Та самая вода
Лить воду в России становится все выгоднее. По данным ACNielsen, розничные продажи минеральной и питьевой воды в 15 крупнейших городах России выросли в декабре 2002-го – мае 2003-го на 34% по объему и на 39,6% в деньгах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Компания «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) на прошлой неделе официально объявила о покупке двух скважин в Ессентуках. ВБД придется разгребать ситуацию, сложившуюся вокруг минеральной воды и марки «Ессентуки» в частности. Сегодня «Ессентуки» разливают порядка 30 организаций, многие из которых расположены далеко от курортной зоны. Например, московский пивобезалкогольный комбинат «Очаково», компания «Живая вода» из Екатеринбурга, «Росинка» из Предуралья. Доля марки на российском рынке (во всех ее проявлениях) – 1,5%, а уровень известности – 95%. ВБД является единственным производителем, чья вода полностью соответствует старому ГОСТу, – на купленных скважинах «Ессентуки» №4 и №17 льют с советских времен.
Не исключено, что со временем компания пролоббирует принятие четких правил игры на рынке минеральной воды (ВБД уже вступил в Союз производителей минеральных напитков). Не без участия компании – например, в 2000 году был принят ГОСТ на соки, определивший раз и навсегда, что считается соком, а что – нектаром. Если подобное случится на рынке воды, многие напитки исчезнут с прилавков, а PepsiCo придется менять название своего брэнда – искусственно минерализованная вода Aqua Minerale на развитых рынках называется скромнее – Aquafina.