Сыграть в ящик
Через несколько лет «Аэрофлот» полностью распрощается с наследием советских времен. До 2010 года авиакомпания выведет из эксплуатации отечественные самолеты. Причина – устаревший авиапарк не справляется с запросами авиакомпании. Европа к себе нашу технику не пускает, а топливная эффективность «тушек» и «Илов» значительно ниже, чем у зарубежных аналогов.
Уже в этом году шесть дальнемагистральных Ил-86 будут переданы в чартерную авиакомпанию, которую планирует создать «Аэрофлот». 11 среднемагистральных Ту-134 достанутся дочерним компаниям – «Аэрофлот-Дон» и «Аэрофлот-Норд». «Ресурс этих самолетов практически исчерпан», – заявил начальник службы планирования и развития парка ОАО «Аэрофлот» Сергей Колтович. В 2008 году авиакомпания начнет избавляться от Ту-154. В ее парке сейчас 25 машин. Для них еще открыто европейское небо, но срок службы этих самолетов подходит к концу. Программа развития авиапарка была рассмотрена на последнем заседании совета директоров, но была направлена на доработку. В документе упоминаются лишь контракт на 30 региональных RRJ компании «Гражданские самолеты Сухого» и поставка 6 самолетов Ил-96-300. Но исполнение соглашения с «Ильюшин Финанс Ко» до сих пор под вопросом.
Производитель не предоставил авиакомпании гарантий безопасности эксплуатации воздушного судна, а RRJ считается международным проектом. Аналитик ИК «Финам» Михаил Пак считает, что отказ от использования отечественной техники будет иметь негативные последствия для российского авиапрома, но «с точки зрения пассажиров – это плюс. Покупка зарубежной техники позволит поднять имидж авиакомпании в глазах западных клиентов». Глава консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак поддерживает выбор «Аэрофлота». «Ил-96 еще нет в необходимом количестве, но это уже самолет предыдущего поколения», – полагает эксперт.
«Аэрофлот» не первый год говорит о своей переориентации на зарубежную авиатехнику. Основу ее парка среднемагистральных самолетов сейчас составляют 18 машин европейской корпорации Airbus семейства А-320. В 2006 – 2007 году должно быть поставлено еще 12 таких самолетов, сообщили «Ко» в европейском концерне. Между тем в качестве дальнемагистрального авиалайнера выбор авиакомпании пал на американский Boeing 787 Dreamliner. В ближайшие 10 – 15 лет «Аэрофлоту» потребуется 22 таких воздушных судна. Тендер на поставку дальнемагистральных самолетов был объявлен «Аэрофлотом» в июле прошлого года, но его результаты до сих пор неизвестны. Тем временем, как следует из стратегической программы развития авиапарка «Аэрофлота», условия Boeing оказались предпочтительней его основного конкурента Airbus. Основное преимущество Boeing 787 – более ранние сроки поставки. Производство Dreamliner начнется в 2008 году, а А-350 – в 2010-м. Подробности готовящегося соглашения не разглашаются ни в «Аэрофлоте», ни в Boeing, но, судя по каталожной стоимости воздушных судов, сумма сделки может составить около $2 млрд.