиях именно такой реальности. Например, в 2001 г. Procter & Gamble призналась, что осуществила длившуюся полгода шпионскую акцию в отношении Unilever. Правда, сама Procter & Gamble предпочла тогда квалифицировать событие как «печальный инцидент». В ходе «инцидента» имело место просеивание бумажного мусора из офисов Unilever в поисках намеков на направление новейших разработок.
Некоторые считают, что мусор также был предметом интереса для Oracle, интересовавшейся делами Microsoft Corp. Как пишет, например, Bloomberg, в июне 2000 г. бывший тогда главой компании Ларри Эллисон объявил, что считает своим гражданским долгом разоблачить поддерживающие Microsoft сообщества в Интернете как проплаченные самой корпорацией. Для этих целей было нанято детективное агентство, о котором позднее стало известно, что оно пыталось купить мусор у двух уборщиц, наводивших порядок в офисах одной из поддерживавших Microsoft групп.
Известна также грустная для принадлежавшей в то время американской General Motors немецкой Opel история: в 1993 г. из компании в Volkswagen переманили курировавшего производство топ-менеджера Хосе Игнасио Лопеса вместе с еще семерыми ключевыми сотрудниками и конфиденциальными документами. В Opel подняли крик о промышленном шпионаже, но получили в ответ обвинения в клевете. Однако были поданы иски, и дело закончилось внесудебным урегулированием: General Motors сняла все претензии в обмен на обязательство Volkswagen в течение семи лет приобрести комплектующих от General Motors на $1 млрд. Ну и выплатить в качестве компенсации еще $100 млн. До сих это считается крупнейшей выплатой по подобного рода делам.
По примерно такой же схеме в 2009 г. развивался скандал в отношениях между гостиничными сетями Starwood и Hilton. Starwood обвинила Hilton в промышленном шпионаже на том основании, что на работу в Hilton перешли сразу десять топ-менеджеров и ключевых управленцев Starwood опять-таки с кучей полезных документов.
В 1998 г. некий работавший в Gilette Стивен Льюис Дэвис был приговорен к 27 месяцам тюрьмы и штрафу в $1,3 млн за то, что украл для Wright Industries Inc. секреты бритвенных систем Gillette.
Но все это на фоне нынешних разоблачений, конечно, выглядит как детский лепет и позапрошлый век. Использование в бизнес-интересах высокотехнологичных государственных разведывательных ресурсов на систематической основе в течение длительного времени еще не доказано, но уже стало откровением для многих и продемонстрировало, что слова «свободный рынок» и «честная конкуренция» отныне просто набор букв.