Сверху видно все
Можно ли оплатить покупку не купюрами или кредитной картой, а лишь касанием руки о терминал оплаты? В 50 российских школах внести плату за обед в столовой можно, избежав даже этой процедуры. В рамках проекта «Ладошки» от Сбербанка здесь внедряется технология бесконтактной идентификации по методу Palm Secure от компании Fujitsu.
Школьникам больше нет необходимости носить в столовую деньги — все операции привязаны к их личным счетам, обладателей которых система узнает в считанные секунды по рисунку вен ладони.
Сегодня это, скорее, технологичный эксперимент, хотя уже сейчас ясно, что такая методика оплаты снижает риск неточных расчетов, а в будущем позволит сэкономить на кадрах, ведь кассир в столовой может и не понадобиться. Перспективным выглядит использование технологии Palm Secure для обеспечения безопасности. В отличие от паспортных данных, черт лица или отпечатков пальцев, которые можно подделать, рисунок вен ладони человека является уникальным и не повторяется даже у близнецов.
Охранник перед монитором видеокамеры постепенно уходит в прошлое — его место все чаще занимает компьютерный алгоритм, способный опознать любого из нас за доли секунды и с ювелирной точностью (все, как в фильме «Пятый элемент»). Аналитики и игроки рынка не удивлены, ведь, согласно статистике, лишь небольшой процент записанных видеоматериалов хоть когда-нибудь просматривается — на это, в том числе, не хватает времени.
Неудивительно, что рынок видеонаблюдения бурно растет. Согласно оценкам TechNavio Analysis, в 2013 г. объем мирового рынка видеонаблюдения составил $14,8 млрд, а к 2018 г. он достигнет $27,3 млрд. К 2020 г. объем мирового рынка видеонаблюдения вырастет до $42 млрд, считают в компании Transparency Market Research.
Не отстает и российский сегмент, пусть и выглядящий пока значительно скромнее. По подсчетам МГТС, объем отечественного рынка видеонаблюдения в 2013 г. оценивался в 12,4 млрд руб., по прогнозам компании, к 2020 г. он должен вырасти до 63 млрд руб. Если говорить об объеме российского рынка биометрии, то последний в 2014 г. составлял около $150 млн, при этом мировой рынок достиг $11,2 млрд (данные компании Biolink Solutions).
Нескрытая камера
На рынке видеонаблюдения очень высокая конкуренция. Предложений просто море, там настоящая давка. Технически задачу решить несложно, и в итоге технологии предлагают все — от европейцев до китайцев, — объясняет технический директор и один из основателей российской компании «Вокорд» Алексей Кадейшвили.
В «Вокорде» решили отказаться от чистого видеонаблюдения и удаленного мониторинга с целью обеспечения безопасности. Похоже, выбор оказался верным. Сегодня «Вокорд» — один из лидеров отечественного рынка видеоаналитики с годовым оборотом более 300 млн руб. (на запуск проекта основателям потребовалось в тысячу раз меньше), а технологические решения компании внесены в реестр продукции импортозамещения. Не обошли вниманием компанию и инвесторы — в 2011‑м совладельцем «Вокорда» стал фонд «С-Групп Венчурс», связанный с владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым и РВК, а также венчурный фонд «Лидер-инновации». Последний принадлежит УК ЗАО «Лидер», созданного при участии ВЭБа, «Газпрома» и «Газфонда», а в недавнем прошлом контролировавшегося группой «Согаз». Сумму сделки стороны не раскрывают.
Команда «Вокорда» сделала ставку не просто на организацию и развертывание системы камер видеонаблюдения, а на высокоточное распознавание объектов, оказавшихся в фокусе камеры. Предложить технологию видеораспознавания решили в секторе распознавания автомобильных номеров. Это сегодня фотографии нарушителей скоростного режима на штрафных квитанциях стали обыденностью. Между тем еще десять лет назад такое было сложно даже представить — повсюду царили фиксирующие скорость движения «пушки» в руках сотрудников ГИБДД. А появляющиеся системы распознавания номеров работали плохо — на дороге оставались слепые зоны, в которых автомобили были попросту недосягаемы для камер.
«Вокорд» предложил рынку свою разработку. «Мы являлись на тот момент единственной компанией, которая была готова обеспечить обзорное видеонаблюдение по всему городу, фиксацию нарушений ПДД и распознавание лиц, — Алексей Кадейшвили.
Попробовать силы «Вокорд» смог в Ростове, где раз реализовывался проект ГИБДД «Безопасный город». Аналогичный проект компания почти сразу же реализовала в Ашхабаде.
Условия для работы системы были экстремальные. Во‑первых, очень жарко, к тому же буквы на номерах было очень сложно распознавать, — вспоминает Алексей Кадейшвили.
С задачей справились, хотя решение заказчикам обошлось недешево. За проекты, вспоминает Кадейшвили, компания получила около 100 млн руб. и смогла пережить кризис 2008–2009 гг. Система получила название Vocord Traffic и по прошествии восьми лет работает уже более чем в 30 регионах России и за рубежом. Среди последних городов, где появились камеры «Вокорда», — Чита, Великий Новгород и Якутск. Добавляются и новые функции: к примеру, сегодня «Вокорд» предлагает решение по контролю соблюдения ПДД в любом виде и составе: и измерение средней скорости, и контроль скорости на линейных участках дорог, так и контроль ПДД на перекрестках и ж/д переездах, а такого на рынке попросту ни у кого больше нет.
Сегодня у нас есть полная линейка решений по системам фиксации на дорогах. Например, скорость можно измерить несколькими способами, не только радаром, но и оптически, можно также вычислить среднюю скорость движения, — Алексей Кадейшвили.
Узнают из тысячи
Помимо распознавания автомобильных номеров и фиксации нарушений на дорогах, технологии «Вокорда» оказались востребованы при обеспечения общественной безопасности.
Номер от лица не сильно отличается. У нас имелись цифровые камеры, и грех было их не использовать, — уточняет Алексей Кадейшвили.
Сначала модуль распознавания лиц компания приобрела у мирового производителя, немецкой компании «Когнитек». Сейчас «Вокорд» уже разработал и использует собственный модуль распознавания.
«Запрос на видеоаналитику сегодня в основном исходит от торговых компаний, а также от госорганов и владельцев вокзалов, аэропортов. Ключевое назначение систем видеоаналитики — обеспечение безопасности в широком смысле. В местах массового скопления людей, в том числе в крупных транспортных узлах, системы видеоаналитики могут использоваться для обнаружения оставленных или забытых предметов, учета подозрительных лиц», — объясняет Андрей Тищенко, заместитель директора департамента вычислительных систем компании «Крок».
К примеру, система от «Вокорда» работает на двух железнодорожных вокзалах и автовокзале в Рязани. Оператор проекта — компания «РТ Лабс» («дочка» «Ростелекома»), с которой уже сотрудничал «Вокорд». Системой распознавания от «Вокорда» также оборудован крупнейший стадион Сибири — ледовый дворец спорта «Арена Омск». С ее помощью можно, к примеру, определить нарушителей порядка и ограничить их вход на стадион. В любой зоне входа на стадион система может распознавать до 128 лиц одномоментно, а за время работы через камеры «Вокорда» здесь прошло около трети населения Омска.
Также система позволяет бороться с воровством в магазинах. Например, с началом использования Vocord FaceControl в гипермаркете «Бауцентр» в Калининграде задержано вдвое больше нарушителей. Среди клиентов «Вокорда» — федеральная сеть «Дикси», подмосковная сеть торговых центров «Капитолий», торговый центр «Мега» в г. Астана (Казахстан).
Программным комплексом ВОКОРД Видеоэксперт пользуются и эксперты-криминалисты — с его помощью можно улучшить качество исходных фото- и видеоматериалов в автоматическом режиме, сделать проще процедуру опознания преступника по видеозаписи с места преступления, например при ограблении.
Единственной загвоздкой остается высокая стоимость решений «Вокорда». Качество изображения зависит от размера матрицы камеры, определяющего ее чувствительность. Матрицы в массовых камерах наблюдения могут быть максимум полдюйма, объясняют в «Вокорде», а самые распространенные имеют матрицы в четверть дюйма. В камерах «Вокорда» матрицы от дюйма и выше, отсюда и цена — $3000.
Охота на мошенника
Технология распознавания людей с последующей сегментацией признается перспективной, и вопрос лишь в том, когда подобные решения значительно подешевеют, не утратив качественных характеристик, — считает менеджер по продукции группы компаний «Пилот» Алексей Шабанов.
Кстати, уже сегодня дорогие и технически сложные решения в сфере видеонаблюдения — далеко не единственная возможность, которую предлагает клиентам рынок. К примеру, компания VisionLabs предпринимателей Александра Ханина и Алексея Нехаева разработала технологию распознавания лиц, которая не требует дорогого серверного «железа» и может работать с любым набором камер — от самых бюджетных USB камер до камер уличного наблюдения. Кстати, предприниматели утверждают, что их алгоритм среди лучших в мире.
Как и «Вокорд», VisionLabs попробовала силы в распознавании автомобильных номеров, но не выдержала конкуренции. Сегодня компания предлагает специальные решения по видеоаналитике для банков.
При помощи автоматической системы проще выявлять недобросовестных плательщиков среди потенциальных кредиторов. При этом на проверку требуется всего несколько секунд: за это время система успевает проанализировать базу фотоизображений банка. К тому же для запуска системы достаточно обычных интеловских серверов в небольшом количестве и ip-камер.
«С помощью нашей системы банки автоматизируют процесс верификации и идентификации клиентов, который является частью банковского конвейера, — объясняет исполнительный директор VisionLabs Алексей Нехаев. — До этого фотографии клиентов, которые они собирали много лет подряд, лежали мертвым грузом в ожидании начала расследования по факту мошенничества. Теперь же банки, используя нашу систему, узнают в режиме онлайн, пришел к ним хороший заемщик или же это мошенник, который представляется хорошим клиентом».
Сегодня среди клиентов компании в банковском секторе, например, числится «Лето банк», закупивший решение VisionLabs LUNA на сумму в несколько сотен тысяч долларов, оборудовав им не только отделения и стойки банка, но и 30 000 магазинов‑партнеров. Сумма кстати, оказалась значительно большей, чем пришлось вложить в проект при его создании в 2012 г. — тогда это было около 3 млн руб.
Окупаемость решения — 9–12 месяцев, утверждают в VisionLabs. В «Лето банке» использованием решения довольны — за полгода оно помогло предотвратить мошенничество на миллионы рублей.
Решение от VisionLabs также может помочь уберечь от воров товар на полках магазинов.
«Мы начинали с банковского розничного рынка, и логичным продолжением стали решения для простой розницы, — поясняет Алексей Нехаев. — Если банковский рынок в каждой стране специфичен, например, в Европе и Америке клиентов не фотографируют, то ритейл — это международная тема».
Сейчас решение компании тестируется в рамках нескольких пилотных проектов с игроками сетевой розницы.
Большой брат видит тебя
Просто, а главное, бюджетно предлагает организовать систему видеонаблюдения компания Ivideon. Основатели компании Владимир Еремеев и Андрей Юдников решили сделать продукт, который бы не требовал для работы специальных навыков и проходил, как любят шутить здесь, «тест блондинки».
Мы предлагаем сервисы видеонаблюдения через Интернет. Они всегда вас проинформируют о подключении или отключении камеры, движении, могут прислать видеоролик, мы сделали видеонаблюдение умным и доступным, — Андрей Юдников.
Идея оказалась востребованной и потенциально интересной для инвесторов и крупных компаний — аналогичный сервис в США предлагает компания Dropcam, в 2014 г. за $0,55 млрд его приобрела Google.
Чтобы организовать систему видеонаблюдения в домашних условиях, достаточно самой простой камеры. Подойдет и IP-камера, подключенная к роутеру. Остальное сделает Ivideon-сервис, который можно скачать на сайте компании (в том числе и на смартфон). Он позволит наблюдать за происходящим из любой точки мира, так как все данные попадают в «облако».
Раньше для бизнеса видеонаблюдение было очень затратной инициативой. Мы же гарантировали дешевую возможность за утренним кофе посмотреть на планшете, вышли ли, к примеру, сотрудники на работу, хорошо ли они обслуживают клиентов, — Андрей Юдников.
Теперь, чтобы контролировать свой бизнес, собственнику или супервайзеру нет необходимости объезжать, к примеру, точки продаж, которые могут находиться не только в разных районах города, но и в разных регионах. Достаточно лишь посмотреть в компьютер или телефон — «облачный» сервис делает видеонаблюдение доступным из любого места.
Сегодня систему используют не только частные клиенты, но и бизнес. Например, свои салоны более чем в 100 городах России оборудовал системой Московский ювелирный завод. В Ivideon говорят, что по итогам работы сервиса руководство предприятия увеличило график работы салонов — как оказалось, основные клиенты приходили в магазины почти перед закрытием и зачастую не успевали купить понравившийся товар.
Впрочем, в США и Европе ситуация противоположная — в основном сервис популярен среди частных клиентов (на зарубежье приходится 40% пользователей).
Плюсом нового сервиса стало «облачное» хранение видеоданных и видеоархива. Это очень удобно в случае пожара, поломки или кражи камеры злоумышленником. Предусмотрена в системе и опция оповещения владельца в случае отключения Интернета (а значит, и остановки записи). Сервис пользуется популярностью — только через Google Play приложение скачали более 500 000 раз.
Интересно, что для частных пользователей сервис работает бесплатно — абонентская плата взимается лишь за доступ к архиву видеоданных. Оборудование компания также продает и через собственный интернет-магазин — речь идет о камерах, поддерживающих сервис Ivideon по умолчанию.
На наш сайт заходят в месяц более миллиона человек, 70 000 посетителей регистрируются на нем, — говорит Андрей Юдников.
Сегодня годовой оборот компании — 250 млн руб. Все, что зарабатывает Ivideon, вкладывается в развитие. У основателей большие планы — они намерены предлагать покупателям камер видеонаблюдения все новые функции. Например, по ходу мониторинга за счет сервисов от партнеров можно будет распознавать посетителей (сейчас Ivideon как раз тестирует сервис от VisionLabs). В магазине Ivideon можно приобрести камеру с функцией подсчета посетителей — ее предлагает партнер проекта «Элвис-Неотек» (портфельная компания «Роснано»).
«Камера считает посетителей у себя „на борту“, а результаты подсчета хранятся в „облаке“. Получается законченный сервис, которым может пользоваться, к примеру, ритейлер».
Впрочем, пока новыми функциями клиенты пользуются не слишком охотно. В списке приоритетов на первом месте остаются вопросы обеспечения безопасности и удаленного контроля сотрудников. В Ivideon подсчитали, что, приобретая систему видеонаблюдения для бизнеса, покупатели в 80% удовлетворяются наблюдением в режиме онлайн и записью видеопотока в архив. Из того, что записывается в архив, просматривается около 1,5%.
«Все аналитические „примочки“ систем видеонаблюдения применяются максимум в 15% случаев, — говорит Андрей Юдников. — Наверное, за этим будущее. Но сегодня главное — это запись видео по датчику движения и возможность просмотра видеоданных через Интернет».