Табачники подпустили дыму
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор ростовской фабрики «Донской табак» Иван Саввиди обвинил британскую компанию Gallaher, владельца московской фабрики Liggett-Ducat, в подкупе дистрибуторов. Фабрика «Донской табак» производит сигареты «XXI век», «Донской табак» и др. По данным «Ко», объем производства составляет 37 млрд штук в год. В конце ноября прошлого года на российском табачном рынке разразилась демпинговая война. Компании «Тюсом» и SNS стали распродавать оптовые партии сигарет «Донского табака», «Балканской звезды» и «Нево-табака» по ценам ниже заводских.
В компании SNS утверждают, что Gallaher не имеет к ее распродаже ростовских сигарет никакого отношения. «Мы продали 20 млн сигарет (0,6% от среднемесячного объема производства предприятия - «Ко»), - говорит Олег Смирнов, гендиректор SNS. - Такой объем не мог вызвать кризиса на «Донтабаке». По данным самой компании, SNS продает в России 14% табачных изделий. Она торгует продукцией компаний Philip Morris, BAT, Liggett-Ducat, JTI, Reemstma и др. Три года назад SNS добавила в свои прайс-листы и продукцию «Донского табака». Причем компания закупала сигареты не напрямую у производителя, а у ростовских поставщиков. «В конце прошлого года мы пришли к выводу, что работа с «Балканской звездой», «Нево-Табаком» и «Донтабаком» невыгодна, - рассказывает Олег Смирнов. - Маржа не покрывает наших расходов на продажу этой продукции. Мы поставили в известность производителей, что отказываемся от сотрудничества с ними. При этом необходимо было освободиться от складских запасов их продукции, и мы их распродали в кратчайшие сроки».
После этого на «Донтабаке» разразился кризис перепроизводства. В самом начале 2001 года фабрика остановилась - склады были забиты продукцией. Новогодние каникулы ростовчан закончились только 15 января 2001 года. Руководству удалось справиться с ситуацией, скупив у дилеров всю ранее проданную продукцию за $2 млн. Теперь Иван Саввиди утверждает, что действиями SNS и «Тюсома» руководила корпорация Gallaher, стремясь таким образом подорвать экономическое здоровье российского конкурента.
«То, каким образом подается ситуация, - говорит Олег Смирнов, - хорошо спланированная PR-кампания со стороны кого-то из вышеперечисленных производителей. На самом же деле российские производители сигарет пытаются списать на других проблемы со сбытом своей продукции. В свое время количество дистрибуторов «Донтабака» доходило до 600. Сейчас их около 70, но все равно цифра внушительная, и ничто не говорит о том, что она будет сокращаться. О какой четкой системе дистрибуции может идти речь?»
Предновогодняя распродажа SNS и «Тюсома» - далеко не первый случай, когда дистрибуторы продают сигареты «Донтабака» себе в убыток. Непонятно, почему именно на этот раз выброс дешевого товара так плачевно сказался на российских производителях.
По наблюдениям специалистов компании Philip Morris, предновогодний демпинг наблюдался со стороны Liggett-Ducat. Возможно, причиной затоваривания стало появление в продаже в начале ноября новой марки Philip Morris - сигарет «Оптима», розничная цена которых составляет всего пять рублей.