Свобода от «цифры»
Смартфоны и коммуникаторы призваны освободить мобильного менеджера от необходимости постоянно носить с собой несколько килограммов цифровой техники. Сейчас данный тип устройств повторяет путь, пройденный обычными сотовыми телефонами – за короткое время эволюционирует от нишевого продукта для избранных к массовому изделию.
Сегмент смартфонов и коммуникаторов растет со скоростью более 50% в год. На рынке коммуникаторов и смартфонов столкнулись интересы крупнейших ИТ-корпораций мира. От исхода борьбы между ними зависит, каким станет мобильный офис через несколько лет.
Мобильные устройства настойчиво проникают в обиход современного делового человека. В любом месте и в любой момент человек может работать или развлекаться: читать электронную почту, редактировать документы, смотреть кино, слушать музыку и т. д. Обратной стороной свободы, которую дает мобильная цифровая техника, стало большое количество аппаратов в портфеле или карманах владельца. На место в этом портфеле претендуют ноутбук или карманный компьютер, сотовый телефон, цифровой фотоаппарат и MP3-плеер. К тому же нужно иметь при себе дополнительные устройства: flash-память, карт-ридеры, bluetooth-гарнитуры, GPS-модули и т. д., плюс зарядные устройства – в результате человек превращается в ходячий магазин электроники.
Классификация видов
Идея создания гибридных гаджетов не нова – на рынке уже есть гибриды, начиная от самых экзотичных, например часов-телефона, до карманных устройств, по функционалу мало чем отличающихся от продвинутого ноутбука. Наиболее вероятными претендентами на роль «освободителей» мобильного менеджера от непосильного груза электроники являются коммуникаторы и смартфоны. Оба класса устройств представляют собой гибрид КПК и сотового телефона.
«Наиболее четким и ясным принципом классификации смартфонов и коммуникаторов является функциональная база устройства. Если в основе продукта лежит телефония, дополненная различными компьютерными приложениями (в телефон встраиваются опции ПК), то это смартфон, – говорит Петр Ганелин, менеджер по сервису SonyEricsson в России, Беларуси и Украине. – Если же мы имеем дело с миниатюрным компьютером, оснащенным функциями мобильной связи, такой продукт является коммуникатором. На наш взгляд, смартфоны – более перспективное решение. Уже сегодня смартфон нередко покупается как более удобная и эффективная альтернатива паре телефон плюс КПК».
Среднестатистические смартфон и коммуникатор стремятся заменить пять устройств из арсенала мобильного менеджера: телефон, КПК, MP3-плеер, фотокамеру и flash-память. Наиболее оптимистично настроенные аналитики предсказывают, что в скором времени появятся аппараты, объединяющие в одном корпусе все функции, необходимые современному менеджеру. Вице-президент по маркетингу подразделения цифровых технологий Samsung Дэвид Стил считает, что это вряд ли когда-нибудь произойдет: «Одна из функций всегда будет оставаться основной. С помощью телефона можно снимать видео и слушать радио, но прежде всего покупатель хочет по нему разговаривать. Все остальные возможности являются дополнительными и не должны мешать базовому функционалу».
Ключ на старт
Первые модели коммуникаторов появились в середине 1990-х. Наиболее заметной была Nokia 9000 – устройство, весившее чуть меньше полкило и совмещавшее возможности телефона и электронной записной книжки. Термин КПК тогда широкого распространения еще не получил. Покупателями дорогой (цена составляла более $1000) игрушки были, в основном, состоятельные люди, желающие подчеркнуть высокий социальный статус.
Историю развития этого сегмента в последующие 10 лет сложно назвать впечатляющей. По данным аналитиков, на коммуникаторы и смартфоны приходится до 3% продаж на мировом рынке мобильных устройств. Предпосылки для того, чтобы ситуация кардинально изменилась, уже есть. «Умные» телефоны упали в цене, сейчас смартфон можно купить меньше чем за $200, коммуникатор – за $400. Еще более важным фактором является то, что телекоммуникационные сети вышли на новый уровень своего развития. Широкое распространение технологий EDGE и GPRS обеспечило высокоскоростной обмен мультимедийными данными. Операторы мобильной связи делают ставку на развитие неголосовых сервисов. Производители телефонов активно стимулируют независимых разработчиков ПО создавать все новые и новые развлекательные и деловые приложения. Все это уже сейчас превратило «умные» телефоны из «дорогой игрушки» в действительно полезное устройство.
СПРАВКА
Рекордно быстрый рост
По оценкам аналитической группы SmartMarketing, общий объем продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов на российском рынке в 2004 году составил 179 000 штук, рост – 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (116 000 штук). На долю КПК пришлось 47,3% рынка, тогда как смартфоны заняли 52,7%. Агентство IDC опубликовало несколько иные цифры – в 2004-м суммарный объем поставок карманных устройств (в количественном выражении) вырос более чем на 55% и превысил 350 000 шт. «В 2004 году объем российского рынка мобильных устройств продолжал стабильно расти. Его темпы сохранятся и в ближайшие годы, что открывает широкие перспективы перед игроками. Хотя российский рынок КПК уже близок к насыщению и в ближайшие годы его рост существенно замедлится, рынок карманных устройств с возможностями беспроводной связи стандартов GSM/GPRS (коммуникаторы и смартфоны) будет расти очень быстро, – отмечает Юрий Голдаев, аналитик IDC. – По нашим предположениям, в России в 2005 году он увеличится еще почти на 63%».
КОНЕЦ СПРАВКИ
Магазины, торгующие смартфонами и коммуникаторами, дают еще более оптимистичные прогнозы. «В обороте Dixis продажи «умных» телефонов в 2004 году по сравнению с 2003-м увеличились почти в 6 раз, – говорит руководитель PR-службы Dixis Татьяна Москалева. – В настоящий момент основную долю в продажах занимает Nokia, что неудивительно, принимая во внимание количество высокотехнологичной продукции в ассортименте этого производителя. На втором месте прочно закрепилась SonyEricsson – благодаря удачным моделям, надолго ставшим хитами рынка смартфонов (P800, P900 и P910i). Постепенно на этот рынок выходят и другие производители, но, как правило, количество моделей пока составляет единицы».
Менеджер группы компаний Division Очир Манджинов считает, что смартфоны будут постепенно вытеснять обычные «трубки»: «В 2004 году продажи смартфонов показали хороший результат, и мы думаем, что положительная тенденция сохранится и в этом году. Ожидаемый рост продаж смартфонов будет опережать продажи «обычных» телефонов на 18 – 20% в месяц. Во многом этому способствует снижение цены на смартфоны. В прошлом году лидерами продаж смартфонов стали Nokia и Siemens, чья совокупная доля составила 98,1%. Уже сейчас можно говорить о том, что этот сегмент является самым быстрорастущим и перспективным в области мобильной телефонии. Покупатели уже «распробовали» и «почувствовали вкус» к такого рода аппаратам».
Стенка на стенку
Производители трубок испытывают к сектору «умных» телефонов возрастающий интерес и выводят в свет одну новую модель за другой. К примеру, Motorola быстро сменила не вполне удавшуюся (в основном из-за отсутствия bluetooth) модель MPx200 на MPx220, в которой удалось устранить все недостатки предшествующего смартфона. MPx200 Motorola начала распродавать по ранее немыслимой для смартфонов цене ниже $200. Samsung сосредоточила подавляющее количество маркетинговых бюджетов «мобильного» подразделения на смартфоне SGH-D500. Так что теперь Nokia и SonyEricsson придется очень постараться, чтобы остаться бесспорными лидерами в данном сегменте.
Появление класса «умных» телефонов немедленно поставило вопрос о том, кто будет создавать и поддерживать программное обеспечение. Пока требования к функционалу терминала были невысоки, с управлением телефоном справлялась система, разработанная производителем. По данным исследовательской фирмы ABI Research, до сих пор более 95% продаваемых на планете сотовых телефонов работают на операционной системе, созданной их производителями. Однако более продвинутые устройства потребовали разделения труда – логика подсказывала, что разработкой ПО должны были заняться сторонние компании, тогда как производителям трубок следовало сосредоточиться на совершенствовании технических параметров.
Летом 1998 года Ericsson, Nokia, Motorola и Psion создали компанию Symbian. По замыслу авторов проекта, Symbian должна была стать независимым разработчиком ПО для смартфонов и установить единый стандарт в отрасли. Уже в 2000-м аналитики прогнозировали, что рынок ПО для сотовых телефонов составит к 2004 году около $1 млрд. В этих условиях Microsoft решила, что нельзя терять столь перспективный кусок, и предприняла продвижение платформы Stinger, которая должна была стать конкурентом для систем Symbian.
Symbian под нажимом Microsoft начала разваливаться – в августе 2003-го Motorola продала свою долю (19% акций) в консорциуме. Пакет Motorola перекупили Nokia и Psion. Впрочем, дело здесь не только в «интригах» Microsoft, но и в том, что Motorola не устраивали успехи Nokia в секторе коммуникаторов и смартфонов. Консорциум сработал на финнов – ныне Nokia производит около 80% устройств на базе операционной системы Symbian. В 2003 году Motorola объявила о намерении выпускать смартфоны на базе операционной системы Linux. В том же году вышла первая модель Motorola на базе Microsoft Windows Mobile: MPx200. В начале 2004-го Psion заявила о желании избавиться от своей доли в Symbian. Пакет приобрела Nokia, и таким образом финской компании удалось аккумулировать 63,3% акций.
СПРАВКА
Wi-Fi влияет на «умные» телефоны
Существенное влияние на рынок «умных» телефонов могут оказать новые технологии беспроводной связи Wi-Fi и WiMax. Эти технологии позволяют человеку с помощью устройства с соответствующим модулем получать доступ к высокоскоростному беспроводному Интернету, находясь в нескольких десятках метров от точки доступа (хот-спота). Аналитики прогнозируют, что эти технологии «подвинут» сотовую связь на позицию вспомогательного вида связи. Владелец телефона, поддерживающего Wi-Fi, имеет существенно более дешевый и быстрый по сравнению с GPRS и другими видами связи доступ в Интернет. Если ему нужна голосовая связь, он звонит по технологии «VoIP через Wi-Fi», при которой голос передается в виде IP-пакетов, что в разы дешевле обычной сотовой связи. Когда же человек выходит из зоны действия хот-спота, телефон автоматически подключается к сетям GSM или UMTS.
Представители производителей не противопоставляют одну технологию другой. «Данные стандарты выполняют абсолютно разные задачи, – поясняет Петр Ганелин из Sony Ericsson. – Wi-Fi предназначен для получения беспроводного доступа в Интернет, зона действия хот-спота не превышает 120 метров. Нельзя говорить о полном покрытии территории даже в масштабах одного города. Стандарт GSM изначально был предназначен для голосовой связи. Зона покрытия GSM – вся Европа. Таким образом, противостояния нет, стандарты предназначены для разных целей».
КОНЕЦ СПРАВКИ
Цена и мир
Насколько быстро смартфоны и коммуникаторы будут завоевывать аудиторию – зависит не только от развития сетей и политики операторов, но и от того, что будет происходить в секторе «обычных» телефонов.
Сейчас нередко смартфон покупают лишь из соображений престижности. На рынке не так уж много телефонов, которые с полным правом можно было бы назвать имиджевыми: это женские Nokia и Escada-Siemens со стразами, титановые Nokia, Motorola из авиационного алюминия, «слайдеры» от Samsung и, конечно, Vertu. При этом зачастую имиджевые модели очень бедны в функциональном смысле, и это раздражает даже невзыскательных потребителей. В этих условиях людям, желающим выделиться, приходится покупать смартфоны: дорого, солидно, коллеги смотрят с уважением. При этом на то обстоятельство, что функций не просто достаточно, а слишком много, покупатели обычно не обращают внимания. В результате многие владельцы используют смартфон в качестве продвинутого сотового телефона – с камерой и сложно организованным будильником.
По словам Джона Джексона, ведущего аналитика Yankee Group, потенциал смартфонов в качестве продукта для массового рынка практически безграничен: «Посмотрите на то, с какой скоростью люди сегодня меняют свои сотовые телефоны на новые модели. Значит, это им интересно. Производители проделали отличную работу по донесению своих идей до умов потребителей. Другой вопрос, что эти идеи так и не трансформировались в значительную долю рынка. Почему? Все просто – дело в цене. Рынок не в состоянии переварить большое количество телефонов за $400».
Одни эксперты полагают, что водораздел между массовыми мобильными телефонами и «элитарными» проходит на отметке 200 долларов или евро, другие называют в качестве ориентира $300. Татьяна Москалева из Dixis говорит: «Теоретически пользователями карманных помощников могла бы стать молодая аудитория – старшеклассники и студенты – однако они зачастую просто не могут себе позволить такую дорогую покупку. На наш взгляд, по-настоящему массовым товаром «умные» устройства станут после того, как цена на них снизится до $300».
Иными словами, на пути к массовому потребителю производителям смартфонов необходимо снизить цену в полтора-два раза: сегодня приличный смартфон стоит около $450. Тем не менее пространство для маневра у вендоров имеется: речь идет об используемых в смартфонах и коммуникаторах операционных системах. Так, например, известно, что использование Windows Mobile от Microsoft влетает производителям телефонов в копеечку (конкретные цифры участники рынка предпочитают не называть). Это позволяет аналитической компании Zelos Group сделать вывод, что планы Microsoft продать к 2007 году 100 млн устройств на платформе Windows Mobile имеют шансы так и остаться планами. Если позиция Microsoft не изменится, то потенциально емкий сегмент low-end смартфонов вполне может стать вотчиной Symbian и, возможно, Linux.
Последняя миля
Немаловажным является вопрос о том, как смартфоны и коммуникаторы попадают в руки конечным пользователям. Казалось бы, мотивация людей, покупающих многофункциональные устройства, и людей, покупающих обычные телефоны, различается достаточно сильно. Так, например, за коммуникатором было бы логичнее идти в магазин, торгующий компьютерной техникой, а не в салон связи. Тем не менее практика показывает, что за устройством, которое может звонить, потребители предпочитают ходить именно в специализированные магазины. Говорит Пока в сознании покупателей смартфоны и коммуникаторы пока являются, прежде всего, «расширенными» версиями сотовых телефонов, а не самостоятельным классом устройств. Имеющиеся в смартфонах и коммуникаторах возможности воспринимаются приблизительно так же, как функции MMS и фотокамеры в сотовых телефонах прошлых поколений – как необязательные новшества. Успех интеллектуальных телефонов зависит от того, насколько скоро массовый пользователь станет ощущать себя без смартфона как без рук.