Свой среди чужих, чужой среди своих

05.07.199900:00

В самом конце июня в Центробанке появился новый зампред - депутат Госдумы и глава банковского подкомитета Георгий Лунтовский. На пленарном заседании 25 июня депутаты почти единогласно (314 голосов "за") проголосовали за включение Лунтовского в совет директоров ЦБ.

Слухи о том, что глава банковского подкомитета скоро покинет депутатское кресло и продолжит карьеру финансового чиновника, ходили давно. Еще два месяца назад Лунтовского прочили на пост председателя Государственного банка реконструкции и развития, создававшегося под эгидой тогдашнего первого вице-премьера Юрия Маслюкова, а несколько ранее появились слухи о скором назначении руководителя банковского подкомитета Госдумы на пост первого зампреда Сбербанка.

Удивительное единодушие депутатов при голосовании нетрудно объяснить - Георгий Лунтовский практически не имеет врагов среди своих коллег. К тому же его желание оставить карьеру депутата и не избираться в следующую Думу было хорошо известно.

Собственно новое назначение Лунтовского нельзя считать в строгом смысле началом новой карьеры финансового чиновника - скорее продолжением хорошо забытой старой. Георгий Лунтовский начал свою трудовую деятельность инженером в Курском областной конторе Стройбанка, где дослужился до начальника отдела. В 1979 году уехал на БАМ создавать отделение Стройбанка в Чаре (Читинской области), где проработал почти пять лет. Позднее продолжил карьеру банкира уже непосредственно в Госбанке (отделение в Воронеже), затем стал заместителем начальника областной конторы.

Чуть позднее Лунтовский организует банк "Воронеж". Впрочем, главой "Воронежа" он был не очень долго - в 1995 году Георгий Лунтовский был избран депутатом Госдумы от Воронежа. За годы депутатской деятельности успел защитить кандидатскую диссертацию на тему "Реструктуризация коммерческих банков" и, по его словам, подумывает о докторской. Впрочем, изучение темы реструктуризации коммерческих банков не спасло от финансового кризиса близкий депутату "Воронеж". Сегодня банк испытывает серьезные финансовые трудности. Не помогли даже очень хорошие отношения с руководством ЦБ.

Впрочем, вполне возможно, Георгий Лунтовский сознательно не стал лоббировать интересы своего когда-то родного банка. Очевидно, он уже тогда надеялся продолжить карьеру государственного финансиста. Несмотря на смену команды руководителей и жесткую кадровую перетряску в ЦБ, ему удалось сохранить ровные отношения с новым руководством. До осени 1998 года независимые обозреватели частенько называли Георгия Ивановича "человеком Центробанка в Госдуме", что, как оказалось, было не совсем верно - отставка Сергея Дубинина и Сергея Алексашенко* никак не отразились на положении самого депутата.

Круг обязанностей нового зампреда пока не определен. Логично было бы предположить, что главной обязанностью бывшего депутата как раз и станет поддержание связей ЦБ и парламента. Георгий Лунтовский, без сомнения, пользуется большим авторитетом среди своих бывших коллег. Впрочем, очевидные на первый взгляд полномочия не являются таковыми при более детальном рассмотрении. С одной стороны, команде руководителей Центробанка, безусловно, пригодиться знание новым зампредом механизмов принятия и согласования решений в Госдуме. С уходом Александра Турбанова в АРКО в ЦБ больше не осталось людей хорошо знакомых с парламентской кухней. Георгий Лунтовский несомненно станет ценным приобретением для совета директоров ЦБ.

С другой стороны, Георгий Лунтовский активно работал именно с нынешним составом депутатов, срок полномочий которых истекает уже в декабре. А вероятность того, что Дума будет переизбрана в прежнем составе, невелика. Так что насколько авторитетным будет имя Георгия Лунтовского у Думы следующего созыва, пока неясно. К тому же, как показывает опыт другого зампреда - Александра Турбанова - депутаты быстро забывают своих коллег. Новый состав Госдумы воспринимал бывшего депутата Александра Турбанова в первую очередь как представителя Центробанка.

Скорее всего, одними лишь связями с Госдумой полномочия нового зампреда не ограничатся. Известно, что характер и объем полномочий - сфера особенно деликатная для членов совета директоров. Урезание полномочий воспринимается чиновниками на Неглинной (впрочем как и любыми другими чиновниками) крайне болезненно. Напомним, что именно из-за объема полномочий в конце прошлого года разгорелся конфликт между двумя первыми зампредами ЦБ - Татьяной Парамоновой и Андреем Козловым. Противостояние было настолько жестким, что последний был вынужден подать в отставку.

Что касаетя полномочий вновь назначенного чиновника, осмелимся предположить, что Георгию Лунтовскому отойдет часть функций бывшего зампреда Александра Турбанова, курировавшего департаменты лицензирования банковской и аудиторской деятельности и инспектирования кредитных организаций. Впрочем, пока трудно говорить о том, насколько состоятельным окажется новый зампред в таких рутинных бюрократических вопросах. "Политическая" интерпретация нового назначения преобладает в банковских кругах. Помимо вышеописанной идеи о приобретении Центробанком грамотного лоббиста, получила хождение и противоположная версия: Лунтовский был "навязан" Виктору Геращенко Кремлем (заметим, что стремительность прохождения вопроса в президентской администрации свидетельствует, что там к новому назначению были готовы и на него согласны). Якобы это первый и очень аккуратный шаг по смещению Геращенко. Дело в том, что появление еще одного человека в совете директоров Банка России разрушило очень удобную для Геращенко ситуацию. До сих пор было утверждено всего семь членов совета, включая и председателя ЦБ. Это минимально необходимое количество, чтобы совет директоров ЦБ мог принимать решения. До назначения Лунтовского уход Виктора Геращенко в отставку (например в случае ультимативного требования президента или давления со стороны ряда "олигархических" группировок) создавал неприятную правовую коллизию: высший орган Банка России становился нелигитимным.

Впрочем противники такой версии справедливо замечают, что "уж на что, на что, а на такие тонкости Кремлю точно наплевать".

Как бы то ни было, формально теперь в Центробанке можно обойтись и без Геращенко. Правда, Лунтовский его вряд ли заменит. (Хотя и такая весия тоже имеет хождение.)
* признан в России иноагентом.