Свободу «Афанасию»

03.06.200200:00

История со скупкой инвестиционной компанией «Атон» акций «Тверь-пива» приобретает черты политического скандала. 24 мая президент «Тверь-пива» Максим Ларин организовал в родном городе митинг протеста против «попыток смены собственников тверских предприятий крупными финансовыми группами». Ларину удалось собрать около 2000 человек.

Президент «Атона» Евгений Юрьев тут же отослал официальное письмо тверскому губернатору Владимиру Платову. «Мы встречались с главными чиновниками областной администрации, – говорит вице-президент банка Андрей Науменко. – Там все правильно понимают насчет причин конфликта. Нас только попросили корректно себя вести».

Сейчас противники держат оборону. У «Атона» почти 40% акций «Тверь-пива», у семьи Лариных (включая жену Максима Ларина, его мать и младшего брата) – 53%. Глава тверской компании пытается отменить запрет на распоряжение имуществом, наложенный по двум искам, которые инициировал «Атон». В свою очередь, «Атон» требует от Ларина полного пакета финансовой отчетности по «Тверь-пиву». Ларин отмалчивается и как руководитель компании – держателя реестра тормозит регистрацию нового собственника в списке акционеров.

«Атон» обвиняет президента «Тверь-пиво» в выводе прибыли и активов компании. Например, в том, что в 1998 году Ларин продал торговую марку «Афанасий» некой швейцарской фирме Eastern Union Holdings, которой с тех пор «Тверь-пиво» отчисляет за ее использование 27% от выручки – почти всю свою прибыль, которая, по оценке «Атона», составила около $10 млн в 2001 году. «При этом Ларин берет дорогостоящие кредиты на модернизацию производства, то есть вытесняет собственные средства компании заемными», – заявляет Науменко. Более того, в пользу Eastern Union Ларин организовал две эмиссии акций ОАО «Афанасий-пиво» (так называется сам пивоваренный завод), из-за которых доля «Тверь-пива» в этом ОАО уменьшилась со 100% до 74%.

По словам Науменко, начать скупку акций «Атону» предложили четыре акционера «Тверь-пива» – бывшие менеджеры завода, которых Максим Ларин якобы уволил после смерти в 1998 году своего отца, прежнего гендиректора компании. «Они рассказали, что творится в компании, предложили нам свои акции и помощь в выкупе долей у работников и пенсионеров завода, – говорит вице-президент «Атона». – Мы хотим добиться возвращения выведенных активов, провести реструктуризацию компании и затем найти для нее стратегического инвестора, которому продадим наш пакет акций».

Максим Ларин парирует, что права на марку «Афанасий» были отобраны у его компании в «судебном порядке» (но не поясняет причины). Что «незначительные убытки предприятия в 2000 и 2001 годах связаны с масштабной реконструкцией и обслуживанием кредита Сбербанка». Наконец, что за четыре года на модернизацию завода было потрачено $30 млн, из которых заемными были только $10 млн.

Президент «Тверь-пива» уверен, что «Атон» нацелен сменить власть в компании. В «Атоне» же считают, что это Ларин – через Eastern Union – пытается взять «Афанасий-пиво» под свой полный контроль, и говорят, что готовы с ним сотрудничать, если получат согласие на независимый аудит компании.