Так действуют ли менеджеры в интересах акционеров?
Как-то на научном семинаре в известном исследовательском институте группе аспирантов была прочитана лекция по проблемам неэффективного инвестирования. Речь шла об одной новомодной экономической теории.
В завершение двухчасового семинара у лектора-академика спросили: а в каких случаях положения данной теории могут быть применены и проверены на практике? На что этот мудрейший человек ответил: "Видите ли, ученых Гарвардской экономической школы оскорбляет такой вопрос. Они считают себя теоретиками".
Очевидно, гарвардский период научной карьеры Елены Владимировны сыграл с ней злую шутку. Проблема агентских отношений в современной экономической теории вообще слабо разработана с точки зрения прикладной науки.
В книге "Действуют ли менеджеры в интересах акционеров?", выпущенной издательством "Тройка-Диалог", Елена Владимировна пишет о том, чему действительно не видно практического применения. По крайней мере в России. Да и вообще на emerging markets. Да и вообще в рыночной экономике. Как, впрочем, и всему изобретенному непосредственно в академическом Гарварде, а не, скажем, в более "прикладном" Чикагском университете.
В книге прекрасно изложены модель долга Майерса, ликвидационная модель долга Харта, метод защиты от поглощения в модели Харриса-Равива, вкратце затронута проблема выбора оптимального метода размещения дополнительных выпусков и т.д. Все это снабжено очень подробной и качественной библиографией. В самом тексте практически через строчку идут ссылки на статьи западных экономистов, которые также рассматривали обсуждаемую проблему. В приложениях вполне доходчиво объяснены математические модели некоторых теорий. Хорошо поставленный, не захламленный псевдоэкономическими терминами язык - признак настоящего профессионала экономического анализа. Все это выдает глубокую проработку материала. А читать добротно написанные книги приятно уже само по себе.
Впрочем, практической пользы для тех, кто каждый день принимает решения, от книги немного. Согласитесь, рассказывать отечественным "красным" и не очень директорам и банкирам о том, что "преимущества от владения инсайдерской информацией неочевидны" (стр. 54) - занятие неблагодарное. "Дело в том, - уточняет автор, - что им могут быть известны многие детали, о которых не знает рынок ... но участники рынка в совокупности знают больше о самом положении дел на рынке акций, об отрасли, к которой принадлежит эта компания, о действиях ее конкурентов и т.п." Проблема, однако, заключается в том, - ответим мы, - что менеджер западной компании, основываясь на "инсайде", действует не в отношении какого-то абстрактного рынка акций в целом или в отношении всей отрасли. Он действует в отношении своей конкретной компании, и здесь его информационное преимущество перед остальными участниками рынка неоспоримо. И ему вовсе не обязательно знать все обо всей отрасли или обо всем рынке акций, чтобы, пользуясь "инсайдом", спекульнуть на акциях своей фирмы. Подобных полемических заметок вдумчивый читатель оставит на полях немало. Жаль только, что поля книги не очень широкие - негде записать контраргументы.
Кстати, об оформлении книги. Оно, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Мягкая обложка в сочетании с дешевым переплетом делает книжку похожей на вузовский самиздат. Единственное оригинальное решение в оформлении front page - стрелка на графике, изображенном на обложке, повернута вниз. К чему бы это? Скажем откровенно: издательство "Олимп-Бизнес" (именно оно выпускает корпоративную серию "Тройки-Диалог") вообще мастер портить хорошие книги убогим дизайном. Взять хотя бы их предыдущий бестселлер - "Принципы корпоративных финансов" Бейли. Книга отличная, хорошо переведена, удачный формат, и все это убивается печатью в две краски (черный с вульгарным розовым), совершенно неприемлемой для серьезных научных изданий.
В общем, книга никак не отвечает на поставленный в заглавии вопрос. А на заявленный автором в предисловии титул учебника работа Чирковой явно не тянет. Учебник от монографии отличают методологическая база и последовательность в изложении материала, чего в книге я не нашел. Да и академичности маловато...
Кому покупать: студентам, аспирантам, аналитикам, научным работникам - в качестве бесценного справочника по истории исследования проблемы агентских отношений.
Кому не покупать: менеджерам и директорам, всем, кто принимает решения в реальном бизнесе. А также тем, кто хочет узнать, действуют ли менеджеры в интересах акционеров.