Таблетка инвестора
Фармпроизводителям в минувшем году удалось не только устоять, но и показать рост: по оценкам аналитиков «Фармэксперт», в 2010 году рынок лекарств вырос на 11–13%. «Несмотря на то, что цены на медикаменты упали, наблюдался рост выручки и доходов, – говорит президент Союза производителей галеновых лекарственных препаратов Дмитрий Островский. – Конечно, из-за госрегулирования цен некоторые оптовые компании прекратили свое существование – их бизнес стал нерентабельным, но в целом отрасль закончила год в плюсе». Один из крупнейших производителей в России галеновых лекарственных препаратов ООО «Гиппократ» увеличил производство в натуральном выражении на 69%, а в денежном – на 30%. Объем инвестиций составил 410 млн рублей.
Средства предприятие направило на закупку нового оборудования, научные разработки и внедрение новых запатентованных технологий. Предприятие специализируется на производстве таких популярных препаратов, как корвалол, настойки пустырника, валерьяны и боярышника. По данным ЦМИ «Фармэксперт», «Гиппократ» выпускает около 30% лекарственных настоек в России. По словам генерального директора «Гиппократа» Антона Гусева, упор на предприятии делается на повышение качества препаратов: новое оборудование позволяет улучшить методику экстракции препаратов, вытяжку растительного сырья. В прошлом году предприятие заключило соглашения с японскими и китайскими фармпартнерами, кроме того продолжило сотрудничество с европейскими производителями – Италией, Германией, Францией.
Большим плюсом для российских фармацевтических компаний стал новый закон «Об обращении лекарственных средств». По мнению Дмитрия Островского, для них упростилось оформление лицензий и появилась возможность расширить ассортимент традиционных лекарственных средств. «Мы наполовину обновили продуктовую линейку, начав производство новых препаратов», – говорит генеральный директор «Гиппократа».
По планам предприятия на 2011 год, объем производства должен вырасти еще на треть, а выручка – до половины. Увеличатся и инвестиции. «Об инвестиционной привлекательности российской фармацевтики говорит тот факт, что все больше иностранных компаний планируют открыть собственное производство лекарственных препаратов на территории России, – подчеркивает Дмитрий Островский. – Это даст новый толчок для развития галеновой отрасли».
Лекарственное обеспечение населения продолжает оставаться одной из самых острых проблем и в правительстве. «Главная задача – насыщение нашего внутреннего рынка доступными и качественными препаратами», – заявил недавно президент Дмитрий Медведев. Максимально разрешенные цены на ЖВНЛС стали определяться по формуле: предельная цена производителя (ее регистрирует Минздравсоцразвития) плюс предельные оптовые и розничные надбавки (их устанавливают регионы). Регулирование по задумке Минздравсоцразвития должно позволить не допускать кратного увеличения цен.
Но в наступившем году лекарства будут дорожать за счет роста цен на препараты, не вошедшие в список ЖНВЛП, полагают эксперты. К 2014 году российские фармацевтические предприятия должны перейти на международные стандарты качества производства (GMP, good manufacturing practice), а это означает дополнительные затраты на внедрение этих принципов. Одним из направлений, где Россия отстает от других стран, является развитие передовых технологий. По словам Виктора Христенко, при разработке инновационных продуктов государство будет брать на себя 75% финансирования производства, а 25% – бизнес.
Эксперты прогнозируют увеличение объема производимых в России стратегических, жизненно важных лекарственных средств до 90% уже к 2015 году. По данным исследования консалтинговой компании Frost & Sullivan, общая выручка фармацевтического рынка России может увеличиться с $15,3 млрд в 2009 году до $37,15 млрд в 2016 году. В конце прошлого года правительство одобрило десятилетнюю федеральную целевую программу по развитию фармацевтической и медицинской промышленности. Ее объем – 188 млрд рублей, из которых почти 125 млрд руб. приходится на долю государства.
Еще по теме
В середине XIX века американский фармацевт Чарльз Элмер Хайрес наладил массовое производство и продажу «напитка трезвенников» – безалкогольного корневого пива. По свидетельству историков вопроса, Хайрес был первым американским предпринимателем, сделавшим бизнес на прохладительных напитках, а популярность рутбира в США проложила путь таким гигантам, как Coca-Cola и Pepsi.
Карл Альбрехт. Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими.
Сотни тысяч почтовых отправлений были задержаны в результате предновогоднего транспортного коллапса в крупнейших европейских аэропортах. Компенсировать клиентские потери, связанные со сбоями в работе авиакомпаний, обещает пока только один оператор экспресс-доставки – «EMS Почта России».
В старом мультфильме паровозик из Ромашково, помнится, систематически засматривался на красоты природы, а опоздания свои к месту назначения оправдывал так: «Если мы не увидим этот рассвет, то опоздаем на всю жизнь!» Такое же фатальное опоздание грозит компаниям, которые сегодня не увидят в России рассвет экомаркетинга.