Top.Mail.Ru
архив

Связисты мадридского двора

Испанская телекоммуникационная компания Telefonica работает в 49 странах мира, но называет себя не «многонациональной», как это принято у глобальных корпораций, а «многосемейной». Под «семьями» подразумеваются Мексика, Бразилия, Аргентина, Чили и другие испано- и португалоязычные страны, где компания занимает лидирующие позиции.

 

В 2001 году Telefonica заработала около $28 млрд и вошла в десятку крупнейших телекоммуникационных компаний планеты, обеспечив работой 160 тыс. сотрудников.

В условиях нынешнего кризиса на мировом рынке телекоммуникаций Telefonica чувствует себя более уверенно, чем ее американские и европейские конкуренты. Однако менеджерам Telefonica доставил много хлопот финансовый кризис в Аргентине. Заморские владения Telefonica располагаются именно там, где в свое время обосновались испанские конкистадоры. Страны Латинской Америки играют в бизнесе Telefonica большую роль, чем Испания.

 

Именем короля

Своим рождением Telefonica обязана генералу Примо де Ривере, который в 1923 году совершил государственный переворот в Испании, распустив кортесы (выборные органы) и запретив политические партии. Военные заявили, что им надоел «бардак» в стране и пора в Испании наводить порядок. Король Альфонсо XIII поддержал путчистов.

«Бардаком» военные называли либеральные реформы, которые пыталось проводить предыдущее правительство. После первой мировой войны в Испании за власть боролись три политические силы – монархисты, которые опирались на военных, «левые» и либералы.

Убийство анархистами премьер-министра Эдуардо Дато и разгром испанской армии во время оккупационной экспедиции в Марокко подтолкнули военных к решительным действиям. Захватив в 1923 году власть, «предприниматели в погонах» сразу ввели монополию на табак и нефть. На принятие решения о том, что делать с телефонией, генералу Примо де Ривере потребовалось полгода.

Понятный сердцу военных «порядок» требовал, чтобы в каждой отрасли был «старший по званию». В начале ХХ века в Испании действовали сотни компаний, называвших себя «телефонными». Получив подряд на телефонизацию города или района, они тянули провода и устанавливали аппараты, не заботясь ни о совместимости с другими телефонными линиями, ни о возможностях дальнейшего роста. Каждая компания имела свои тарифы. Из 78 тыс. телефонных линий около половины обслуживались маленькими предприятиями, а остальные – западными концессионерами и государственными компаниями.

В этих условиях правительство решило создать Национальную телефонную компанию Испании (Compania Telefonica Nacional de Espana) и передать ей все государственные активы в области телефонной связи. Компания была организована в соответствии с монаршим декретом от 19 апреля 1924 года. Перед компанией правительство поставило задачу разработать единые стандарты для оборудования и провести телефонизацию всей страны. Денег это требовало немалых, но затраты не пугали менеджеров: у компании появился крупный инвестор – американская корпорация ITT.

В тот период американская экономика находилась на взлете. С начала 1920-х годов до момента, когда разразилась Великая депрессия, американские инвестиции в Европу, Канаду и Латинскую Америку составили $17 млрд. Какая-то часть этих денег досталась и компании Telefonica. Вложенных долларов и королевского декрета хватило на то, чтобы Telefonica опередила всех конкурентов, не оставив им на общенациональном рынке никаких шансов. Теперь именно Telefonica определяла правила игры, все крупные подряды шли только через нее.

В 1928 году король Альфонсо XIII и президент США Калвин Кулидж открыли телефонную линию между Европой и Америкой. Кабель, соединивший два континента, был проложен по дну Атлантического океана компаниями ITT и Telefonica. Связь оказалась вполне устойчивой, а проект доходным. Этим он выгодно отличался от «пиаровских» акций ученых, которые демонстрировали различные возможности передачи информации через океан, но не могли гарантировать стабильного сигнала.

 

Депрессии великие и малые

Однако Telefonica недолго была на высоте положения: Великая депрессия оказала сильное влияние на экономику стран, тесно связанных с США.

Да и правительство Примо де Риверы, придерживавшееся идеологии государственного капитализма, не слишком далеко увело Испанию по дороге процветания. Аристократия стала еще богаче, а остальные общественные классы еще беднее. В итоге в 1931 году на выборах победили республиканцы. Примо де Ривера ушел в отставку, а король Альфонсо XIII покинул страну.

С новой властью Telefonica договорилась с большим трудом. Эксклюзивный контракт государства с частной компанией вызвал много вопросов у республиканцев. Некоторые из членов правительства и депутатов были бы не прочь демонополизировать отрасль и вернуться к прежним порядкам. Однако в учредительных документах Telefonica был пункт, который гласил, что в случае ликвидации компании вся собственность, переданная ей государством, а также все вновь созданные коммуникации должны быть проданы другому оператору по «справедливой» цене. Во взглядах на «справедливость» республиканское правительство Испании и ITT не могли сойтись более года. В декабре 1932 года точку в этом споре поставил премьер-министр Мануэль Азак. Telefonica получила лицензию на дальнейшую деятельность, доля государства в компании увеличилась, но основными собственниками остались американцы.

Несмотря на то что Азак считался «леваком», он придерживался политики здравого смысла. Поскольку Telefonica справлялась с возложенными на нее социальными задачами по телефонизации страны, Мануэль Азак решил, что ему не с руки ссориться еще и с американцами. Он рассчитывал, что США поддержат испанских республиканцев в их политическом противостоянии монархистам. Однако он ошибся. Когда в 1936 году гражданская война все же разразилась, то США и 27 европейских государств подписали договор о невмешательстве во внутренние дела Испании. Гражданская война привела к падению республиканского правительства, и в 1939 году к власти в стране пришли фалангисты во главе с каудильо Баамонде Франсиско Франко.

 

Мудрый вождь телефонистов

Гражданская война уничтожила значительную часть испанской промышленности и привела к массовой эмиграции из Испании тех, кто не был согласен с установлением фашистского режима. Каудильо объявил о том, что Испания сохранит нейтралитет во второй мировой войне, но при этом не скрывал своих симпатий к Гитлеру. Западные демократии очень холодно относились к Испании в годы войны, а в 1945 году на Потсдамской конференции осудили режим Франко и поддержали решение Генеральной Ассамблеи ООН об отзыве послов из Испании. Политические взгляды Франко сильно испортили имидж страны в глазах международных инвесторов. Рассчитывать на их помощь в восстановлении Испании после гражданской войны не приходилось.

Эти проблемы имеют прямое отношение к истории Telefonica. Правительство готово было поручить восстановление связи после гражданской войны Telefonica, но компания принадлежала американцам, которые не хотели сотрудничать с режимом Франко.

Каудильо решил проблему Telefonica очень просто. Он национализировал пакет акций, принадлежавший ITT. Увеличение государственного пакета акций до 79,6% пошло компании на пользу. Она смогла сразу же значительно повысить тарифы на свои услуги. Пока Telefonica была негосударственной, ее менеджеры много раз порывались поднять тарифы, но власти не позволяли этого. Освободившись же от американской опеки, менеджмент Telefonica стал решать многие задачи более оперативно.

В годы правления Франко компания благодаря своему монопольному положению развивалась вширь. Ее успехи или неудачи (как, впрочем, успехи и неудачи любого испанского предприятия в тот период) зависели исключительно от хорошего или плохого отношения каудильо. Франко после захвата власти в 1939 году продолжил экономический курс Примо де Риверы на развитие госкапитализма. Два генерала симпатизировали друг другу еще со времен боевых действий в Марокко. Для простоты управления экономикой страны Франко создал национальный институт промышленности, объединивший 65 крупнейших предприятий Испании. В банковской сфере он оставил шесть банков для работы на общенациональном уровне – все остальные могли работать только в своих провинциях. В зависимости от объемов отрасли он назначал в каждую сферу промышленности по одному «старшине». В телекоммуникациях «старшиной» назначили компанию Telefonica.

К концу 1950-х компания наконец доложила о выполнении задачи, поставленной перед ней еще королем Альфонсо XIII: вся Испания была телефонизирована. За 25 лет существования Telefonica количество ее сотрудников выросло до 32 тыс. человек. Telefonica стала самой крупной испанской компанией.

Не имея конкурентов, Telefonica бралась за все виды услуг – от установки таксофонов на улицах всех городов и вдоль магистралей до строительства станций слежения за спутниками и сетей передачи данных. Ее инженеры одновременно разрабатывали собственный монетоприемник для таксофона и специальные подводные лодки для прокладывания кабеля по дну океану. Заниматься приходилось не тем, что прибыльно, а тем, «на что укажет палец Франко». Благодаря тому же «пальцу» убытки от неудачных проектов компенсировались повышением тарифов на услуги.

Спустя годы «всеядность» позволит Telefonica стать устойчивой многопрофильной корпорацией. В дни нынешнего кризиса на рынке высоких технологий, начавшегося весной 2000 года, компания сохраняет более высокий кредитный рейтинг, чем такие гиганты, как Vodafone, DeutscheTelekom, FranceTelecom, BritishTelecom.

 

Доход от примирения

После второй мировой войны необходимость в мобилизационной экономике отпала, в стране началась некоторая либерализация. В 1960 году Telefonica вышла на биржу, став публичной компанией.

Когда в 1975 году Франко ушел из жизни, в Испании начались политические и экономические реформы.

Telefonica в поисках новых сфер для развития своего бизнеса обратила внимание на платное телевидение. Обладая собственными спутниковыми и проводными каналами передачи информации, она решила сама заняться производством телевизионных программ. После смерти Франко цензура была отменена, возвращение Испании в «европейскую семью» открыло дорогу в страну французским, немецким и голландским программам, которых раньше испанцы не видели. Telefonica учредила дочернее предприятие, выделила частоты вещания канала и, чтобы не смущать католическое большинство, запустила новинки на платной основе. В 2001 году медиа-компания AdmiraMediaGroup, объединяющая теле- и радиоканалы, производственные студии и продюсерские центры, принесла в консолидированный бюджет Telefonica $1,29 млрд.

Объединение с Европой потребовало открытия внутреннего рынка услуг связи. Испанское правительство вполне резонно опасалось, что Telefonica, выросшая в тепличных монопольных условиях, не сможет конкурировать с более агрессивными европейскими коллегами. В итоге испанское правительство создало для Telefonica «спарринг-партнера». Им стала организованная в соответствии с правительственным решением компания Retevision. Появившись в 1997 году, она за год отобрала у бывшего монополиста более 10% рынка проводной связи. Однако вскоре выяснилось, что Telefonica не собиралась воевать за этот сегмент, поскольку цены на нем регулировались государством. Гораздо больший интерес для Telefonica представляли два других направления – мобильная телефония и экспансия в Латинскую Америку. Мобильной связью Telefonica увлеклась в 1990-е, а экспансия была «главным направлением удара» Telefonica с того самого момента, когда преставился каудильо.

 

Колонизация № 2

В завоевании новых рынков Telefonica помогли сотни тысяч политических противников Франко, которые в 1939 году эмигрировали в страны Латинской Америки, обосновались там, пустили корни и вырастили детей. Как правило, из Испании уезжали хорошие специалисты, имевшие высшее образование, так что они смогли добиться успеха в бывших колониях. Пока был жив Франко, ни они, ни их дети не желали сотрудничать с Испанией. После 1975 года положение дел изменилось.

Скупка акций «телекомовских» компаний в Бразилии, Аргентине, Чили, Венесуэле шла на деньги Telefonica при активной помощи бывших эмигрантов. В результате за четверть века Telefonica «вторично колонизировала» Латинскую Америку.

В 2001 году деятельность внутри Испании дала компании только 56,9% от общего операционного дохода. «Взнос» Бразилии составил 20,9%, а Аргентины – 11,3%. И доля метрополии в бизнесе компании продолжает уменьшаться.

Президент Telefonica Сезар Алиерта связывает успехи компании в первую очередь со стратегией горизонтального управления различными направлениями деятельности корпорации. Он считает, что такая модель позволяет «быстро менять бизнес в зависимости от состояния рыночной конъюнктуры». Telefonica удалось избежать убытков во время краха Интернет-компаний. Дочерняя компания Terra-Lycos всегда сама зарабатывала себе на жизнь, и ее «портальный» бизнес приносил стабильный доход от рекламы.

Гораздо большие проблемы у компании возникли в результате кризиса в Аргентине. По словам Сезара Алиерты, из-за девальвации песо по отношению к доллару чистый доход в 2001 году уменьшился по сравнению с 2000 годом на 15,9%. А продажи в первом квартале 2002 года составили около 70% от соответствующих показателей предыдущего года. Но Telefonica не собирается сворачивать с пути конкистадоров. В апреле она приобрела 65% акций Pegaso – второго по размеру мексиканского оператора мобильной связи, владеющего абонентской базой в 2 млн человек и суммарно оцененного в $1,36 млрд. На очереди – экспансия в испаноговорящие штаты США.

Еще по теме